Заседание клуба любознательных Слово о словах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-итернат №23»













Заседание клуба любознательных

«Слово о словах»

к 115-летию со дня рождения С.И.Ожегова







классы: 7 - 10 1 вида

Подготовили и провели:

учителя русского языка и литературы

Каменева Л.Д.,

Сухинина М.П.

















Белгород, 2015

Жюри:

Вакуленко Л.А., учитель русского языка

Безкровная Е.А., учитель русского языка
Горбатюк Т.В., учитель-дефектолог

Щеглова Е.В., учитель математики

Списки команд:

Команда №1

  1. Сидоренко И., 7-г

  2. Васильченко С., 8-г

  3. Палюх Н., 8-г

  4. Выскребенцев Б., 9-г

  5. Красенко И., 9-г - капитан

  6. Федоренко Д., 9-г

  7. Задорожный А., 10-г

Команда №2



  1. Плешкова О., 7-г

  2. Галкина А., 8-г

  3. Родин Н., 8-г

  4. Скребцова М., 8-г

  5. Сидоренко А., 9-г - капитан

  6. Скокова Е., 9-г

  7. Володина А., 10-г

  8. Ушатов А., 10-г

Команда №3

  1. Чернаков М., 7-г

  2. Матухнов Я., 8-г

  3. Огурцов А., 8-г

  4. Агафонова А., 9-г

  5. Сазонов М., 9-г

  6. Черепанов Р., 9-г

  7. Горланова Э., 10-г - капитан



- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня у нас проводится заседание «Клуба любознательных», посвящённого юбилею С.И.Ожегова. Заседание будет проводиться в форме конкурса, в котором будет принимать участие три команды (представление команд). А оценивать ваши ответы будет жюри в составе … (представление жюри).

За каждый правильный ответ команда получает балл.

- Приступаем к заседанию клуба.

Викторина, посвящённая жизни и деятельности Сергея Ивановича Ожегова. (сл.№1)

- Что вы знаете об С.И.Ожегове? (сл.№2)

- русский учёный, лингвист (языковед);

- создал «Толковый словарь русского языка»;

- занимался вопросами культуры речи;

- изучал язык русских писателей (И.А.Крылова, .Н.Островского)

- А теперь ответьте на вопросы: (сл.№3)

  • Сколько лет исполнилось С.И.Ожегову со дня рождения?

(115 лет)

  • Что считается главным трудом жизни С.И.Ожегова?

(Толковый словарь русского языка)

  • Где и когда родился С.И.Ожегов?

(в 1900 году в Тверской губернии)

  • Куда поступил учиться после гимназии?

(в Петроградский университет на филологический факультет)

  • Почему были прерваны занятия в университете?

(началась Первая Мировая война)

  • Где жил и чем занимался Ожегов во время Великой Отечественной войны?

(преподавал в Москве)

  • Над чем работал С.И.Ожегов кроме словаря?

(создал труды по культуре речи, по творчеству русских писателей)

Задание 1.(сл.№4)

В словаре С.И.Ожегова найти значение следующих слов:

  • Словарь

  • Слово

  • Язык


Задание 2. (сл.№5-8)

В каждой группе слов найти обобщающее слово:

  • Железо, серебро, металл, золото, чугун, медь, кобальт, литий (металл)

  • Берёза, дуб, граб, дерево, сосна, тополь, клён (дерево)

  • Дождь, снег, изморозь, град, осадки (осадки)

  • Гнев, чувство, радость, жалость, сочувствие, счастье, грусть (чувство)

  • Пылесос, фен, бытовой прибор, стиральная машина, миксер (бытовой прибор)

  • Игра, салочки, прятки, догонялки, крестики-нолики, шахматы, лапта (игра)

  • Одуванчик, роза, лилия, тюльпан, георгин, ландыш, цветок (цветок)

  • Доберман, бульдог, такса, собака, боксёр, сенбернар, дворняжка (собака)

  • Карандаш, канцелярская принадлежность, тетрадь, ластик, клей, ручка

(канцелярская принадлежность)

Задание 3. (сл.№9 - 12)

О чём идёт речь?

