- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-обучение анализу эпизода и комплексному анализу драматического произведения
Урок-обучение анализу эпизода и комплексному анализу драматического произведения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лушнова Р.В. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обучение анализу эпизода и комплексному анализу
драматического произведения.
Анализ драмы необходимо начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения. Разница в том, что надо дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.
План анализа эпизода.
-
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
-
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и кратко пояснить:
-
кто они?
-
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
-
-
Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
-
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
-
автора;
-
персонажей.
-
-
Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
-
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
-
их отношение к событию;
-
к вопросу (проблеме);
-
друг к другу;
-
кратко проанализировать речь участников диалога;
-
сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
-
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
-
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
-
-
Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
-
Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?
-
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
-
Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
-
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.
План комплексного анализа драматического произведения.
Для комплексного анализа драматического произведения необходимо разбираться в теории драматического рода литературы.
-
Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
-
Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой. Как проявились в произведении черты этого направления?
-
Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.
-
Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы.
-
Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.
-
Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский.
-
Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое - статическое.
-
Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.
-
Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).
-
Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
-
Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды, в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
-
Специфика авторских ремарок, поясняющих:
-
действия персонажей (игру актеров);
-
обстановку на сцене, костюмы и декорации;
-
настроение и идею сцены или явления.
-
Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
-
-
Смысл названия пьесы.