- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Заседание клуба любознательных Слово о словах
Заседание клуба любознательных Слово о словах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухинина М.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-итернат №23»
Заседание клуба любознательных
«Слово о словах»
к 115-летию со дня рождения С.И.Ожегова
классы: 7 - 10 1 вида
Подготовили и провели:
учителя русского языка и литературы
Каменева Л.Д.,
Сухинина М.П.
Белгород, 2015
Жюри:
Вакуленко Л.А., учитель русского языка
Безкровная Е.А., учитель русского языка
Горбатюк Т.В., учитель-дефектолог
Щеглова Е.В., учитель математики
Списки команд:
Команда №1
-
Сидоренко И., 7-г
-
Васильченко С., 8-г
-
Палюх Н., 8-г
-
Выскребенцев Б., 9-г
-
Красенко И., 9-г - капитан
-
Федоренко Д., 9-г
-
Задорожный А., 10-г
Команда №2
-
Плешкова О., 7-г
-
Галкина А., 8-г
-
Родин Н., 8-г
-
Скребцова М., 8-г
-
Сидоренко А., 9-г - капитан
-
Скокова Е., 9-г
-
Володина А., 10-г
-
Ушатов А., 10-г
Команда №3
-
Чернаков М., 7-г
-
Матухнов Я., 8-г
-
Огурцов А., 8-г
-
Агафонова А., 9-г
-
Сазонов М., 9-г
-
Черепанов Р., 9-г
-
Горланова Э., 10-г - капитан
- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Сегодня у нас проводится заседание «Клуба любознательных», посвящённого юбилею С.И.Ожегова. Заседание будет проводиться в форме конкурса, в котором будет принимать участие три команды (представление команд). А оценивать ваши ответы будет жюри в составе … (представление жюри).
За каждый правильный ответ команда получает балл.
- Приступаем к заседанию клуба.
Викторина, посвящённая жизни и деятельности Сергея Ивановича Ожегова. (сл.№1)
- Что вы знаете об С.И.Ожегове? (сл.№2)
- русский учёный, лингвист (языковед);
- создал «Толковый словарь русского языка»;
- занимался вопросами культуры речи;
- изучал язык русских писателей (И.А.Крылова, .Н.Островского)
- А теперь ответьте на вопросы: (сл.№3)
-
Сколько лет исполнилось С.И.Ожегову со дня рождения?
(115 лет)
-
Что считается главным трудом жизни С.И.Ожегова?
(Толковый словарь русского языка)
-
Где и когда родился С.И.Ожегов?
(в 1900 году в Тверской губернии)
-
Куда поступил учиться после гимназии?
(в Петроградский университет на филологический факультет)
-
Почему были прерваны занятия в университете?
(началась Первая Мировая война)
-
Где жил и чем занимался Ожегов во время Великой Отечественной войны?
(преподавал в Москве)
-
Над чем работал С.И.Ожегов кроме словаря?
(создал труды по культуре речи, по творчеству русских писателей)
Задание 1.(сл.№4)
В словаре С.И.Ожегова найти значение следующих слов:
-
Словарь
-
Слово
-
Язык
Задание 2. (сл.№5-8)
В каждой группе слов найти обобщающее слово:
-
Железо, серебро, металл, золото, чугун, медь, кобальт, литий (металл)
-
Берёза, дуб, граб, дерево, сосна, тополь, клён (дерево)
-
Дождь, снег, изморозь, град, осадки (осадки)
-
Гнев, чувство, радость, жалость, сочувствие, счастье, грусть (чувство)
-
Пылесос, фен, бытовой прибор, стиральная машина, миксер (бытовой прибор)
-
Игра, салочки, прятки, догонялки, крестики-нолики, шахматы, лапта (игра)
-
Одуванчик, роза, лилия, тюльпан, георгин, ландыш, цветок (цветок)
-
Доберман, бульдог, такса, собака, боксёр, сенбернар, дворняжка (собака)
-
Карандаш, канцелярская принадлежность, тетрадь, ластик, клей, ручка
(канцелярская принадлежность)
Задание 3. (сл.№9 - 12)
О чём идёт речь?
