Урок Буквы о, а в корне лаг-лож

Тема урока: Буквы о,а в корне лаг-лож.  Класс: 5 Предмет: русский язык Учебник: «Русский язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2001 год, автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи. Учитель: Малютина Н.Н. Цели:  1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Буквы о и а в корне лаг-лож». научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания; 2. Выработать навыки анализа ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Буквы о,а в корне лаг-лож.

Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2001 год, автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи.

Учитель: Малютина Н.Н.

Цели:

1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Буквы о и а в корне лаг-лож». научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2. Выработать навыки анализа языковых явлений: сравнение, классификация, обобщение, вывод.

3. Воспитывать интерес к русскому языку, формировать коммуникативные действия.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Технология: деятельностный метод обучения.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая

Средства обучения: учебник, карточки, презентация, компьютер, проектор.

Методы и приемы: словесный, наглядно-практический, проблемного изложения, самоконтроля.
Планируемые результаты:

1. Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней.

2. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

3. Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом, самоопределение.

4. Регулятивные УУД: целеполагание, оценка результатов работы.

5. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Ход урока

I. Организационный момент.
Зарядка для успешности: пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

II. Актуализация опорных знаний:

У: Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

-С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

-Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место).

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми)

- Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком? (да, конечно).

-Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

III. Целеполагание.

Результатом этого этапа будет определение учебной цели. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.

-Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, извес..ный, прил.жить,чудес..ный, изл.гать, в.дяной..

У: -Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют цели и тему урока).

Оформление тетрадей: записывается число, классная работа, тема урока.

(Узнать, когда в корнях лаг-лож пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила).

Выбор способа работы, формирование групп:

А) кто хочет решить задачу совершенно самостоятельно, как исследователи? - проблемный метод;

Б) кто хочет решить эту же проблему по программе, как экспериментаторы? - программированный метод;

В) кто хочет работать с учебником? Быть экспертом?- объяснительно-иллюстративный метод.

Г) группа «Литераторы».

IV. Работа учащихся по изучению новой темы.

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, групповая работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Группам учащихся предлагаются карточки-задания:

1. Проблемный метод, группа "Исследователи"

Задание.

1. Изучите предложенные слова, сделайте вывод, когда нужно писать в корне О, когда -А, обозначьте графически условия выбора орфограммы.

2. Сравните слова и выведите явно видимую закономерность в правописании. Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект, схему.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, уложить, полагать, полог.

2. Программированный метод, группа"Экспериментаторы"

Задание.

1.Выделите корни в словах.

2. Сгруппируйте слова с одинаковыми корнями;

3.Подчеркните согласные буквы, которыми отличаются корни;

4.Выделите суффикс;

5. Сделайте вывод: в каком корне пишем А, в каком -О;

6.Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект, схему.

Наложить, излагать, прилагать, полог, изложение.

3. Объяснительно-иллюстративный метод, группа"Эксперты"

Задание.

1. Прочитайте § 83

2. Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект, схему.

3. Подберите примеры к правилу из предложенных слов:

Прилагательное, уложить, прилагать, полог, сложить.

4. Сегодня у нас работает группа учёных-литераторов.

4 группа:

У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях -лаг- -лож-.

Прочитайте сказку и ответьте на вопрос: «Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его».

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: "Кто научит меня различать моих верных слуг - братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски".

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица - к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж - то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

V. Отчёт групп, обсуждение итогов работы. Формулирование правила, алгоритма, графического обозначения. (Слайд)

Отчет групп, представление результатов работы (использование клише):

- Проанализировав слова, мы пришли к следующему выводу…

- Мы считаем, что…

- Исходя из проделанной работы, мы можем сделать следующие выводы…

- По нашему мнению…

- Прочитав данный параграф учебника, мы поняли, что…

Каждой группой предлагается свой алгоритм, в тетрадь записывается наиболее удобный для учащегося.

VI. .Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма (Первые три слова записываются и комментируются учащимися на доске, остальные слова записываются в тетради и комментируется их правописание учащимися по цепочке).

-Выполним упражнение на новое правило из учебника, № 433

Физкультминутка: Вы хорошо трудились и очень устали. К вам пришёл доктор Айболит:

«Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим».

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

- Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а).

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

(на слайде учащиеся сверяют результаты)

VIII. Закрепление изученного материала.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

1). 1 группа. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти, объясните изученную орфограмму, составьте предложение, разберите по членам предложения. (Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

2 группа. Задание. «Найди четвертое лишнее»:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

- Выполните фонетический разбор одного слова.

(выполняют разбор у доски.)

3 группа. Запишите слова сложить, слагать с данными приставками: раз-, про-, с-, под-, пере-, по-, на-, за-, из-

Составьте предложение с прямой речью с любым словом из данного задания.

