- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме Односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку по теме Односоставные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зимкина С.И. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Зимкина С.И., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №14
План-конспект проведения урока
Тема: «Односоставные предложения»
Вид: изучение нового материала, лабораторная работа
Класс: 8
Дата: 30.11.2011
Учебно-методическое обеспечение: авторская презентация, компьютер, проектор, экран, карточки с текстами
Современные образовательные технологии: приёмы аналитического и творческого мышления
Метапредметый подход: цель и задача
Цели:
образовательные: дать понятие о видах односоставных предложений. Сформировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе задачи и решать их; оценивать свои знания в системе.
развивающие: развивать память, речь, творческое мышление, орфографическую зоркость; развивать умения анализировать; развивать навыки самостоятельной работы;
воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка; воспитывать любознательность, чуткое отношение к слову, культуру речи.
Ход урока.
Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть
не может, а один человек этого не знает.
Альберт Эйнштейн
1. Орг. момент.
Слайд 2
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, посмотрите на эпиграф к нему. Вы будете сами делать открытия, и первым из них будет тема нашего урока. Чтобы узнать её, проанализируйте предложения.
2. Исследовательская работа.
Слайд 3.
Даны 5 предложений.
Я люблю кататься на санках. Зимний день. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Мне легко дышится морозным воздухом. Утром все дорожки посыпали песком.
- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
Я люблю кататься на санках.
Зимний день.
Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Мне легко дышится морозным воздухом.
Утром все дорожки посыпали песком.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слайд 4
- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения - состав основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные.)
3. Определение темы урока учениками.
- Что мы уже знаем?
Двусоставные предложения.
-Чем выражены главные члены в этом предложении?
Я люблю кататься на санках.
- Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)
- Чего мы ещё не знаем?
(Односоставные предложения.)
- Какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения.)
- Сегодня мы познакомимся с видами односоставных предложений.
Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются в речи и с какой целью.
4 . Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
Слайд 5
1) Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.
Мне легко дышится морозным воздухом.
Утром все дорожки посыпали песком.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
2) Зимний день.
-По какому принципу вы разделили предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
-Чем выражены главные члены в данных предложениях?
Зимний день.
(Главный член предложения - существительное в именительном падеже)
Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.
Мне легко дышится морозным воздухом.
Утром все дорожки посыпали песком.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
Мне легко дышится морозным воздухом.
- Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения - безличный глагол)
- А в оставшиеся три можно подставить подлежащее?
Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.
Утром все дорожки посыпали песком.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Да, можно. В 1 предложение местоимение Я, во 2- местоимение ОНИ, а в 3 - ТЫ.
- Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения в первом предложении выражен глаголом в форме 1 лица, ед. числа.
Главный член второго предложения - глагол в форме 3 лица, мн. числа.
Главный член третьего предложения - глагол в форме 2 лица, ед. числа).
5. Обобщение
В 1 предложении главный член выражен существительным, а во 2,3, 4,5 - глаголом.
- Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
1). Глагольного типа
2). Именного типа
Даны названия типов односоставных предложений.
Слайд 6
- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.
Определённо - личное
Обобщенно-личное
Неопределённо - личное
Безличное
Назывное
Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.
Любишь кататься, люби и саночки возить
Утром все дорожки посыпали песком.
Мне легко дышится морозным воздухом.
Зимний день.
Предложения глагольного типа:
определённо - личные
обобщенно- личные
неопределённо - личные
безличные
Предложения именного типа:
назывные
Обобщающий вывод
Его делают ученики.
Слайды 7-11
-Определёно-личное предложение - это такое предложение, в котором сказуемое
определённо указывает на действующее лицо. Сказуемое в таких предложениях
выражено глаголом в форме 1,2 лица изъявительного, повелительного наклонения, поэтому в них можно поставить местоимения я, ты.
- Обобщённо-личным называется односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 2 лица единственного числа (ты) настоящего или простого будущего времени и обозначает действие, относящееся к любому действующему лицу.
- Неопределённо-личное предложение - это такое предложение, в котором действие
совершает какое-то неопределённое лицо. Сказуемое в нём может быть выражено глаголом в форме 3 лица мн.числа или глаголом прошедшего времени мн.числа. В н-л предложение можно подставить местоимение «они».
- Безличное предложение - это такое предложение, где нет и не может быть подлежащего.
Сказуемое может быть выражено н.ф. глагола, безличным глаголом, словом состояния или словом «нет».
- В назывном предложении сказуемого нет.
6. Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования.
Слайд 12
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
6. Определяем вид односоставного предложения.
- Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.
7. Работа с текстом.
Слайды 13 - 15
- Перед вами карточки с текстами. Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в тексте?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт
(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме передать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок
(Определённо-личные предложения. Субъект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин
(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам.).
За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова
(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).
Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.
Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить c друзьями и родителями и выслушивать их.
Научись говорить слово «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты
чувствуешь себя неловко, говори: «Нет!».
( Обобщенно-личные предложения встречаются не только в пословицах и афоризмах, но и в деловых бумагах: инструкциях, рекомендациях.)
8. Обобщение о роли односоставных предложений в речи.
- Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?
- В художественной и публицистической литературе.
- Как вы думаете, где еще могут употребляться такие предложения?
- В устной разговорной речи. Односоставные предложения активно употребляются в деловой переписке.
9. Выполните тест (с самопроверкой).
Слайды 16-17
1. На сколько групп делятся односоставные предложения ?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 5
2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б) Темнеет рано.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
1. г).
2. г).
3. б).
4. б).
5. б).
10. Подведение итогов урока (метод рефлексии).
- Ребята, подведем итог урока, а поможет нам в этом следующий слайд.
СЛАЙД 18
Сегодня на уроке я узал(а)…
Я могу использовать полученные знания…
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.
- Какие односоставные предложения бывают.
- Мы читали отрывки из произведений, разбирали тексты, обратили внимание на то, что в художественных текстах очень часто встречаются односоставные предложения. От этого художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней, речь становится лаконичнее. Односоставные предложения активно употребляются в деловой переписке, в публицистической литературе и в устной разговорной речи.
- Мы можем использовать знания, полученные сегодня на уроке при подготовке к экзаменам. На уроках литературы, анализируя художественные произведения, при написании писем и заявлений.
11. Домашнее задание.
Слайд 19
- Следующий урок обществознания у вас обобщающий по теме «Сфера духовной культуры». Вам необходимо письменно ответить на эти вопросы, используя односоставные предложения.
- Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?
(«Обществознание» стр.82, вопрос 2)