Односоставные предложения 8 класс

       Цель урока: познакомиться с основными группами односоставных предложений и составить алгоритм определения типа односоставного предложения.        Задачи, которые следует решить в процессе урока: 1.В чем различие между двусоставными и односоставными предложениями? 2.Какова классификация типов односоставных предложений? 3.Каковы характерные признаки каждого типа односоставного предложения? 4.Как ориентироваться в типах односоставных предложений, чтобы правильно их определять?    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1.знать структурные особенности односоставных предложений;

2.уметь различать двусоставные и односоставные предложения;

3.опознавать односоставные предложения в структуре сложного предложения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, рабочие тетради, вопросы на столе и тест.

Цели:

Образовательные: познакомиться с основными группами односоставных предложений, составить алгоритм определения типа односоставного предложения, научиться находить их по характерным признакам;

Развивающие: дальнейшее развитие логического мышления, внимания, коммуникативных навыков, расширение словесного кругозора;

Воспитывающие: воспитание любви к родному языку через художественное слово, культуры речи.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и задач урока.

СЛАЙДЫ 1,2

Тема нашего урока : « Односоставные предложения». Цель урока - познакомиться с основными группами односоставных предложений, составить алгоритм определения типа предложения и научиться находить односоставное предложение по характерным признакам.

В тетрадях записывается число, классная работа, тема урока..

Ребята, так чем же мы будем заниматься на уроке?

( будем знакомиться с группами односоставных предложений)

У каждого у вас на столе имеется перечень вопросов, ответы на которые мы получим в конце урока.

1. В чем различие между двусоставными и односоставными предложениями?

2. Какова классификация типов односоставных предложений?

3. каковы характерные признаки каждого типа односоставного предложения?

4. Как ориентироваться в типах односоставных предложений, чтобы правильно их определять?

Ребята! Вспомним, что входит в состав грамматической основы?

А как вы думаете, в односоставных предложениях сколько главных членов содержит грамматическая основа? Чем она может выражаться?


  1. Объяснение нового материала

Слайд 3

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Прочитайте четверостишие. Кому принадлежат эти строчки?

Определите состав грамматической основы каждого предложения.

Проверим. СЛАЙД -4

Мы видим, что количественный состав грамматической основы может быть различным: два состава и один состав. Следовательно в зависимости от количественного состава грамматической основы предложения характеризуются - как? ( односоставные и двусоставные)

А теперь посмотрим и определим, на какие группы делятся односоставные предложения по главному члену - сказуемому.

СЛАЙД - 5

Записываем предложения:

Люблю грозу в начале мая.

Пойдем, старик!

Слышишь песню вдали?

Отворите мне калитку, дайте мне сиянье дня.

Отметим грамматические основы. Чем выражены?

Проверяем на экране.

Главный член предложения - сказуемое. Подлежащего в них нет. но оно мыслится вполне определенно. Мы можем подставить в эти предложения местоимения: я, мы, ты, вы.

Эти предложения называются определенно-личными.

Но обратите внимание, что в каждое определенно-личное предложение можно подставить только одно местоимение: либо Я, либо МЫ, либо Ты, либо ВЫ. Выбор местоимения диктуется формой глагола - сказуемого. К примеру: Люблю тебя ,мой город Ливны.

Ученик: Я люблю тебя, мой город Ливны!

Переходим к следующему типу предложений.

СЛАЙД- 6

Записываем предложения и подчеркиваем грамматическую основу.

По улицам слона водили.

Хорошо в деревне хлеб пекут.

Что вы можете сказать о подлежащем? Оно неизвестно.В таких случаях говорят, что деятель мыслится неопределенно. Мы можем подставить местоимение они.

Такие предложения называются неопределенно - личными

-----------------------------------------------------------------------------------

СЛАЙД- 7

Следующий тип односоставного предложения.

Записываем и определяем главный член предложения.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

Проверим.

В первом предложении подлежащее мыслится четко - определенно. Ты - местоимение.

В другом предложении - ОНИ местоимение.

А на каком основании данные предложения выделены в отдельную группу? Потому что и в том и в другом случае деятель мыслится обобщенно: не просто ТЫ, а ТЫ и ЛЮБОЙ ДРУГОЙ., не просто ОНИ, а ОНИ и ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ.

Чаще всего подобные предложения являются пословицами и поговорками и называются они - обобщенно-личными.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рассмотрим четвертую группу односоставных предложений.

Записываем предложения и определяем грамматическую основу.

СЛАЙД- 8

Мне нездоровится.

Рассвело.

Проверим. По смыслу можно подставить какое-нибудь подлежащее местоимение? Нет. Деятеля не просто нет, Но его не должно быть.

Такой тип односоставного предложения с главным членом - сказуемым - называется безличным.

И последний тип односоставного предложения, главный член которого является - подлежащее.

СЛАЙД- 9

Запишите предложения и подчеркните гл. член предложения.

Жаркий день поздней осени.

А вот и я.

Двенадцать…Сейчас он прошел через посты.

Десять часов.

Проверим. Чем выражены подлежащие?

Такой тип предложения называется назывным

Сделаем общий вывод: перечислим основные группы односоставных предложений т назовем их характерные признаки.

СЛАЙД - 10

Каков же алгоритм определения типа односоставного предложения?

СЛАЙД-11

( составление алгоритма)

4.Закрепление пройденного материала.

А) п. 20, стр.. 93, упр. 203

Б) определим предложения односоставные или двусоставные, будет хорошо, если вы определите и тип предложения.

. В) у доски Тянуло вечерней прохладой - разбор

Тянуло - морф.

Дождь - фонет.

5.Итог урока.

СЛАЙД-12

Вернемся к тому перечню вопросов, которые были даны в начале урока.

( ответы учеников)

А сейчас проведем небольшой тест на усвоение нового материала.

( идет работа, затем листочками обмениваемся ,проверяем и сверяем с написанным на доске).

Сегодня хорошо поработали:-------------------------------------------------

СЛАЙД - 13 Домашнее задание.

Подобрать примеры односоставных предложений из произведений художественной литературы и записать в тетрадь. П.20



  1. Бездонную бочку водой не наполнишь.

  2. Меня ждут.

  3. Расскажу тебе сказку.

  4. На дворе вечереет.

  5. Зима!

Вопросы:


  1. В чем различие между двусоставными и односоставными предложениями?

  2. Какова классификация типов односоставных предложений

  3. Каковы характерные признаки каждого типа односоставного

предложения?

4.Как ориентироваться в типах односоставных предложений?, чтобы правильно их определять?

© 2010-2022