4 группа. «Говори правильно». Работа со словарями.

Группа выясняет, когда употребляем слово ложить, когда - класть.

- Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».

Класть - кладу (тетрадь) (что делать?)

Положить - положу (тетрадь) (что сделать?)

Корни -лаг-, -лож- без приставки не употребляются.

2). Задание для всех: кто быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

3). Этимологическая работа. Задание. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

У:- Что такое фразеологизм?

- Каждый из фразеологизмов имеет свою историю происхождения. А знаете ли вы, что обозначает выражение «Положа руку на сердце»?

Перед вами текст.

Положа руку на сердце - это совершенно откровенно, искренне, чистосердечно. Выражение связано с обыкновением прикладывать (класть) руку на сердце как подтверждение истины при уверениях в правдивости. Положа - старая форма краткого действительного причастия от глагола положить (современная форма деепричастия совершенного вида - положив). И сегодня иногда можно увидеть этот жест в доказательство неопровержимости сказанного.

(Учебный фразеологический словарь. Н.М.Шанский, Е.А.Быстрова, А.П.Окунёв. М.:АСТ, 1997.)

- Прочитайте внимательно задания к нему и выполните их.

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Озаглавьте его.

3. Составьте 2 вопроса по содержанию данного текста для своих одноклассников.

4. Выполните задание, вставив пропущенное слово.

Говорить искренне, откровенно - …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать - сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться - … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении - … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать - … руки. (Сложить)

IΧ. Контроль знаний.

- Мини-тест (взаимопроверка в парах).

Дол..жить, возл..жить, нал..гать, ул..жили, разл..гать, предл..гать, изл..жение, назл..гать, изл..гаем, разл..жение.

Χ. Домашнее задание по выбору:

  1. Выполнить упражнение из учебника №436

  2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

  3. Написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ

  4. Составить ребус со словами, имеющими корни -лаг-, -лож-.

ΧI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Выразите отношение к сегодняшнему уроку. Что вам понравилось и что не понравилось в сегодняшней работе?

Как вы оцениваете свою работу, работу своей группы? При ответе пользуйтесь опорными фразами:

- Сегодня я узнал(а)…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял(а), что…

- Теперь я могу…

- Мне захотелось…

- Или синквейн (в сильном классе)

(корни, чередование, буквы, прилагательное, правильный, лёгкая, предполагали, излагали, приложили).

ΧII. Оценки за урок.


Самоанализ урока.

Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык, 5 класс», Москва, «Просвещение», 2001 год, автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи.

Тема урока:Буквы о,а в корне лаг-лож.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Технология: деятельностный метод обучения.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая

Средства обучения: учебник, карточки, презентация, компьютер, проектор.

Методы и приемы: словесный, наглядно-практический, проблемного изложения, самоконтроля, взаимоконтроля.

1.Результат проявится при выполнении следующих заданий:

А) самодиктант

Б) найди лишнее

В) мини-тест

Г) говори правильно

Д) работа с фразеологизмами

Е) составление алгоритма

Ж) работа с упражнением учебника,

когда учащиеся будут самостоятельно выделять корни с чередованием, видеть условия орфограммы, отличать корни с чередованием от омонимичных корней.

Осваивая новый способ действия, они развивают такие умения, как анализ текста, сопоставление слов, умение делать обобщения и выводы, работать со справочной литературой, решение проблемы, умение ставить цель, проводить самопроверку, умение работать в группе, осуществлять сбор информации.

Выполнение теста (практического действия) продемонстрирует, кто и на каком уровне достиг цели.

На уроке была видна взаимообусловленность цели освоения предметных целей с развивающей и воспитательной.

2.Времени, отведённого на освоение данного способа действия достаточно. Дети усвоили новую орфограмму.

Выбранные методы целесообразны. На каждом этапе урока они соответствовали задачам. Урок - освоение нового материала и способа действия, который преподносился через использование проблемной ситуации, диалога: учащиеся самостоятельно приходили к формулировке цели урока.

Использовались разные виды деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа со словарями, работа по карточкам, тест. Формы работы: фронтальная, в парах групповая.

3.Было организовано взаимодействие по разным линиям: учитель-ученик (целеполагание, проверка самостоятельной работы, рефлексия), ученик-учебный текст-учитель (выведение правила, работа с фразеологизмом), ученик-учебный текст-ученик (тест). Применялись диалогические формы: проблемная ситуация, задания на понимания текста, рефлексия.

4.На уроке присутствовало конкретное практическое действие, которое выявляло освоение определённых способов действий: выделять корень, суффикс.

5.Оценочные процедуры были ориентированы на раскрытие личностной составляющей учащегося. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.


© 2010-2022