Буквы е–и в корнях с чередованием

Цели урока:Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.Развивать умение правильно писать буквы е-и в корнях с чередованием.Воспитывать интерес к произведениям УНТ.Оборудование: таблица, раздаточный материал.Главная задача урока – научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием. Помогут в этом произведения устного народного творчества: пословицы и загадки.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Цели урока:

Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.

Развивать умение правильно писать буквы е-и в корнях с чередованием.

Воспитывать интерес к произведениям УНТ.

Оборудование: таблица, раздаточный материал.

Ход урока


  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

-Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.

Поручили Незнайке как-то написать плакат.

Начал он было писать «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. И тут вспомнил о справочном бюро.

-Скажите, пожалуйста, как написать « собирайте» или « соберайте»?

-Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант…

-Что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О чередовании гласных е-и в корне).

-Правильно, сегодня мы познакомимся с корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша главная задача - научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием. А помогут нам в этом произведения устного народного творчества.

3.Знакомство с н/м.

- На доске записаны пословицы:

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает.

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

-Выпишите из пословиц однокоренные глаголы:

Соберешь - собираешь

-Какие гласные чередуются в корне?

-Запишите ещё пары глаголов:

Удерёт - удирает

Замереть - замирает

Запереть - запирает

Стереть - стирает

- Выделите в этих словах корни.

- Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и? Попробуйте сформулировать правило.

- Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.

Чтение правила в учебнике на странице

-От чего зависит выбор гласных е - и в корне ?


Есть ли в слове после корня суффикс -а-?



Нет

Да


Е

И

4. Работа с таблицей «Буквы е- и в корнях с чередованием».

-На партах у Вас лежит таблица «Буквы е- и в корнях с чередованием». Внимательно рассмотрите ее и выпишите примеры с теми корнями, которые нами еще не рассматривались сегодня на уроке.

-Прочитайте, что Вы выписали?

Перестелить - перестилает

Выжегший - прожигает

Блестеть - блистает

Вычет - вычитание

-Назовите корни, в которых чередуются гласные е - и.

-Корни с чередованием е - и запомнили. Теперь посмотрим, сможете ли Вы найти слова с этими корнями в загадках.

5. Тренировочные упражнения.

Выборочное списывание.

Выпишите из загадок только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.

1. Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять. ( Небо, звезды, месяц). 2.Белый Тихон с неба спихан , где пробегает- ковром устилает. (Снег). 3.Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало. (Роса). 4.Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся. (Письмо). 5.Чего в коробейку не спрятать и не запереть? (Свет.) 6.Черна,мала крошка, соберут немножко, в воде поварят, кто съест-похвалит. (Каша).7. Маленький черпачок, красненький колпачок, три раза в день берется и опять на место кладется. ( Ложка).8. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и других кормлю. (пахарь).9.Низок. да колюч, сладок, да пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь.( Крыжовник).

Объяснительный диктант

1. Собирай по ягодке - наберешь кузовок. 2. Ешь горькое , доберешься и до сладкого. 3.Кого слова не берут, с того шкуру дерут.4. Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется. 5. Скупой запирает крепко, а потчует редко.6. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. 7. Ржавое железо не блестит.

6.Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке? С каким правилом познакомились?

-Вернемся к нашему грамматическому рассказу. Что же ответил суффикс консультант Незнайке?

Если после корня -а-,

В корне будет И всегда.

Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»


Сейчас посмотрим, как вы это правило усвоили.

7. Проверочная работа.

1 вариант


Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

1. За все б_рется, да все не удается. 2. Золотой молоток и железные ворота отп_рает.3. Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не б_рут. 4. Одной рукой соб_рай, другой раздавай! 5. Рукою погоняет, а другою слезы ут_рает.

2 вариант


Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

1. Не все то золото, что бл…стит. 2. По капле и море соб…рается. 3. За всякое дело б…рись умело. 4. не боги горшки об…гают. 5. Как пост…ешь, так и поспишь.

8. Д/з

П.113, упр. 653 ( по вариантам)

© 2010-2022