Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»)

“Развивать то, что есть в душе” (В.Непомнящий), то есть  формировать систему нравственных ценностей - вот задача учителя литературы. Задачи данного урока: ·        воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям. ·        вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; ·         развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).

Цель урока: "развивать то, что есть в душе" (В.Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей.

Задачи урока:

  • воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.

  • вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

  • развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

Методические приёмы: эссе, создание проблемной ситуации, работа с текстом по стратегии «Чтение с остановками», беседа по содержанию рассказа, индивидуальная самостоятельная работа, работа в группах.

Оборудование:


  • Портрет А. Платонова, высказывание:

…моя долгая, упорная детская мечта - стать таким человеком,

от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир

ради меня и ради всех людей.

Андрей Платонов


  • Эпиграфы к уроку на доске:

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов


Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись...
Мы пред ними в долгу неоплаченном -
Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин


  • Запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта "Аве Мария".


Ход урока:


  1. Актуализация темы.

Слово учителя:

- Урок внеклассного чтения назван «Свет в ночном окне». Он - продолжение тех уроков, на которых мы говорили о важных и вневременных проблемах - взаимоотношениях отцов и детей. Один из недавних уроков назывался «Базаров и его родители».

Откройте тетради, найдите схему под заголовком «Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».

От чего зависит нравственное благополучие семьи?


(Нравственное благополучие семьи
Разработка урока внеклассного чтения «Свет в ночном окне» (по рассказу А. Платонова «Третий сын»).

духовное родство: общие интересы,
взгляды,
деятельность

душевные качества:
искреннее дружелюбие,
любовь, уважение)

Но случается и так, что родство слабеет, качества теряются. Как не растерять душевные качества, не дать ослабнуть родству?

Об этом мы поговорим и подумаем вместе.


  1. Побуждение. Актуализация знаний учащихся.


  • Напишите небольшой связный текст, используя следующие слова:

Отец, мать, сыновья, разлука, встреча, жизнь,

смерть, любовь, память, долг.


  • Чтение работ учащимися (по желанию).

3. Работа над рассказом А. Платонова «Третий сын».

Слово учителя:

Предмет нашего разговора - рассказ А. Платонова «Третий сын». Запишите тему и выберите себе в качестве эпиграфа слова, которые вам больше понравились.

Работа над рассказом по стратегии «Чтение с остановками»


  • Чтение первой части. (учитель читает вслух, учащиеся следят по тексту).

  • Беседа по первой части:

- Когда происходит действие рассказа?

- Какое впечатление производят сыновья?

- Какие чувства они испытывают?

- С чем сравнивается материнская любовь?


  • Как, по - вашему, будут развиваться события дальше? Напишите коротко фабулу продолжения рассказа.


  • Чтение своих работ (учащиеся читают по желанию).


  • Самостоятельное чтение второй части (события, происходящие ночью).


  • Беседа по второй части:

- Какое чувство вызывает этот эпизод?

- Над чем хохотали братья - моряки?

- Какова позиция автора?

- Так почему же действия происходят осенью? ( осень в душах людей).


  • Чтение концовки рассказа (учитель читает, учащиеся следят по тексту).

  • Беседа по рассказу:

- Почему рассказ назван «Третий сын»?


  1. Рефлексия.

Свободное письмо.

Напишите обращение к выпускникам школы, покидающим родительский дом, от имени… ( адресат выбирается самостоятельно).

Чтение работ учащихся (по желанию учащихся).

5. Итог урока.

Под звуки произведения Ф.Шуберта "Аве Мария" ученица читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
"Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать - старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери".

Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
"Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!"

Из Одессы, Таллинна, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!


© 2010-2022