Внеклассное мероприятие на тему Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова (5-9 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова

Цели:

  • показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

  • развивать творческие и актёрские способности учащихся;

  • формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;

  • прививать любовь и интерес к чтению.

Участники: 2 возрастные категории: учащиеся 1-4; 5-10 классов.

Оформление: Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча.

Эпиграф: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия

СЦЕНА 1.

Звучит музыкальный фрагмент.

Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости и конкурсанты!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на конкурсе инсценировки басен, посвященном 245-летию (двухсот сорока пятилетию) со дня рождения великого баснописца И. А. Крылова.

Ведущий 2: И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык.

Ведущий 1: Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.

Ведущий 2: Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь.

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 11: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2. Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Уходят.

Ведущий 1: С тех дней, когда Крылов писал свои басни прошло два столетия, а басни Ивана Андреевича живут, их знает, их любит и ценит народ. Они стали его достоянием.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Ведущий 1: Разрешите представить жюри нашего конкурса:

  • ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Тарабанова Анна Ивановна;

  • заместитель директора по учебной части, учитель казахского языка Мурзабекова К.Б.;

  • учитель класса предшкольной подготовки Кобелева О.П.


Ведущий 2: Основными критериями оценки конкурса являются:

  • выразительное чтение басни;

  • исполнительское мастерство;

  • подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни;


Ведущий 1: Конкурс будет проходить по двум возрастным категориям:

  1. 7-10 лет;

  2. 11-16 лет.

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди начальных классов и три призовых - среди 5-10-х классов.

Также будут отмечены места - «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Приз зрительских симпатий».

Ведущий 2: Итак, мы начинаем! А название первой басни, вы, болельщики, должны угадать сами. Из какой басни фраза?

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…» («Стрекоза и Муравей»)

Правильно! Наш конкурс открывает 1 «Б» класс с басней «Стрекоза и Муравей».

Ведущий 1: Из какой басни следующая фраза?

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» («Кукушка и Петух»)

Правильно! Приглашаем на сцену 4»А» класс с басней «Кукушка и Петух».

Ведущий 2: Какие басни Крылова о лисе вы знаете? («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Волк и Лисица»).

Данную возрастную категорию завершают 2-4 «Б» классы с басней «Волк и лисица». Встречаем участников!


Ведущий 1: Давайте скажем спасибо нашим маленьким конкурсантам за то, что не побоялись принять участие в таком серьёзном мероприятии, и даже, напротив, великолепно справились с задачей и проявили себя настоящими артистами! (Аплодисменты).

Ведущий 2: Теперь настал черед следующей возрастной категории.

Продолжаем отгадывать. Из какой басни фраза «Свинья под дубом вековым..» («Свинья под дубом») Правильно! Наш конкурс продолжает 5 «А» класс с басней «Свинья под дубом».


Ведущий 1: Следующим приглашаем на сцену 5 «Б» класс с басней «Демьянова уха».


Ведущий 2: Отгадайте перевёртыш. О какой басне может идти речь? «Сороке когда-то чёрт дал шмат сала». («Вороне где-то бог послал кусочек сыра…» из басни «Ворона и лисица»).

Правильно! Приглашаем на сцену 7 «Б» класс с басней «Ворона и лисица».

Ведущий 1: Какому герою принадлежит следующая реплика?

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» (Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»)

Правильно! Встречаем 8 «Б» класс с басней «Стрекоза и Муравей».


Ведущий 2: Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка) Из какой басни? («Слон и Моська»).

Правильно! Приглашаем 9 «А» класс с басней «Слон и Моська».


Ведущий 1: Как называется басня про четырёх неудачливых музыкантов? («Квартет»).

Правильно! 9 «Б» класс выступит с басней «Квартет».


Ведущий 2: Из какой басни знаменитая фраза «У сильного всегда бессильный виноват»? («Волк и ягнёнок»).

Правильно! Наш конкурс завершает 10 «А» класс с басней «Волк и ягнёнок». Встречаем!

Звучит музыкальный фрагмент.

Ведущий 1: Давайте пригласим на сцену всех наших конкурсантов и громкими аплодисментами наградим их за ответственный подход к мероприятию, добросовестный труд и актёрское мастерство!

