Статья. Педагогическое эссе учителя со стажем на тему: Ура! У нас-контрольная работа!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»- эти слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина знакомы всем ещё со школьной скамьи. Своё эссе я решила начать именно со сказки, сочинённой мной на основе реальных событий, для нас, взрослых -учителей и родителей.

Давным-давно или недавно, впрочем, это не так и важно, жила- была девочка, добрая, трудолюбивая. Звали её Вика. Ей было одиннадцать лет. В классе её все уважали: она училась очень хорошо и всегда помогала одноклассникам, даже домой ходила к тем, кто из-за болезни много уроков пропустил.

Но за день до контрольной работы, к которой ученица серьёзно готовилась, с Викой часто начинало происходить что-то невероятное. Она волновалась, ночью плохо спала, а утром у девочки сильно болела голова. И тогда мама обычно оставляла дочку дома. А на следующий день всё вставало на свои места: девочка радостная бежала на занятия.

Как-то раз в школу приехала проверка: тётя- инспектор строго заглянула в тетради ребят и вдруг обнаружила, что у Вики почти нет контрольных работ. В гневе она приказала учительнице не ставить девочке отличные оценки за четверть, так как ученики обязаны подтверждать свои знания на уроках контроля.

Узнав об этом, Вика заболела. Прекрасные доктора её лечили целый месяц, но девочке лучше не становилось. И вот как-то ночью, во сне, к ней явилась добрая фея. Только она знала, что причина недуга девочки - страх. Будучи очень прилежной и ответственной, Вика боялась сделать ошибку, получить плохую оценку, расстроить родителей, а учитель всегда говорил, что главнее всего контрольные работы. Фея садилась у изголовья девочки и много с ней разговаривала, рассказывала разные истории, в которых герои мужественно сражались со страхом и побеждали его, учила верить в себя, в успех.

И вот пришло время ребятам писать четвертную контрольную работу. Вика решила, что должна обязательно идти в школу, иначе какая же она Виктория- победительница. В начале урока как всегда заволновалась, но вдруг услышала тихий голос доброй феи: « Всё будет хорошо!» Девочка внимательно прочитала задания, и вдруг почувствовала такую уверенность в себе, что даже испугалась этого нового чувства. Но быстро пришла в себя. И на бумагу чёрным кружевом стали быстро ложиться буквы и цифры.

На следующий день Вика была вся в ожидании отметки. И чудо произошло - это была пятёрка!

Конечно, девочка и потом будет волноваться перед контрольными, экзаменами и другими важными делами и событиями в своей жизни. Но с тех пор она уже умела справляться со страхом.

Детские страхи.… Сколько слёз из-за них пролито! Часто именно страх у детей бывает причиной их неудач и заниженной самооценки, а в дальнейшем - разных болезней и пониженной работоспособности.

Конечно, все родители мечтают об успешности своих детей, но порой почему- то забывают, что неудачники в жизни вырастают именно из детства. Они постепенно отдаляют себя от общества, часто, по словам Н.И. Запрудского, « становятся источниками и жертвами серьёзных социальных проблем». Об этом говорил и известный педагог В.А. Сухомлинский, утверждая, что неуспешные дети с «притупленным чувством собственного достоинства», с заниженной самооценкой растут агрессивными или пассивными, что одинаково недопустимо.

Я отлично понимаю, что без традиционных контрольных работ в школе нельзя. Но мне очень хочется, чтобы отметка не висела над головой ребёнка как дамоклов меч, чтобы школьник как можно реже испытывал состояние, известное психологам как

« выученная беспомощность».

Отметка должна быть мощным внутренним мотивирующим фактором для ребёнка. Я думаю, личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании открывает перед педагогами большие возможности, в том числе и в совершенствовании контрольно- оценочной деятельности учителя и учащихся.

Каждый современный учитель в своей работе редко или часто, но использует презентации. И я не исключение.

Для меня презентация- это творческий продукт, который должен обязательно иметь идейный замысел, чёткую композицию, глубокое и интересное содержание и эффектное оформление с учётом психологических особенностей восприятия человеком, особенно ребёнком, наглядного и текстового материала с экрана.

И вот как-то, 5 лет назад, у меня родилась идея - создать серию контрольных работ по литературе в форме презентаций на основе учебников ОС « Школа 2100», по которым я с большим удовольствием работаю. Так в течение учебного года появились 10 презентаций, которые представляют собой сквозную систему заданий с 5-ого по 9 класс и имеют общую цель - развить творческие способности детей, воспитать у них самостоятельность, креативность мышления, целеустремлённость, ответственность в учебной деятельности, кроме того, подготовить обучающихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. А ещё не менее важное, чем я руководствовалась, - сделать контрольную работу интересной, нацеленной на успех каждого ребёнка в зависимости от его возможностей, одним словом, создать для детей психологически комфортную ситуацию, где нет места стрессу, страху, что особенно часто присутствует на уроках контроля и мешает положительным результатам.

Чем же конкретно отличаются разработанные мною контрольные работы в форме презентаций?

Во-первых, начинаются и заканчиваются они музыкальными « минутками». В начале урока это быстро помогает настроить детей, часто пришедших на урок под сильным впечатлением от другой «науки», на нужную « волну», а в конце контрольной - снять эмоциональное напряжение, которое они всё равно испытывают, и создать хорошее настроение для продолжения учёбы. Содержание песен подобрано с учётом главной мысли большинства произведений, которые включены в контрольную работу.

