Урок русского языка в 6 классе

Цели урока: повторить написание НЕ с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме; способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы ; формировать умение работать с учебником, таблицами, развивать устную и письменную речь учащи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Келехсаева Марина Сослановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №42

г. Владикавказа РСО-Алания






Урок русского языка в 6 классе "Правописание НЕ с причастиями"

Цели урока:

  • повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях;

  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме;

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы ;

  • формировать умение работать с учебником, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся;

  • мотивировать учащихся к изучению данной орфограммы.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Г5, §17, упр.132. Учащиеся должны были списать упражнение, вставляя Н или НН, обозначить суффиксы прилагательных и причастий, объяснить условия выбора орфограмм.

III. Работа по теме урока.

Тема нашего сегодняшнего урока "Правописание НЕ с причастиями".

Вспомните правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами. Прочитайте примеры написания причастий с НЕ.

  1. Неотправленное письмо.

  2. Письмо не отправлено.

  3. Не отправленное, а полученное письмо.

  4. Не отправленное мной письмо.

  5. Негодующая толпа.

  6. Недооцененный современниками поэт.

Что общего вы заметили?

Какие правила слитного и раздельного написания с НЕ объединяют причастия с другими частями речи, а какие характерны только для причастий?

НЕ пишется слитно, если:

  • причастие без НЕ не употребляется ;

  • причастие образовано от глагола с приставкой недо-;

  • в предложении причастие не имеет зависимых слов.

НЕ пишется раздельно, если:

  • причастия в предложении имеют зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот;

  • в предложении есть противопоставление с союзом а;

  • с краткими причастиями.

Результаты наблюдений записываем в виде таблицы.

НЕ пишется

Слитно

Раздельно

Причастие без НЕ не употребляется

Краткое причастие

Причастие не имеет зависимых слов

Есть противопоставление с союзом а

Есть зависимые слова

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа у доски. Упр. 136 (частично). Записываем предложения, раскрывая скобки. Объясняем слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Рассказы не_напечатаны. (разд., кратк. прич.)

Еще не_напечатанные рассказы.(разд., есть завис. сл.)

Не_напечатанный, а сделанный от руки рисунок. (есть противопост.)

Незаконченная, но интересная повесть.( слитно, нет зав. сл., нет против. с союзом а)

Недоеденная щенком каша. (слитно, прист. недо-)

Ненавидящий взгляд.(слитно, без НЕ не употребл.)

2.Упр. 138.

а) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

б) Расставьте недостающие знаки препинания.

Работа по доставке камней к месту стройки в...лась в дли...ых подземных гал...ереях, потолок которых поддерживался столбами (не)выбранного мрам...ра.

Во дворе м...стерской нах...дилось несколько мрам...орных плит с (не)законченными рельефами.

Голова статуи еще (не)прикр...пленная к туловищу ст...яла на подставке.

(Не)умолкающий ни на минуту шум моря (не)давал мне возможности сомкнуть глаз.

3. Упр. 139. В данном тексте пропущены прилагательные и причастия. Какие слова вы вставили бы вместо пропусков? Запишите свой вариант текста с причастиями и прилагательными. Можете продолжить описание грозы.

(...)впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером.(...)заря, еще не закрытая (...) тучей, озаряла (...) светом нашу спальню. Сквозь (...) окна была постоянно видна молния.(...)ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (...) страха.

V. Аудирование. (Диск прилагается к учебнику)

Послушайте отрывок из повести С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука". Сравните написанный вами текст с авторским. Чей текст интереснее? Почему?

VI. Выводы (формулируют учащиеся)

VII. Домашнее задание.

Г5, §17, упр.140. (Подготовительная работа проводится в классе)

Прочитайте отрывки из текста. Попробуйте догадаться, о чем идет речь в пропущенной части.

Объясните слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Прослушайте текст полностью и проверьте свои предположения.

Прежде чем приступить к работе, прочитайте еще раз И11 в "Приложении" и вспомните алгоритм работы над свободным изложением. (Брошюра "Приложение" входит в состав УМК)

Напишите свободное изложение текста.






Использованные материалы:


  1. Учебник "Русский язык" для 6 класса под редакцией А. Д. Шмелева, часть II.

  2. Аудиоприложение к учебнику (диск).

  3. Брошюра "Приложение" (входит в состав УМК).




© 2010-2022