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастаются; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; это часть тела.

(Нос)

  • Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Часто используется на уроках технологии девочками. Что это за предмет?

(Игла)

  • Не цветы, а вянут; на них вешают лапшу, если хотят обмануть; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые; это часть тела.

(Уши)

  • Её можно толочь в ступе и носить в решете; можно прятать в неё концы и водить по ней вилами; она бывает живая, мёртвая. А если вы не хотите отвечать на вопрос, то можете набрать её в рот. Её химическая формула Н2О.

(Вода)

  • Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги; это явление природы.

(Ветер)

Оно бывает пятым у телеги; некоторые любят вставлять в него палки; если их четыре, на них можно даже жить. Можно в нём вертеться, и белки любят это делать больше всех. Это обязательная часть любого транспортного средства.

(Колесо)



Задание 4. (сл.13 - 14)

Из признаков понятий и явлений выделить самые важные:

  • Сосна: «хвойное растение», «дерево», «плоды - шишки», «высокий ствол», «компактная крона на верхушке ствола», «шишки маленькие и округлые»

  • Вилка: «столовый прибор», «изготовлен из металла», «предназначен для пользования во время приём пищи», «используется при подаче нежидких блюд», «имеет от двух до четырёх зубцов», «имеет несколько разновидностей»

  • Снег: «белый», «твёрдое состояние воды», «вид осадков», «покрывает землю зимой», «состоит из пушинок, снежинок или кристалликов льда»

  • Сон: «наступает через определённые промежутки времени», «физиологическое состояние», «видение», «состояние покоя и отдыха», «сопровождается почти полностью прекращением работы сознания, снижением реакции на внешние раздражения»

Задание 5. (сл.№15)

Являются ли родственными слова?

  • Копьё, копейка

  • Колесо, кольчуга, кольцо

  • Плетень, сплетница

  • Аквариум, акварель

  • Красивый, красный

  • Седой, серый

Задание 6. (сл.№16)

Собери пословицы:

1. Будет зима… в шубу одета.

2. Готовь сани летом… а человек умом.

3. Зима не лето… другого не порть.

4. Невелика капля… а телегу зимой.

5. Одно дело делаешь… будет и лето.

6. Красна птица пером… а камень долбит.

Задание 7. (сл.№17)

Как сказать правильно?

  • «(Батюшки или удивительно?), а муки-то я купить забыла», - охала старушка. - (Батюшки или удивительно?), как нашим спортсменам удаётся оставаться

спокойными.

  • (Луковый или луковичный) суп - традиционное французское блюдо. - Тюльпаны, нарциссы, гиацинты - это декоративные (луковые или луковичные) растения.

  • Бью тебе (лбом или челом?), великий царь! - Щёлкнул сложенной газетой по (лбу или челу), чтобы согнать муху.

  • Из всех слов в минуту гнева почему-то на память приходят самые (обидчивые или обидные) и резкие слова. - Он не был (обидчивым или обидным) человеком, понимая, что все люди разные по своей природе.


Задание 8. (сл.№18)

Подчеркните слово язык как член предложения:

  • Язык - орган вкуса. (подлежащее)

  • Положите таблетку под язык. (обстоятельство)

  • Он владеет русским языком. (дополнение)

  • Русский - мой родной язык. (сказуемое)

  • Кушанья из языка вкусны и полезны. (несогласованное определение)

Задание 9. (сл.№19)

Домашнее задание.

Каждая команда представляет нарисованные фразеологизмы.

Другие команды должны эти фразеологизмы угадать и передать их смысл.

Задание 10 (сл.№20 - 21)

Из букв слова «мультипликация» составить новые слова. Это должны быть

имена существительные в Им.п.

(какая команда быстрее и больше других составит слов)




- Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

(подведение итогов, награждение победителей)





© 2010-2022