На сцену выходят все артисты.

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Артисты все кланяются зрителям и уходят.

Ведущий 1: Наша конкурсная программа подошла к концу. Жюри подводит итоги.

Уважаемые болельщики! Вы можете проголосовать за лучшую, по вашему мнению, басню с помощью стикеров. По итогам вашего голосования будет также выбрана лучшая басня.

А пока наше жюри совещается, ответим на вопросы викторины.

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!» Из какой басни?

Ведущий 2: Сейчас мы будем читать отрывки из басен, а Вы должны будете угадать, каким героям принадлежат данные реплики.

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

4. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

7. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

8. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Ведущий 2: Викторина для болельщиков «Кот в мешке»

В мешке у учителя разные предметы, которые упоминаются в той или иной басне. Вызываются зрители, которые должны достать предмет и угадать, кому он принадлежит и из какой басни.

(Сыр, очки, зеркало, бас, осел, соловей, балалайка, мартышка и др.).

Ведущий 2: Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса (Музыкальный фрагмент. Фанфары для вручения).

Ведущий 1: Мы хотим сказать большое спасибо всем участникам нашего конкурса, классным руководителям, членам жюри и администрации школы за помощь в организации и проведении конкурса!

Ведущий 2: До новых встреч!

Звучит музыкальный фрагмент. Гости расходятся.











Конкурс инсценировки басен «В гостях у И. А. Крылова»

Ход мероприятия

СЦЕНА 1.

Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.

Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет».

Звучит музыкальный фрагмент. Фон для ведущих (тихая).

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости и конкурсанты!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на конкурсе инсценировки басен, посвященном 245-летию (двухсот сорока пятилетию) со дня рождения великого баснописца И. А. Крылова.

Ведущий 2: И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык.

Ведущий 1: Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.

Ведущий 2: Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь.

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2. Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Звучит музыкальный фрагмент. Оживают.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Уходят.

Инсценирование басен классами.

Звучит музыкальный фрагмент. Фанфары конец концерта.

На сцену выходят все артисты.

Викторины от ведущих, пока жюри подводит итоги конкурса.

Звучит музыкальный фрагмент. Фанфары на вручение.

Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса.

Ведущий 1: Мы хотим сказать большое спасибо всем участникам нашего конкурса, классным руководителям, членам жюри и администрации школы за помощь в организации и проведении конкурса!

Ведущий 2: До новых встреч!

Звучит музыкальный фрагмент.

Гости расходятся.





СЦЕНА 3 Инсценировка басни «Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.

Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.

Жена Демьяна - в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: "Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай". -

Фока: "Соседушка, я сыт по горло". -

Демьян: "Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -

Фока: "Я три тарелки съел". -

Демьян: "И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -

Чтец:

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

(удивленно и восхищенно) И - очищает всю.

Демьян: "Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


Инсценировка басни «Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл: Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой - два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно):

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Избави Бог и нас от этаких судей.

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

По крылатому выражению, фразе из басни угадать название. Зрители, давшие наибольшее количество правильных ответов, получают призы.

1.​ «…Позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась..»

(Ворона и Лисица)

2.​ «А ларчик просто открывался».

(Ларчик)

3.​ «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней..»

(Квартет)

4.​ «И волчью вашу я давно натуру знаю».

(Волк на псарне)

5. «Свинья под дубом вековым…»

(Свинья под дубом)

6.​ «Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!»

(Слон и Моська)

7.​ «А воз и ныне там..»

(Лебедь, Рак и Щука)

8.​ «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

(Стрекоза и Муравей)

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей»

Слева из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке - зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

Чтец: Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» - Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты...» -

Стрекоза «Я без души

Лето целое всё пела». -

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

Викторина для болельщиков «Кот в мешке»

В мешке у учителя разные предметы, которые упоминаются в той или иной басне. Вызываются зрители, которые должны достать предмет и угадать, кому он принадлежит и из какой басни.

(Сыр, очки, зеркало, бас, ).

Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни - прекрасно! - и зовет остальных.

Чтец: Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Мартышка: Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, - (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

(«И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец: Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)

Мартышка: «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец: Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл: «Постойте ж, я сыскал секрет? -

Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец: Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Викторина для болельщиков «Продолжи..»

Закончите фразу, назовите басню, из которой она взята.

Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).

А вы, друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку).

Наделала Синица славы… (А море не зажгла).

Чем кумушек считать трудиться… (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться).

У сильного всегда… (Бессильный виноват).

А ларчик (просто открывался).

Слона-то я (и не приметил).

Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона).

А Васька слушает (да ест).

Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука).

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только… (всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок).

А жаль что не знаком… (ты с нашим петухом).

Инсценировка басни «Свинья под дубом»

Чтец: Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон: «Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья: «Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». -

Дуб: «Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Чтец:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Инсценировка басни «Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке - хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки!

Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Чтец: Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!» Из какой басни?

1. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Инсценировка басни «Волк и Ягненок»

Чтец на авансцене справа. Ягненок на корточках лицом к левой кулисе, «пьет», зачерпывая воду ладошкой. Слышится завывание Волка, потом справа выходит он сам. Идет не по прямой, а сворачивая то вправо, то влево. Натыкается на чтеца, тот испуганно шарахается от него. (Ягненок- нагрудничек, шапочка с помпоном, Волк - рукавицы с когтями)

Крылов:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Чтец: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит:

Волк: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

(Ягненок оборачивается и вскакивает)

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

Ягненок (трясясь от страха, даже заикаясь):

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его

шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

Волк (прикидывается оскорбленным, он благородно возмущен):

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

Ягненок (с достоинством, ведь он прав):

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

Ягненок (обреченно) «Ах, я чем виноват?» -

Волк (цинично, грубо, откровенно, озлобленнно):

«Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». -

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Инсценировка басни «Кукушка и Петух»

Чтец и Воробей - одно и тоже лицо. «Ку-ку, ку-ку!» - раздается слева. Чтец прислушивается и объявляет: «Кукушка..» «Кукареку!» - доносится справа. «Петух!» - объявляет чтец. Появляется Петух. Он занят делом - разгребая ногой землю и не глядя по сторонам. Скажут в лицо приятные слова, а потом отвернутся к зрителям, подмигнут им, передразнят друг друга втихомолку. Снова повернутся - и опять восторженные улыбки и слова. Вперемежку с текстом оба поют, принимая красивые позы, то заламывая руки, то прижимая их к сердцу. Петух вырывает из своего хвоста яркое перо и преподносит его Кукушке, а та вырывает цветок и вде«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -вает его Петуху в петлицу.

Кукушка (насмешливо): «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -

Петух: «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -

Кукушка: «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». -

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Петух: Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!» -

Кукушка: «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!..»

Крылов:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

На сцену выходят все артисты:

1) Избави Бог и нас от этаких судей.

2) Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

3) А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь

4) Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

5) У сильного всегда бессильный виноват

6) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Слово жюри для подведения итогов конкурса.





Лист оценивания для жюри

(критериальное оценивание)

Конкурс будет проходить по двум возрастным категориям:

  1. 7-10 лет;

  2. 11-16 лет.

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди начальных классов и три призовых - среди 5-10-х классов.

Также отмечаются номинации «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Лучшая басня» по итогам голосования болельщиков.

Класс

Требования к исполнителям басен

Всего баллов

Выразительное чтение басни

Исполнительское мастерство (эмоционально-образная выразительность, интонационное богатство).

Подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни.



Возрастная категория 7-10 лет (начальные классы)

1 «Б»


4 «А»


2-4 «Б»


Максим. балл

5

5

5



Возрастная категория 11-16 лет (5-10-е классы)

5 «А»


5 «Б»


7 «Б»


8 «Б»


9 «А»


9 «Б»


10 «А»


Максим. балл

5

5

5







Конкурс инсценировки басен «В гостях у И. А. Крылова»

Ход мероприятия

СЦЕНА 1. Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть - добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить - хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 11: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2. Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Звучит музыкальный фрагмент.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ПО КЛАССАМ.

На сцену выходят все артисты:

1) Избави Бог и нас от этаких судей.

2) Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

3) А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь

4) Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

5) У сильного всегда бессильный виноват

6) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Иль доброю наружность сохранить.

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Слово жюри для подведения итогов конкурса.

Инсценировка басни «Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл: Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой - два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно):

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Избави Бог и нас от этаких судей.


© 2010-2022