- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения
Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шипова С.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 5 классе по сказкам-притчам Виктора Крокова с применением технологии проблемного обучения.
Целеполагание:
-
создать условия для формирования социальной, коммуникативной, креативной компетентности учащихся через развитие образного мышления;
-
развитие навыков анализа текста художественного произведения;
-
воспитание толерантного отношения в среде подростков.
Оборудование:
-
компьютер,
-
мультимедийный проектор,
-
дидактический материал,
-
WMV(AVI)-файлы с мультфильмами.
Ход урока
-
Организационный момент.
Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной странице,
Здесь дата и тема. Давайте учится?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
2 Диалог , подводящий к теме.
Ребята , мы сегодня будем говорить о серьёзном , потому что я считаю вас взрослыми. ( пауза)-
А Что значит быть взрослым?( чувствовать ответственность за себя, когда всё можно,когда тебе 18 лет, быть искренним и непосредственным как ребёнок)
- Что значит быть ребёнком?(играть в игрушки, слушаться во всём родителей)
-В каких жизненных ситуациях ребёнок может почувствовать себя взрослым, а взрослый, наоборот , ребёнком(поступки ,при болезни, открытие))
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить.(о взрослых , о детях , о их жизни)
_ Вы правы , существует взрослый мир и детский мир, как вы думаете, какая же тема урока будет сегодня ,попробуйте её сформулировать сформулируйте её.
3 Формулировка темы урока
1слайд
«Мир детства ….мир взрослых»
- Посмотрите , между этими словосочетаниями стоит многоточие. Как вы думаете , какое слово или слова могут быть вместо точек?
( записываются на доске слова)
любовь,
понимание,
взаимопонимание
- Ребята, сегодня мы с вами посмотрим, насколько же велико расстояние между миром детства и миром взрослости, и есть ли между этими мирами точки соприкосновения, поздороваемся с целой компанией невероятно симпатичных героев и познакомимся с их автором - замечательным сказочником, философом Виктором Кротовым
4 Работа с лексическим значением слова
- А вы знаете , кто такой философ? ( умный человек ; тот, кто сочиняет книги)
- Вы правы , философ- это человек, который очень любит размышлять, ощущать полёт воображения, посидеть, подумать. Наш автор тоже философ. Какие замечательные слова он сказал.
2 Слайд
"Ребёнок - это человек, путешествующий по детству. А взрослый путешествует по взрослости. И путешественникам этим есть чем поделиться друг с другом. Ведь перед ними расстилаются такие удивительные миры, каждый со своими чудесами и приключениями!"
- Пусть они станут эпиграфом к нашему уроку.
- Давайте знакомиться с произведениями Виктора Кротова.
-
Фронтальная работа с текстом до чтения
/создание условий для эстетического и эмоционального переживания /
3 Слайд
- Посмотрите на заглавии , как вы думаете о чём пой дёт речь ? (о чём-то смешном , весёлом). Может быть , сейчас посмотрим сбылись ли ваши предположения.
. - Что вас удивило в этой сказке? ( размер, важная мысль)
6 Знакомство с теоретико-литературными понятием
/практическое ознакомление с теоретико-литературным понятием/
- Ребята ,перед нами не просто сказка, а сказка-притча .Притча -это небольшой рассказ , содержащий моральное поучение.
4 Слайд
7 Работа с текстом сказки. Фронтальная
/обучение элементам литературоведческого анализа/
-Давайте попробуем определить , что хочет сказать автор своей притчей.
5 Слайд
- В каком возрасте каждый из нас может познакомиться с гномиком Уфффом? А догадываемся ли мы об этом?(в детстве и когда человек уже взрослый; нет , мы о нём не знаем)
- Что мешает нам замечать чудеса, происходящие вокруг?(не хватает времени , чтобы подумать о чуде; не верим в чудо)
- Что в этой сказке будет полезным для ребёнка, а что для взрослого?( ребёнок будет не так остро воспринимать обиду , одиночество , печаль ; взрослому приятно будет знать , что он не одинок)
- А можно ли убедить взрослого папу или брата в том, что чудеса действительно происходят? Вы задумались и это хорошо , я подскажу вам ответ.
