Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

Урок внеклассного чтения с применением технологии РКМЧП (прием «Чтение с остановками») Задачи урока: ·        На основе поэтапного прочтения и анализа текста учиться оценивать поступки героев сказки; ·        Способствовать формированию таких качеств личности, как доброта и милосердие; ·        Развивать творческие способности учащихся.   Цели урока: - Предметные: ·        Учиться воспринимать на слух текст в исполнении учителя; ·        Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам; ·        Находить в тексте материал для характеристики героя; ·        По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; ·        Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному - Метапредметные: Познавательные: ·        Учиться вычитывать все виды информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; ·        Учиться устанавливать причинно-следственные связи.                                    Регулятивные: ·        Составлять план решения учебной проблемы вместе с учителем; ·        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.     Коммуникативные: ·        Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; ·        Учиться правильно формулировать вопросы  - Личностные: ·        Учиться бережному отношению к окружающим, милосердию; ·        Воспитывать умение правильно оценивать свои поступки.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сказка Мориса Карема «Снеговик»

Урок внеклассного чтения с применением технологии РКМЧП

(прием «Чтение с остановками»)


Автор: Васильева Елена Евгеньевна,

Учитель русского языка и литературы высшей категории


Задачи урока:

  • На основе поэтапного прочтения и анализа текста учиться оценивать поступки героев сказки;

  • Способствовать формированию таких качеств личности, как доброта и милосердие;

  • Развивать творческие способности учащихся.


Цели урока:

- Предметные:

  • Учиться воспринимать на слух текст в исполнении учителя;

  • Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;

  • Находить в тексте материал для характеристики героя;

  • По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному

- Метапредметные:

Познавательные:

  • Учиться вычитывать все виды информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • Учиться устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Составлять план решения учебной проблемы вместе с учителем;

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

  • Учиться правильно формулировать вопросы

- Личностные:

  • Учиться бережному отношению к окружающим, милосердию;

  • Воспитывать умение правильно оценивать свои поступки.

Организация урока:

  • текст сказки, разрезанный на шесть частей, скрепить так, чтобы дети не могли заранее его прочитать, раздать данный материал каждому ученику;

  • карточки для кластера напечатать

Оборудование:

  • мультимедиа

  • текст сказки М.Карема «Снеговик»

Оформление доски:

  • на доске написана только тема урока;

  • на столе расставлены книги Мориса Карема;

  • на стенде иллюстрации к его произведениям и портрет писателя;

  • с обратной стороны доски прикреплены на магниты карточки для кластера.




Ход урока: (Слайд 1)

1. Стадия вызова.

"Мозговой штурм".

П

Как нарисовать человечка (Слайд 4)

Для глаз рисую два кружка я.

Нос - это линия прямая.

Рот - полукруг.

Две завитушки -

И встали ушки на макушке.

Так получается лицо.

Овал побольше - как яйцо.

Вот пуговицы - словно точки.

А с двух сторон торчат крючочки,

Нет, не крючочки -

Две руки:

Они длинны и высоки,

Они раскрыли всем объятья!

Чуть ноги смог нарисовать я -

Уже пошли, куда хотят...

Мой человечек очень рад:

Он круглый, пухлый, он хохочет -

Живой!

И в пляс пуститься хочет!ослушайте стихотворения и попробуйте поразмышлять над тем, какой человек мог бы написать такие стихи и для кого они написаны.

Кот и солнце (Слайд 2)

Едва глаза откроет кот, -

В них солнце заберётся.

Когда глаза прикроет кот, -

В них солнце остаётся.

Вот почему по вечерам,

Когда мой кот проснётся,

Я в темноту гляжу, а там -

Там два кусочка солнца!

Осенние цветы (Слайд 3)

Бывают осенью цветы

Так неприметны, так чисты,

Что их увидит только тот,

Кто, как дитя, в луга придёт,

Придёт, как маленький, опять

Им удивиться, их сорвать,

Собрать в невиданный букет,

Чтобы нести в ладонях свет,

Подобно ангелу, когда

В его руке горит звезда.

Ответы детей: Стихи очень просты, они написаны для детей. Их автор очень любит природу, все живое вокруг. У него детский взгляд на мир. С таким человеком хочется поиграть. Он, наверняка, знает много интересных историй. Он очень веселый и добрый человек.

