Методическая разработка алгоритма по русскому языку: «Приёмы сжатия текста»

В методической разработке алгоритма по русскому языку : «Приёмы сжатия текста» дана небольшая теория о том , какие бывают способы сжатия текста.А также Что сохранить при сжатом изложении? Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания; последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы; ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста. Также даны типы заданий, направленны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка алгоритма по русскому языку :

«Приёмы сжатия текста».

Учитель: Багдасарова Татьяна Владимировна , МБОУ СОШ № 69,

г. Нижнего Новгорода .

Приёмы сжатия текста:

К содержательным приёмам сжатия текста относятся:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

• исключение примеров, доказательств, попутных сведений, деталей, подробностей, лирических отступлений;

• исключение повторов;

• исключение однородных членов предложения;

• исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную;

• исключение диалогов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений;

• исключение пространного описания природы, чувств настроений.

2 .Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена гипонимов гиперонимом, т.е. слов с менее широким значением (объемом понятия) словом с более широким значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением,

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Что сохранить при сжатом изложении?

· Связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;

· последовательность изложения, чёткий переход от одного к другому, микротемы;

· ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста.

Типы заданий, направленных на сжатие текста.

Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти ).

Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Задание №1. Найдите в тексте поясняющие конструкции, однородные члены и исключите их.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело - мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания - воспитание души.

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания - воспитание души. Какой приём сжатия использован?

Задание №2. С помощью обобщения сократите текст до одного сложного предложения.

Исходный текст.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Задание №3. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.

Исходный текст.

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. - Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «отдохнём здесь, под кустиком». - «Лучше побежим, предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который был сначала обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов).

Текст сжатого изложения :

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл - бежать вперёд.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком. Он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

Приёмы сжатия данного текста:

1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);

2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й. 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Инструкция «Как писать изложение»

1.Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

2.Найдите среди них главную мысль.

3.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6.Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7.Обдумайте средства связи между частями.

8.Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9.Запишите этот сокращённый текст на черновике.

Задание: Используя текст, сформулировать все микротемы, а также передать их основное содержание .

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужые оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

А они возникают постоянно, и неуверенность в себе может проявляться по-разному в разные моменты жизни. Например, если мысль попросить подругу познакомить вас вон с тем красавцем сменяется опасением, что вряд ли он воспримет серьёзно так ужасно одетую девушку, - это в вас говорит неуверенность в себе. Она же вмешивается и тогда, когда вы готовитесь поступать в престижный вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и рвёте на себе волосы, потому что она никуда не годится, хотя ещё несколько часов назад казалась приличной.

Так что же такое неуверенность в себе? Одни учёные определяют её, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Но все сходятся в одном: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, это и есть неуверенность в себе.253 слова).

Проверим:

№ абзаца

Микротема и основное содержание

№ 1

Неуверенность в себе - проблема древняя, но актуальная в XX веке, так как способна стать причиной массы неприятностей.

№ 2

Неуверенность в себе - причина психологических проблем, т.к. может послужить почвой зависимости от чужого мнения, когда человек не может правильно использовать жизненные ситуации.

№ 3

Проявление неуверенности по-разному в разные моменты жизни. Знакомство с другим человеком не состоится из-за опасения не понравиться. Уровень знаний может не раскрыться полностью.

№ 4

Неуверенность в себе - неспособность правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.



© 2010-2022