- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»)
Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пустовар С.М. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).
Цель урока: "развивать то, что есть в душе" (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей.
Задачи урока:
-
воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.
-
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
-
развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.
Методические приёмы: эссе, создание проблемной ситуации, работа с текстом по стратегии «Чтение с остановками», беседа по содержанию рассказа, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.
Оборудование:
-
Портрет А. Платонова, высказывание:
…моя долгая, упорная детская мечта - стать таким человеком,
от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир
ради меня и ради всех людей.
Андрей Платонов
-
Эпиграфы к уроку на доске:
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р. Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.
М. Рябинин
-
Запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта "Аве Мария".
Ход урока:
-
Актуализация темы.
Слово учителя:
- Урок внеклассного чтения назван «Свет в ночном окне». Он - продолжение тех уроков, на которых мы говорили о важных и вневременных проблемах - взаимоотношениях отцов и детей. Один из недавних уроков назывался «Базаров и его родители».
Откройте тетради, найдите схему под заголовком «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».
От чего зависит нравственное благополучие семьи?
(Нравственное благополучие семьи
духовное родство: общие интересы,
взгляды,
деятельность
душевные качества:
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение)
Но случается и так, что родство слабеет, качества теряются. Как не растерять душевные качества, не дать ослабнуть родству?
Об этом мы поговорим и подумаем вместе.
-
Побуждение. Актуализация знаний учащихся.
-
Напишите небольшой связный текст, используя следующие слова:
Отец, мать, сыновья, разлука, встреча, жизнь,
смерть, любовь, память, долг.
-
Чтение работ учащимися (по желанию).
3. Работа над рассказом А. Платонова «Третий сын».
Слово учителя:
Предмет нашего разговора - рассказ А. Платонова «Третий сын». Запишите тему и выберите себе в качестве эпиграфа слова, которые вам больше понравились.
Работа над рассказом по стратегии «Чтение с остановками»
-
Чтение первой части. (учитель читает вслух, учащиеся следят по тексту).
-
Беседа по первой части:
- Когда происходит действие рассказа?
- Какое впечатление производят сыновья?
- Какие чувства они испытывают?
- С чем сравнивается материнская любовь?
-
Как, по - вашему, будут развиваться события дальше? Напишите коротко фабулу продолжения рассказа.
-
Чтение своих работ (учащиеся читают по желанию).
-
Самостоятельное чтение второй части (события, происходящие ночью).
-
Беседа по второй части:
- Какое чувство вызывает этот эпизод?
- Над чем хохотали братья - моряки?
- Какова позиция автора?
- Так почему же действия происходят осенью? ( осень в душах людей).
-
Чтение концовки рассказа (учитель читает, учащиеся следят по тексту).
-
Беседа по рассказу:
- Почему рассказ назван «Третий сын»?
-
Рефлексия.
Свободное письмо.
Напишите обращение к выпускникам школы, покидающим родительский дом, от имени… ( адресат выбирается самостоятельно).
Чтение работ учащихся (по желанию учащихся).
5. Итог урока.
Под звуки произведения Ф.Шуберта "Аве Мария" ученица читает стихотворение:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
"Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери".
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
"Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!"
Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!