Учитель: (Слайд 5) Действительно, ребята, я вам прочитала стихи человека очень солнечного, веселого и доброго. Его имя Морис Карем. Это известный бельгийский детский писатель. Давайте получше с ним познакомимся.

Сообщение учащегося о М.Кареме.

Карем родился в Вавре, на тот момент довольно тихом и преимущественно сельском районе Бельгии. Семья у Мориса была не особо богатой - отец работал маляром, а мать держала магазинчик, - но о детстве у будущего поэта остались и отразились в его творчестве радостные воспоминания.

Школу Карем посещал в Вавре; в 1914-м он успешно закончил обучение и получил стипендию на посещение учебного заведения в Тинене (Tienen); его он закончил через четыре года. Какое-то время Морис зарабатывал на жизнь преподаванием в Андерлехте что близ Брюсселя. (Слайд 6)

Поэзия постепенно занимала все большее и большее место в жизни Карема; к 1943-му он оставил преподавание и полностью сконцентрировался на писательской деятельности.

В 1972-м, в Париже, Мориса провозгласили 'королем поэтов'. (Слайд 7) В общей сложности им было написано 60 сборников. Стихи Карема были переведены более, чем на 100 различных языков мира. Писал Морис, в основном, детские стихи. Фактически, уже при жизни Карем стал одним из главных основоположников и классиков детской поэзии; практически все детские поэты нынешней Франции так или иначе подвергались его влиянию. Творения Мориса можно встретить в учебниках и хрестоматиях; их изучают в школах и дома.

Морисом Каремом были созданы и сборники сказок. Один из них - «Сказки для Каприны» - поэт посвятил своей супруге, Андре Горбон.(Слайд 8) Этот небольшой сборник, написанный в середине прошлого века, уже вошел в золотой фонд мировой детской литературы. И хотя книга написана для детей, но в ней затрагиваются очень взрослые проблемы.

Прием «Ассоциации»

Сегодня мы будем читать сказку из сборника «Сказки для Каприны», которая называется «Снеговик».

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Зима, снег, мороз, дети, веселье, игра).

- Обратите внимание на жанр произведения. Это сказка. Как вы думаете, что может произойти в сказке с таким названием? (Снеговик оживет)

- Я бы хотела напомнить вам одну важную мысль, прозвучавшую в выступлении вашего одноклассника: «Морис Карем писал сказки для детей, но говорил в них о взрослых проблемах». Попробуйте предположить, что может произойти в сказке со Снеговиком? О каких взрослых проблемах может нам рассказать Морис Карем в этом произведении? Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете. Спасибо всем. В конце урока у вас будет возможность сравнить, кто же оказался ближе всех к сюжету М.Карема.

2. Стадия осмысления.


  • Приём "Чтение с остановками".

Текст разбивается на шесть частей и последовательно прочитывается в классе.

  • Чтение первого отрывка (до слов «Снеговик шел большими шагами, казалось его преследовала неотвязная мысль»).

  • Вопросы учителя классу

1) Простые вопросы:

- Где и когда происходят события, описанные в рассказе? (Зимой в деревне)

- Назовите действующих лиц. (Снеговик, Луна, деревенская семья)

2) Уточняющие вопросы:

- Каким мы увидели Снеговика в начале повествования? Опишите его.

(Он очень неуклюжий. Его движения скованны.)

- Какие слова использует автор, чтобы нам это показать?

(Мучительные усилия, чуть не переломился, тяжело протопал.)

3) Интерпретационные вопросы:

- Как вы думаете, почему Снеговику захотелось подойти к дому и заглянуть в окно?

(Он захотел увидеть жизнь людей.)

- С помощью какого эпитета автор дает оценку тому, что увидел Снеговик? («..увиденное показалось ему чудесным»)

- Что же в деревенском доме так поразило Снеговика? (домашняя атмосфера, уют, любовь)

- Описание семьи составляет всего 3 предложения. Перечитайте его еще раз и попробуйте определить, на что особенно Морис Карем делает акцент в этом описании? (на тепло дома)

- Какие слова автор использует для этого? (падал свет, пар из чашек, печка раскалилась докрасна, восхитительный жар)

- Почему автору так важно сделать акцент на понятии «тепло»? (Потому что Снеговик холодный)

4) Оценочные вопросы:

- Какое чувство охватывает Снеговика в этот момент? (тайная зависть)

- Как вы думаете, чему завидует Снеговик? Только ли тому, что в доме тепло и уютно? (Он завидует прежде всего той атмосфере любви и счастья, которая царит в этом доме)

5) Творческие вопросы:

- За действиями Снеговика наблюдает еще один герой повествования - Луна. Как вы думаете, почему Луна не верит в то, что Снеговик может ожить? Попробуйте составить внутренний монолог Луны. (Дается несколько минут, затем дети озвучивают свои предположения)


  • Чтение второго отрывка (до слов «Снеговик шел большими шагами…»)

- Мы знакомимся с еще одним героем сказки - мальчиком Марселем. Что мы о нем узнаем? (Оказывается, именно Марсель слепил Снеговика. На второй день он пытается сделать свое творение еще лучше. Он так увлечен работой, что не замечает холода. Снеговик получился очень хорошим, потому что приятели Марселя любуются его работой)

- Подберите фразеологизм, который мы употребляем, когда говорим об увлеченности какой-то работой. (выполнять работу с душой, прикипеть к ней всем сердцем)

-Давайте обратим внимание на два близких и очень важных понятия «душа» и «сердце». Ведь именно с ними связано понятие «человек». Попробуем составить два кластера с этими словами: 1 вариант подбирает различные понятия, которые характеризовали бы душу и сердце человека с хорошей стороны, 2 вариант выполняет то же самое со словами, характеризующими душу и сердце человека отрицательно. (Душа, сердце: добро, забота, горячее сердце, милосердие, любовь; холодное сердце, жестокость, эгоизм, злость, зависть)(Кластера составляются на доске учениками, слова напечатаны на отдельных карточках)





Кластер 1.

добро

горячее сердцеУрок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

забота

душа

сердцеУрок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

душа

сердцеУрок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

милосердие

любовь


Кластер 2.

жестокость

холодное сердце

Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

зависть

Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

Урок внеклассного чтения по сказке Мориса Карема «Снеговик»

злость

эгоизм



- Как вы думаете, какой кластер можно связать с характером Марселя. Почему?

- Прочитайте внимательно слова Луны, которыми заканчивается этот отрывок текста. Как вы думаете, какую жизнь Луна считает счастливой? (жить на земле спокойно и мирно, ни к чему не стремясь, не стараясь становиться лучше, жить с холодным сердцем)

- Сформулируйте вопрос, на который бы вам сейчас, в ходе чтения сказки, больше всего хотелось бы получить ответ. (Удастся ли Снеговику стать человеком?)


  • Чтение третьего отрывка (до слов «Вечером его разбудила Луна».)

- О каких новых фактах мы узнаем из этого отрывка? (Снеговик может стать человеком только в том случае, когда какое-либо живое существо уступит ему свое сердце. Этот Снеговик не первый, кто попытался стать человеком, но у его собратьев ничего не получилось)

- Снеговик встретил на своем пути и королька, и зайца, и ласку, и куропатку, и кота, но даже на пороге смерти никто из них не согласился отдать ему свое сердце. Почему? (Сердце - это память о том, что дорого каждому, это память о самом важном)

- Как вы думаете, если в начале сказки, Снеговик захотел стать человеком, потому что позавидовал счастью людей, то что сейчас движет им? (Он хочет оправдать доверие Марселя, который так долго над ним трудился.)

- Можно ли назвать это желание благородным? (Конечно)

- Как вы думаете, автор сказки тоже считает мысли Снеговика благородными? Найдите доказательство в тексте. (В глазах Снеговика отражается солнце)

- Попробуйте предположить, что может произойти дальше.


  • Чтение четвертого отрывка (до слов «Однако ему тут же стало холодно…»)

- Как вы думаете, стал ли Снеговик еще до получения человеческого сердца вести себя как человек? (У него появилась человеческая одежда. Но самое главное, он искренне помог старику)

- Почему старик жертвует своим сердцем? (Он на пороге смерти, у него нет сил, чтобы вернуться на родину)

- Все те, кто встречался Снеговику на пути до этого тоже вскоре умирали. Почему же ни один из них не отдал свое сердце? (Только человек способен пожертвовать собой ради другого)

- Каким мы видим Снеговика, получившего человеческое сердце? Нарисуйте словесную картинку.