-
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастаются; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; это часть тела.
(Нос)
-
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Часто используется на уроках технологии девочками. Что это за предмет?
(Игла)
-
Не цветы, а вянут; на них вешают лапшу, если хотят обмануть; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые; это часть тела.
(Уши)
-
Её можно толочь в ступе и носить в решете; можно прятать в неё концы и водить по ней вилами; она бывает живая, мёртвая. А если вы не хотите отвечать на вопрос, то можете набрать её в рот. Её химическая формула Н2О.
(Вода)
-
Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги; это явление природы.
(Ветер)
Оно бывает пятым у телеги; некоторые любят вставлять в него палки; если их четыре, на них можно даже жить. Можно в нём вертеться, и белки любят это делать больше всех. Это обязательная часть любого транспортного средства.
(Колесо)
Задание 4. (сл.13 - 14)
Из признаков понятий и явлений выделить самые важные:
-
Сосна: «хвойное растение», «дерево», «плоды - шишки», «высокий ствол», «компактная крона на верхушке ствола», «шишки маленькие и округлые»
-
Вилка: «столовый прибор», «изготовлен из металла», «предназначен для пользования во время приём пищи», «используется при подаче нежидких блюд», «имеет от двух до четырёх зубцов», «имеет несколько разновидностей»
-
Снег: «белый», «твёрдое состояние воды», «вид осадков», «покрывает землю зимой», «состоит из пушинок, снежинок или кристалликов льда»
-
Сон: «наступает через определённые промежутки времени», «физиологическое состояние», «видение», «состояние покоя и отдыха», «сопровождается почти полностью прекращением работы сознания, снижением реакции на внешние раздражения»
Задание 5. (сл.№15)
Являются ли родственными слова?
-
Копьё, копейка
-
Колесо, кольчуга, кольцо
-
Плетень, сплетница
-
Аквариум, акварель
-
Красивый, красный
-
Седой, серый
Задание 6. (сл.№16)
Собери пословицы:
1. Будет зима… в шубу одета.
2. Готовь сани летом… а человек умом.
3. Зима не лето… другого не порть.
4. Невелика капля… а телегу зимой.
5. Одно дело делаешь… будет и лето.
6. Красна птица пером… а камень долбит.
Задание 7. (сл.№17)
Как сказать правильно?
-
«(Батюшки или удивительно?), а муки-то я купить забыла», - охала старушка. - (Батюшки или удивительно?), как нашим спортсменам удаётся оставаться
спокойными.
-
(Луковый или луковичный) суп - традиционное французское блюдо. - Тюльпаны, нарциссы, гиацинты - это декоративные (луковые или луковичные) растения.
-
Бью тебе (лбом или челом?), великий царь! - Щёлкнул сложенной газетой по (лбу или челу), чтобы согнать муху.
-
Из всех слов в минуту гнева почему-то на память приходят самые (обидчивые или обидные) и резкие слова. - Он не был (обидчивым или обидным) человеком, понимая, что все люди разные по своей природе.
Задание 8. (сл.№18)
Подчеркните слово язык как член предложения:
-
Язык - орган вкуса. (подлежащее)
-
Положите таблетку под язык. (обстоятельство)
-
Он владеет русским языком. (дополнение)
-
Русский - мой родной язык. (сказуемое)
-
Кушанья из языка вкусны и полезны. (несогласованное определение)
Задание 9. (сл.№19)
Домашнее задание.
Каждая команда представляет нарисованные фразеологизмы.
Другие команды должны эти фразеологизмы угадать и передать их смысл.
Задание 10 (сл.№20 - 21)
Из букв слова «мультипликация» составить новые слова. Это должны быть
имена существительные в Им.п.
(какая команда быстрее и больше других составит слов)
- Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(подведение итогов, награждение победителей)