ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЗАКРЫТИЮ НЕДЕЛИ «Добро пожаловать в страну русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЗАКРЫТИЮ НЕДЕЛИ «Добро пожаловать в страну русского языка»







Выполнила Миляева С.А.


















Цели и задачи:

-развитие познавательных навыков учащихся, эмоциональной оценки;

- максимально сконцентрировать материал по теме: «Экспедиция в таинственный мир слов»;

-реализовать его в разнообразных формах работы.

Ход мероприятия:

Ведущий -Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы завершаем неделю русского языка и проводим заключительный вечер.

Мы увидим, как все ребята работали во время путешествия, узнали что-то новое и об этом расскажут и нам.

Сценка.

-Привет, Лидуха!

-Привет, Щепа!

-Куда чешешь?

- В кинуху.

-Забей на кинуху, потопали на дискач.

-Ага, это сила!

- Ну я пошёл, меня Ленка ждёт.

-Ну, топай, Климаша, пока!

Ведущий - Вы только что услышали загрязнённый штампованными словами и выражениями русский язык. Вы согласны со мной? А ведь, с чем нам приходится встречаться? Послушайте, о чём совещаются имена существительные.

Сценка

Впечатление:-Некоторые имена прилагательные совсем доканали нас, но зато с глаголами мы живём душа в душу. Они, как песня, нам строить и жить помогают.

Прение:- Не скажите, к нам, Прениям, журналисты прикрепили на всю жизнь глагол «развернулись», и нам из-за него дышать невозможно.

Окрестность:- У меня тоже нелады с глаголом.

За мной, как тень, бродит глагол «преобразилась» и обязательно в таком сочетании « окраина преобразилась до неузнаваемости».

Впечатление:- Всё это, друзья, чистая случайность. В общем, на глаголы нам нечего обижаться. Другое дело имена прилагательные. Прилепят к нам некоторые литераторы какое-нибудь, и носишь его целый век. А ведь хочется обновки, разнообразия, свежего слова. Я, например, всегда «неизгладимое».

Пуля: -А я всегда «меткая».

Борьба: - А я «упорная», чудесная характеристика, что и говорить. Но нельзя же всю жизнь одно и то же. Ведь русский язык красив, богат, разнообразен.

Волна: - Вот в том-то и дело. Меня все поэты хвалят, но всегда одним словом «мощная». Так, например, в одном журнале за сравнительно небольшой отрезок времени…

Отрезок: - Я вас поймал, мощная Волна. Высказываетесь против шаблонов, а сами? Употребляете по отношению ко мне такое затасканное выражение «за сравнительно небольшой отрезок времени»!

Волна: - Простите, оговорилась! Привычка.

Утро: - А обо мне и в дождь и в стужу обязательно пишут «прекрасное утро».

Энергия: -Я почему-то «небывалая»

Ряд: - А я всегда «целый», так у нас и шпарят: целый ряд домов, целый ряд людей.

Голос: - Пора! Надо спешить на работу. Дело не ждёт.

Ученик 1:

Свежести, свежести!

Хочется свежести,
Свадебной снежности

И незаснеженности.

Свежести мускулов, мозга, мазка,

Свежести музыки и языка. (Е.Евтушенко)

Ученик 2:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь- до дна.

Но их подмена словесами

Измене может быть равна.

И я, чей хлеб насущный - слово

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал,

Чтоб не транжирить как попало

Из капиталов капитал.

Сценка

- Всё же скучный предмет- русский язык! Вечно учи эти правила. С одними причастиями намучаешься! А зачем они нужны? Из-за них я «страдательный» ученик!

- И не страдательный, а «страдающий». Вот ты и не знаешь причастий. Только в учебнике и видишь язык, поэтому грамматика и кажется тебе такой засушенной!

- А какой же она может быть?

- Живой, конечно! Ты вот только послушай.

«Причастия»

1 Страд. Прич. - Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное, бедное страдательное причастие! Теперь оно причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь были времена…

2 Стр. прич. - Ах, не говорите! Не говорите!

1 Страд. Прич. - Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть - это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? И главное, никакого просвета, никаких надежд…

Даже будущего времени у нашего брата, Причастий не бывает. А как прикажете жить без будущего?

- Интересно рассуждают причастия. А ещё можно узнать что-нибудь из грамматики?

- Пожалуйста!

«Служебные части речи»

Ли: Были же сомнения.

Бы: Были же мечты.

Же: Но были и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществятся.

Ли: Мы не просто служебные слова. Нас нельзя смешивать с какими-то «кое» или «нибудь», которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой. Мы не таковы, несмотря на своё служебное положение. Мы вполне самостоятельны и пишемся отдельно от своих слов - это нужно всегда помнить.

Бы: Каждая из нас занята своим делом, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она стала всем понятной. А в неслужебное время… О, о чём только не говорят служебные слова в неслужебное время! Вот если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, я бы такое сказала!

Ли: Вряд ли. Да и нужна ли тебе лишняя буква?

Же: Это же пустой разговор. Тебе же вполне хватает двух букв - больше тебе не положено по правописанию.

Бы: Но если бы я была подлежащим, я бы навела порядок в предложении.

Ли: Ой, тебе ли наводить порядок в предложении?

Же: Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой!

Голос: Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.

Бы: Я мечтаю.

Ли: Я сомневаюсь.

Же: я утверждаю.

Ли: Попробуйте ни в чём не сомневаться!

Же: Попробуйте ничего не утверждать.

Бы: Попробуйте ни о чём не мечтать!

Сможете прожить? Нет, без нас вам не прожить!

Ведущий 1:

- Почему мы говорим «однокашник»?