- Перечитайте еще раз последний абзац отрывка очень внимательно. Как вы думаете, что может быть дальше? (Снеговик станет хорошим человеком и будет помогать другим)

- Не настораживают ли вас какие-то слова в этом абзаце? («Но сердце у него в груди билось так бурно, что он благоразумно решил его поберечь и присел у дороги)

- Подумайте, может быть, автор дает нам какую-то подсказку? (Ученики высказывают свои предположения)


  • Чтение пятого отрывка (до слов «Снеговик колебался»)

- Чей внутренний голос все время слышит Снеговик?

- Почему он вернулся в ту же самую деревню?

- Почему ему казалось, что он знает многие улицы, дома, людей?

(Очевидно, старик, чье сердце бьется в груди Снеговика, жил в этой деревне. Это старик будто бы подталкивает Снеговика прийти сюда и помочь Марселю)

- Как вы считаете, согласится ли Снеговик отдать свое сердце Марселю, который простудился и заболел, создавая Снеговика? (Обычно учащиеся предполагают оба возможных варианта)

- Давайте попробуем предположить два пути решения проблемы (Класс делится на две группы: 1- считают, что Снеговик отдаст сердце мальчику, 2 - предполагают, что он не пожертвует своим сердцем)

- Предположите, что случится дальше и оцените поступок Снеговика.

Прием «Дерево предсказаний» (Слайд )

Снеговик отдаст сердце Марселю

Снеговик не пожертвует сердцем

1. Что случится с Марселем?

1. Что случится с Марселем?

2. Что случится со Снеговиком?

2. Что случится со Снеговиком?

3. Дайте оценку поступку Снеговика.

3. Дайте оценку поступку Снеговика.


  • Чтение шестого отрывка (до конца)

- Почему Снеговик в момент принятия решения вспомнил лишь тех, кто не захотел отдать ему своего сердца, но не вспомнил старика?

- Почему Снеговик бежал из деревни? (его мучила совесть)

- Как вы считаете, за что был наказан Снеговик? (Обретя живое сердце, так и не сумел понять одного из главных человеческих качеств - сопереживания).

Учитель: Ребята, в русском языке есть очень хорошее слово - милосердие. Как вы думаете, каково его лексическое значение? (Милосердие - готовность помочь кому- нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия).(Слайд)

Я бы хотела прочитать вам стихотворение Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.

Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

- Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

- А в наше время милосердие актуально? Вспомните какие-то показательные случаи?

3. Стадия рефлексии

▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

▪ Какие ваши предположения подтвердились?

▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Закончите фразы.

Я сегодня узнал…

Я сегодня научился…

Я хочу похвалить себя…

Я сейчас чувствую…



Домашнее задание:

Домашнее задание у вас, ребята, будет творческим. Выберите то задание, которое покажется вам интересным.

  1. Написать синквейн на тему «Милосердие»

  2. Нарисовать иллюстрацию «Каким я вижу милосердие»

  3. Написать сочинение на тему «Ты оказался недостоин быть человеком»

  4. Написать небольшое рассуждение на тему «Чему меня научила сказка М.Карема»

  5. Подобрать пословицы к сказке, отражающие ее основную мысль.

Приложение:

  • Презентация

Литература:

  1. М.Карем. Сказки для Каприны. Изд-во «Розовый жираф», М. 2009

  2. В сборнике: Стихи бельгийских поэтов, М., 1959

  3. В сборнике: Из современной бельгийской поэзии, М., 1965

  4. Стихи для детей, М., 1967

  5. Карем М. Слоны / пер. с фр. В. Берестов. - Детская литература, 1980. - (Для маленьких).

  6. Карем М. Творение шестого дня и другие истории. - Центр "Нарния", 2007. - (Сундук сказок). - 3000 экз. - ISBN 978-5-901975-54-1

  7. Карем М. Сказки для Каприны = Contes pour Caprine. - Розовый жираф, 2009. - 132 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-903497-21-8

  8. Карем М. Кошки-мышки. - Розовый жираф, 2010. - 64 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-903497-24-9

  9. Карем М. Стихотворения. - Текст, 2011. - 317 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-7516-0937-5

  10. Тимонина А. П. Мир детей и мир взрослых в поэзии Мориса Карема.

  11. Зиман Л. Я. Зарубежная литература для детей и юношества. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря)

12

© 2010-2022