Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения.

Целеполагание:

  • создать условия для формирования социальной, коммуникативной, креативной компетентности учащихся через развитие образного мышления;

  • развитие навыков анализа текста художественного произведения;

  • воспитание толерантного отношения в среде подростков.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • дидактический материал,

  • WMV(AVI)-файлы с мультфильмами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учится?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!



2 Диалог , подводящий к теме.

Ребята , мы сегодня будем говорить о серьёзном , потому что я считаю вас взрослыми. ( пауза)-

А Что значит быть взрослым?( чувствовать ответственность за себя, когда всё можно,когда тебе 18 лет, быть искренним и непосредственным как ребёнок)

- Что значит быть ребёнком?(играть в игрушки, слушаться во всём родителей)

-В каких жизненных ситуациях ребёнок может почувствовать себя взрослым, а взрослый, наоборот , ребёнком(поступки ,при болезни, открытие))

-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить.(о взрослых , о детях , о их жизни)

_ Вы правы , существует взрослый мир и детский мир, как вы думаете, какая же тема урока будет сегодня ,попробуйте её сформулировать сформулируйте её.

3 Формулировка темы урока

1слайд

«Мир детства ….мир взрослых»

- Посмотрите , между этими словосочетаниями стоит многоточие. Как вы думаете , какое слово или слова могут быть вместо точек?

( записываются на доске слова)

любовь,

понимание,

взаимопонимание

- Ребята, сегодня мы с вами посмотрим, насколько же велико расстояние между миром детства и миром взрослости, и есть ли между этими мирами точки соприкосновения, поздороваемся с целой компанией невероятно симпатичных героев и познакомимся с их автором - замечательным сказочником, философом Виктором Кротовым

4 Работа с лексическим значением слова

- А вы знаете , кто такой философ? ( умный человек ; тот, кто сочиняет книги)

- Вы правы , философ- это человек, который очень любит размышлять, ощущать полёт воображения, посидеть, подумать. Наш автор тоже философ. Какие замечательные слова он сказал.

2 Слайд

"Ребёнок - это человек, путешествующий по детству. А взрослый путешествует по взрослости. И путешественникам этим есть чем поделиться друг с другом. Ведь перед ними расстилаются такие удивительные миры, каждый со своими чудесами и приключениями!"

- Пусть они станут эпиграфом к нашему уроку.

- Давайте знакомиться с произведениями Виктора Кротова.



  1. Фронтальная работа с текстом до чтения

/создание условий для эстетического и эмоционального переживания /

3 Слайд

- Посмотрите на заглавии , как вы думаете о чём пой дёт речь ? (о чём-то смешном , весёлом). Может быть , сейчас посмотрим сбылись ли ваши предположения.

Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения.

. - Что вас удивило в этой сказке? ( размер, важная мысль)

6 Знакомство с теоретико-литературными понятием

/практическое ознакомление с теоретико-литературным понятием/

- Ребята ,перед нами не просто сказка, а сказка-притча .Притча -это небольшой рассказ , содержащий моральное поучение.

4 Слайд

7 Работа с текстом сказки. Фронтальная

/обучение элементам литературоведческого анализа/

-Давайте попробуем определить , что хочет сказать автор своей притчей.

5 Слайд

- В каком возрасте каждый из нас может познакомиться с гномиком Уфффом? А догадываемся ли мы об этом?(в детстве и когда человек уже взрослый; нет , мы о нём не знаем)

- Что мешает нам замечать чудеса, происходящие вокруг?(не хватает времени , чтобы подумать о чуде; не верим в чудо)

- Что в этой сказке будет полезным для ребёнка, а что для взрослого?( ребёнок будет не так остро воспринимать обиду , одиночество , печаль ; взрослому приятно будет знать , что он не одинок)

- А можно ли убедить взрослого папу или брата в том, что чудеса действительно происходят? Вы задумались и это хорошо , я подскажу вам ответ.