Некогда в маленьких городах и деревнях на Руси не было специально подготовленных учителей. Ходили заниматься по дворам и учили у себя чаще всего священники, дьяконы, отставные подьячие. Если и учились одновременно несколько школяров, то ничего похожего на классы не существовало. Один читал вслух псалтырь, другой тоже вслух часослов, третий писал.

Ведущий 2:

- Когда ученик приступал к новой книге, это событие отмечалось особо. Родители, кроме подарка и платы учителю, посылали в таком случае горшок каши. После урока все садились за стол, съедали вместе кашу, а горшок выносили во двор и поочерёдно бросали в него палки, пока кто-нибудь не разбивал его. От этого неизвестно как возникшего, но строго соблюдавшегося обычая отмечать школьные события совместной едой каши и родилось выражение «Однокашник», соученик.

Ведущий 1:

- Если в старину общепринятые школьные события отмечались кашей, то всякая провинность, неуспехи или неприготовленные уроки влекли за собой наказание розгами, поэтому школьный юмор назвал розги «берёзовой кашей».

Стихотворение Н.Слепакова «Кабутта»

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу - написано

Слово «кабутта»…

Я слова такого

Не знаю

Как будто…

Что такое кабутта?

Может это зверюшка из леса?

Не простая - в сапожки обута?

Или, может кабутта -

Это город на синем просторе,

Есть же город Одесса,

Там, где Чёрное море…

Но мама пришла,

А за нею - сестра.

Встречаю с тетрадкой

Сестру у дверей.

Волшебное слово

В тетрадке твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой,

-Ведь это «как будто»,

Но только с ошибкой!

Так вот, что такое

Кабутта, кабутта.

Ведь это простое

«как будто, как будто»!

Сценка «Байбак»

Ученик 1: Как нужно писать: «маленькая колибри» или «маленький колибри»?

Ученик2: Маленький колибри.

Ученик1: А шимпанзе - она или оно?

Ученик2: Он

Ученик1: Вот ещё одно предложение я сам написал:

«В новой кафе я пил ароматное кофе»

Ученик2: Кофе ароматный, это исключение, мужской род. А кафе среднего рода.

Ученик1: Почему же путаница такая?

Ученик2: Никакой путаницы нет. Это просто иностранные слова.

Девочка: Ребята, представьте себе, в словарь русского языка прибыло Иностранное слово. Его встретили очень любезно, а поскольку оно оказалось существительным, предложили ему на выбор любое склонение. Только сначала нужно выяснить, какого вы рода?

Ин.слово: Пардон, я изъездило столько стран, что давно позабыло свой род.

Ученик1: Ну как же вы будете склоняться?

Ин.слово: Склоняться? Перед кем склоняться?

Девочка: Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим частям речи, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.

Ин.слово: Мерси, я хоть и безродно, но не привыкло склоняться. Это не в моих правилах.

Ученик2: Тогда мы не сможем вас принять, и вы не сможете принять наше гражданство. Вам придётся быть лицом без гражданства.

Ин.слово: О, кей! Для меня это самое лучшее. Я презираю любое гражданство, поскольку оно ограничивает свободу Слова.

Девочка: Так иностранное слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого. Постепенно оно переняло культуру нашей речи, оно нашло свой род и оценило его по-настоящему. Здесь оно обрело Родину, как и другие иностранные слова: прогресс, гуманность, космос, которые давно уже стали в русском языке полноправными гражданами.

Ведущий: Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

0: У меня большие неприятности. Я потерял свою палочку. Представляете моё положение «ноль без палочки»?

1: Ах, это ужасно!

0: Мне очень трудно. У меня такая умственная работа. При моём научном и жизненном багаже без палочки ниак не обойтись.

!: Ох! Это действительно ужасно!

0: И как я появлюсь в обществе? Со мной просто не станут считаться!

!: Эх!

0: Вы меня понимаете. Вы первый, кто отнёсся ко мне с настоящим чувством. И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть - на всякий случай.

!: Это чудесно!

0: Мы с вами прекрасно сработаемся: у меня содержание, у вас - чувство. Что может быть лучше?

!: Эх! Это действительно чудесно!

Ведущий1: И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнут: «О!»

Ведущий2: Хорошо, это у нас междометие, а как вы смотрите на такой знак препинания, как три точки?

Сошлись три точки, разговорились.

1: Как жизнь, что нового?

2: Да ничего.

1: Всё стоишь в конце предложения?

2: В конце.

1: И я в конце.

3: И я.

1: Как это несправедливо! О нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено, и мы ничего не успеваем сказать.

2: Да. Так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

1: Не пустят. Посчитают ошибкой и вычеркнут. Я это знаю.

3: А что, если всем вместе попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём…

1: И правда, попробуем!

2: Коллектив - большая сила, это всюду написано.

3: Только бы найти подходящее предложение.

(подходят к предложениям)

1: Это законченное, пошли к другому.

Предложение:«Двери отворились и …» : Откуда вы взялись, вы здесь не стояли.

2: Нет, стояли

Предложение: Вы не могли здесь стоять!

3: Не скандальте, пожалуйста, она стояла передо мной, это я точно помню.

Предложение: Но вы здесь тоже не стояли!

1: Она не стояла? Придите в себя, они обе за мной!

Предложение: Этим точкам не будет конца.

Три точки: Точно!

3: А что я вам говорила? Наша взяла!

Ведущий1: Три точки это вам не одна. В предложении они многое значат.

Ведущий2: Ну что ж, ребята, сегодня мы открыли несколько страниц русского языка, попробовали почувствовать, понять каждое слово. Очень важно сегодня, чтобы вы помнили, что русский язык - это ваш родной язык, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Берегите его, учите его и любите его!

Всего вам доброго!



© 2010-2022