Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка во 2 «В»

Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель:

- развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова - суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.


(Учитель: Лопотина Т.А.)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настрой на дальнейшую деятельность.

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотней

Сделать слово из частей.

- В первом классе на страницах «Моей любимой азбуки» мы познакомились

с частями слова. Итак, внимание!

-Какие части слова вы знаете?

- На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.

- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?

- А сейчас откроем учебники на стр. 78. Посмотрите внимательно кадр на фотопленке.

- Что подставил Петя Зайцев? Где? Было слово «корень», стало «корешок».

- Что же такое -ок-?

- Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?


- Приставка, корень, суффикс,

Окончание.

- Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов.

-Суффикс. После корня.

-Суффикс.

-Суффиксы.


После ответов детей на доске появляются слова: приставка, корень, суффикс,

окончание.

Работа с иллюстрацией учебника. Наблюдение.

3.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.

4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.

1)Упражнение№123 стр.78.

-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.

- Как изменилось значение слова?

Зуб - зубок

Лёд - ледок

Глаз - глазок

Мёд _ медок 2)Упражнение №124 стр.78

-Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему?

ДУБ-ДУБОК

ЛОСЬ-ЛОСЁНОК

ПРУТ-ПРУТИК

МЫШЬ-МЫШОНОК

3)Игра «Побудь волшебником».

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?

-Сравните с правилом в учебнике (стр.79)

-1-ое предложение. О чём оно?

-На что указывает 2-ое предложение?

-А что мы узнали из 3-его предложения?

-Приведите свои примеры.

5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.

Во-первых: они из одних слов

могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч.

Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.

Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

6)Роль суффиксов в словах.

а) Допишите суффиксы-ОНОК- или

-ЁНОК-

МЕДВЕЖ_______ ТИГР_________

БАРСУЧ_________ ПОРОС_______

ГАЛЧ____________ ЛЬВ__________

ЗАЙЧ____________

ЖЕРЕБ_______

б) Подберите пары слов, противоположных по значению. Соедините их. Выделите суффиксы.

ГРУБОСТЬ ТРУСОСТЬ
ГЛУПОСТЬ СТАРОСТЬ
МОЛОДОСТЬ МУДРОСТЬ
ХРАБРОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка Соня-

Таня- Валя-

Оля- Аня-

г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.


-Маленький зуб или ласково назвали зуб.

-Тонкий лёд.

-Маленький глаз.

-Ласково о мёде.

-Разные. Меняется значение слова.


-Носик, домик, хвостик, столик.

-Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова.

-Что такое суффикс.

-На место суффикса в слове.

-О «работе» суффикса.





Работа в парах.







-Лишнее слово чище.




Игровая деятельность. Упражнение в словообразовании.


Выводы. Работа с правилом.





5.Физминутка

Смена видов деятельности.

6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

1)Работа над словообразованием.Упр.№126.

-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.

ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, НОС-НОСИК-НОСИЩЕ, ХВОСТ-ХВОСТИК-ХВОСТИЩЕ.

2) №1,4

В однокоренных словах выделите корень и суффиксы.

Га-га-га! гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу не нагляжусь.

№ 2,5

Дрожат осинки,

В лесу осиновом Срывает ветер

С осин косынки.

№ 3,6.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик. (Проверка.)

3) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?

. . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.

Устная фронтальная работа.


Работа в группах.




Самостоятельная работа учащихся.

7.Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?

Самооценка работы на уроке.

8.Домашнее задание.

Упражнение № 125, стр.79




© 2010-2022