(Можно. Всё хорошее становится просто замечательным, стоит его только заметить. Гномик Уффф, ещё одно чудо из мира детства, помогающее нам справится с трудностями, на протяжении всей жизни находится рядом. Надо только научиться замечать эти чудеса)

8 Фронтальная работа с текстом до чтения

/создание условий для эстетического и эмоционального переживания /

6 Слайд

. Перед нами заглавие ещё одной сказки-притчи Виктора Кротова

-Ребята , а в этом произведении о чём пойдёт речь?

9 Работа в парах.

/ Формирование и совершенствование техники чтения развитие умений и навыков отдельных видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения/

-Перед вами тетрадочки в них текст сказки, прочтите его тихо друг другу выразительно.

- А теперь прочтём вслух громко, соблюдая интонацию.

10 Работа по пониманию прочитанного

/обучение элементам литературоведческого анализа/

-Прочтите вопросы после текста сказки . обсудите их друг с другом

- А теперь мне тоже хочется услышать ваши размышления .

7 Слайд

Почему кактус вдруг зацвел?(он стоял на окне и ему хватало солнышка ; ему стало хорошо на душе; у него было хорошее настроение)

- Смогли ли окружающие люди оценить эту красоту? Что для них оказалось наиболее важным в цветущем кактусе?

- Что помешало людям посадить конфету, для того чтобы вырос новый конфетный кактус?( небрежность; невнимание ;забота о себе)

- Могут ли на кактусе снова зацвести конфеты?Когда?

-Перед вами ещё одна сказка. Прочтите её. А теперь поработаем индивидуально.



10 Индивидуальная работа

/ Формирование и совершенствование техники чтения развитие умений и навыков отдельных видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения/

ВЫДАЮТСЯ КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ И ТАБЛИЧКОЙ С ВОПРОСАМИ.

ПОЧЕМУ ДОКТОР ЗАБОЛЕЛ?

БЫЛ ОДИНОК, ГРУСТИЛ

КАК ВЫЛЕЧИЛСЯ ДОКТОР САЛЬВЕ ?


СТАЛ ПРИВЕТЛИВЫМ . ЗДОРОВАЛСЯ


Какие у вас возникают чувства , когда вы произносите слово «здравствуйте»?

Радости,чуда.



11 САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО АЛГОРИТМУ

Вера подготовила нам стихотворение, давайте послушаем.

/ ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОЧИТАННОГО/

!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

12 Опережающее задание . Представления проектов.

- Вы читали и другие сказки-притчи Виктора Кротова, Я просила вас нарисовать удивительных героев .такими , какими вы их себе представили, Обратимся к этим работам.

Ребята , посмотрите , как старались ребята, обратите внимание, что каждый герой Виктора Кротова - это яркий, индивидуальный характер, который не только знаком, но и симпатичен не только детям, но и взрослым.

13 Заключительная беседа . Выход на тему урока.

Вспомните начало урока. Как мы называли эти сказки? ( притча)

- Благодаря чему сказки-притчи В.Кротова интересны и взрослым, и детям? (На языке фантазии, игры, юмора в них говорится об очень важных для человека вещах).

-Так, что же помогает соединить"мир детства" с "миром взрослости"

Общий вывод.

-Каждая сказка- притча- это очень важная мысль о ребёнке и взрослом, о жизни и времени. Сказки Виктора Кротова помогают нам понять, что всё хорошее становится просто замечательным чудом, когда мы элементарно это замечаем, напоминают о необходимости сохранить в себе чистую веру в добро, любовь ко всему живому, к детскую искренность и непосредственность.

14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подумать над вопросами:

« С какими героями Виктора Кротова хотел бы ты дружить? Почему7»

«О каком герое в первую очередь сегодня расскажешь маме».

15 РЕФЛЕКСИЯ

Мы сейчас посмотрим с вами фрагмент мультфильма.

В какой мир мы попадём?

Но мы не просто посмотрим, а выполним задание.

Этот фрагмент надо озвучить . Как вам нравится?!


© 2010-2022