(Можно. Всё хорошее становится просто замечательным, стоит его только заметить. Гномик Уффф, ещё одно чудо из мира детства, помогающее нам справится с трудностями, на протяжении всей жизни находится рядом. Надо только научиться замечать эти чудеса)
8 Фронтальная работа с текстом до чтения
/создание условий для эстетического и эмоционального переживания /
6 Слайд
. Перед нами заглавие ещё одной сказки-притчи Виктора Кротова
-Ребята , а в этом произведении о чём пойдёт речь?
9 Работа в парах.
/ Формирование и совершенствование техники чтения развитие умений и навыков отдельных видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения/
-Перед вами тетрадочки в них текст сказки, прочтите его тихо друг другу выразительно.
- А теперь прочтём вслух громко, соблюдая интонацию.
10 Работа по пониманию прочитанного
/обучение элементам литературоведческого анализа/
-Прочтите вопросы после текста сказки . обсудите их друг с другом
- А теперь мне тоже хочется услышать ваши размышления .
7 Слайд
Почему кактус вдруг зацвел?(он стоял на окне и ему хватало солнышка ; ему стало хорошо на душе; у него было хорошее настроение)
- Смогли ли окружающие люди оценить эту красоту? Что для них оказалось наиболее важным в цветущем кактусе?
- Что помешало людям посадить конфету, для того чтобы вырос новый конфетный кактус?( небрежность; невнимание ;забота о себе)
- Могут ли на кактусе снова зацвести конфеты?Когда?
-Перед вами ещё одна сказка. Прочтите её. А теперь поработаем индивидуально.
10 Индивидуальная работа
/ Формирование и совершенствование техники чтения развитие умений и навыков отдельных видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения/
ВЫДАЮТСЯ КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ И ТАБЛИЧКОЙ С ВОПРОСАМИ.
ПОЧЕМУ ДОКТОР ЗАБОЛЕЛ?
БЫЛ ОДИНОК, ГРУСТИЛ
КАК ВЫЛЕЧИЛСЯ ДОКТОР САЛЬВЕ ?
СТАЛ ПРИВЕТЛИВЫМ . ЗДОРОВАЛСЯ
Какие у вас возникают чувства , когда вы произносите слово «здравствуйте»?
Радости,чуда.
11 САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ ПО АЛГОРИТМУ
Вера подготовила нам стихотворение, давайте послушаем.
/ ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРОЧИТАННОГО/
!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
12 Опережающее задание . Представления проектов.
- Вы читали и другие сказки-притчи Виктора Кротова, Я просила вас нарисовать удивительных героев .такими , какими вы их себе представили, Обратимся к этим работам.
Ребята , посмотрите , как старались ребята, обратите внимание, что каждый герой Виктора Кротова - это яркий, индивидуальный характер, который не только знаком, но и симпатичен не только детям, но и взрослым.
13 Заключительная беседа . Выход на тему урока.
Вспомните начало урока. Как мы называли эти сказки? ( притча)
- Благодаря чему сказки-притчи В.Кротова интересны и взрослым, и детям? (На языке фантазии, игры, юмора в них говорится об очень важных для человека вещах).
-Так, что же помогает соединить"мир детства" с "миром взрослости"
Общий вывод.
-Каждая сказка- притча- это очень важная мысль о ребёнке и взрослом, о жизни и времени. Сказки Виктора Кротова помогают нам понять, что всё хорошее становится просто замечательным чудом, когда мы элементарно это замечаем, напоминают о необходимости сохранить в себе чистую веру в добро, любовь ко всему живому, к детскую искренность и непосредственность.
14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подумать над вопросами:
« С какими героями Виктора Кротова хотел бы ты дружить? Почему7»
«О каком герое в первую очередь сегодня расскажешь маме».
15 РЕФЛЕКСИЯ
Мы сейчас посмотрим с вами фрагмент мультфильма.
В какой мир мы попадём?
Но мы не просто посмотрим, а выполним задание.
Этот фрагмент надо озвучить . Как вам нравится?!