Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)

Конспект  урока по русскому  языку в 9 классе. Тема: «Сложные  предложения  с  разными  видами  связи» (1-й час)                          Цель урока: углубить  представления  о  структуре  сложных предложений; совершенствовать  орфографические  и  пунктуационные  навыки.                                                 Ход  урока   1.Лингвистическая  разминка. (Подготовка  к  ГИА, задание В 9, В 8) 2. Постановка учебной задачи. Углубление  пройденного  материала. Сложные  предложения с разными ви...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «СОШ№9» г. Благодарный Луценко Т.В.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)

Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1.Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА, задание В 9, В 8)

  • Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

(Ответ: б,в,г. Предложения простые)

  • Повторение темы «Сложноподчинённые предложения».

Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.

А) О знал бы я что так бывает… (Б.Пастернак)

(Придаточное изъяснительное)

Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)

(Придаточное степени)

2. Постановка учебной задачи. Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.

  • Слово учителя

Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.

  • Анализ предложений. Составление схем.

1) Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. (А.С.Пушкин)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) Много ветров сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

(А.А.Платонов)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

(В.П.Астафьев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

Примечание. Первое предложение комментирует учитель, остальные - сами ученики.

3. Работа с учебником.

  • Разбор теоретического материала. П.18 (стр.109-110)

  • Закрепление пунктуационных правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)

4. Итог урока.

© 2010-2022