Во-вторых, при выполнении почти каждого задания у обучающихся есть право выбора, что учит ребят давать объективную самооценку своим знаниям и помогает успешно ответить на вопрос.

В- третьих, успех обеспечивается и тем, что дети уже в начале учебного года знакомятся с общими формулировками заданий, правда, без конкретного содержания. И поэтому они могут вести длительную опосредованную подготовку к итоговой работе, что, конечно, непосредственно перед самой контрольной уменьшает психическое напряжение.

В- четвёртых, такая форма контроля где-то на 90% исключает списывание (данные на основании анализа анонимного опроса) Я этого вначале очень боялась, ведь некоторые дети садятся ближе, чтобы лучше было видно с экрана, и могут легко посмотреть в тетрадь к соседу. В результате тщательных наблюдений я пришла к выводу: внимание

у всех сосредоточено на заданиях на экране - отвлекаться некогда: если сосредоточишься на записях одноклассника, серьёзно отстанешь и толком ничего не успеешь сделать.

Подобную работу учащиеся успевают выполнить за 1 урок (это апробировано многократно). Для контроля детей, которые пропустили контрольную работу в виде презентации, можно использовать бумажный текстовой иллюстрированный материал.

В- пятых, перед каждой работой ребята знакомятся с системой оценивания и могут в процессе выполнения заданий вести предварительный подсчёт « заработанных баллов». Кроме того, в каждой работе есть так называемый» бонусный» вопрос с оценкой в 3 балла. Что это значит? Эти баллы изначально не входят в общую сумму при оценивании для выставления оценки. Но если учащийся заработал « бонус», это увеличивает его результат на 3 балла и часто кардинально может улучшить оценку. А если он не смог справиться с этим заданием, то ничего не теряет. Вопросы для бонусных заданий взяты из дополнительного материала и имеют повышенный уровень сложности.

В- шестых, после каждой работы провожу анализ выполнения каждым ребёнком каждого задания, для чего разработала специальную таблицу, что значительно облегчает этот этап работы учителя. Сопоставляя данные, могу легко каждому учащемуся сказать о его конкретных проблемах и предложить эффективные пути ликвидации « пробелов». Это особенно актуально, когда дети уже непосредственно начинают готовиться к итоговой аттестации.

На практике я поняла, что первую работу стоит дать написать дважды, так как всё новое вначале может вызвать не только интерес, но и растерянность. Кроме того дети имеют право незадолго до новой итоговой работы прийти после уроков, в определённое время, и проделать ещё раз прежнюю работу в бумажном варианте и обсудить тут же с учителем все нюансы.

В заключение вернусь к сказке, с которой я начала свои размышления. Главной героине 11 лет. Я не случайно указала именно этот возраст, потому что ещё год- два, и она станет подростком. А дети в подростковом возрасте особенно больно воспринимают неудачи, неуспех, отсутствие авторитета среди сверстников. Они ищут любой способ самоутвердиться, выделиться, быть замеченными, порой с помощью грубости, демонстративных негативных поступков. И когда такой факт случается, в большей степени виноваты именно взрослые, вовремя не научившие детей быть успешными. А ведь именно успех даёт нам силы двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться, добиваться новых побед, быть счастливыми в конце концов.

И в душе мы всегда храним благодарность тем людям, которые поверили в нас, научили преодолевать трудности.

Я уверена, вы подержите меня в том, что учёба не развлекательное шоу, но и не «дрессировка роботов». Поэтому нам стоит стремиться к тому, чтобы дети хоть иногда сказали: « Ура! У нас - контрольная работа!»

P. S.

Наглядный материал для презентаций я ищу в интернете, а содержание придумываю сама.

Образец нетрадиционной контрольной работы скоро можно будет найти на моём сайте.

В июле уже я познакомила коллег, правда, только с двумя из двадцати вариантов индивидуально-дифференцированных с балльной накопительной системой оценивания контрольных работ по русскому языку по двум темам. Такие сборники у меня составлены по темам: « Вводные слова», « Причастный и деепричастный оборот»,

« Сложносочинённое предложение», « Сложноподчинённое предложение», « Бессоюзное сложное предложение».

Обратите, пожалуйста, внимание: такие работы можно использовать и для индивидуального контроля, и для группового, и для фронтального. Учащиеся обычно по несколько раз к ним обращаются, желая улучшить результат, так как чётко видят критерии оценивания. Эти работы дают возможность даже несильному учащемуся почувствовать в чём-то успех, ведь у ребёнка есть право выбора в каждом задании, потому что оно имеет два варианта сложности и разную « цену», которая помогает детям дать объективную самооценку своим знаниям и искать свой путь к победе.

И последнее… Я не претендую свои контрольные работы по русскому языку и по литературе считать какими-то универсальными. Я просто делюсь опытом, тем, что даёт хороший результат и дарит детям радость в учении, и всегда с большим уважением и интересом отношусь к методическим находкам других.

Желаю всем нам творческих успехов и удовольствия от работы! Буду очень рада общению с теми, кто имеет в этом вопросе интересный опыт!

© 2010-2022