Конспект урока по русскому языку по теме Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зимкина С.И., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №14

План-конспект проведения урока

Тема: «Односоставные предложения»

Вид: изучение нового материала, лабораторная работа

Класс: 8

Дата: 30.11.2011

Учебно-методическое обеспечение: авторская презентация, компьютер, проектор, экран, карточки с текстами

Современные образовательные технологии: приёмы аналитического и творческого мышления

Метапредметый подход: цель и задача

Цели:

образовательные: дать понятие о видах односоставных предложений. Сформировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе задачи и решать их; оценивать свои знания в системе.

развивающие: развивать память, речь, творческое мышление, орфографическую зоркость; развивать умения анализировать; развивать навыки самостоятельной работы;

воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка; воспитывать любознательность, чуткое отношение к слову, культуру речи.

Ход урока.

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть

не может, а один человек этого не знает.

Альберт Эйнштейн

1. Орг. момент.

Слайд 2

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, посмотрите на эпиграф к нему. Вы будете сами делать открытия, и первым из них будет тема нашего урока. Чтобы узнать её, проанализируйте предложения.

2. Исследовательская работа.

Слайд 3.

Даны 5 предложений.

Я люблю кататься на санках. Зимний день. Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Мне легко дышится морозным воздухом. Утром все дорожки посыпали песком.

- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.

Я люблю кататься на санках.

Зимний день.

Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега. Мне легко дышится морозным воздухом.

Утром все дорожки посыпали песком.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Слайд 4

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения - состав основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные.)

3. Определение темы урока учениками.

- Что мы уже знаем?

Двусоставные предложения.

-Чем выражены главные члены в этом предложении?

Я люблю кататься на санках.

- Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)

- Чего мы ещё не знаем?

(Односоставные предложения.)

- Какова же тема нашего урока?

(Односоставные предложения.)

- Сегодня мы познакомимся с видами односоставных предложений.

Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются в речи и с какой целью.

4 . Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Слайд 5

1) Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.

Мне легко дышится морозным воздухом.

Утром все дорожки посыпали песком.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

2) Зимний день.

-По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в данных предложениях?

Зимний день.

(Главный член предложения - существительное в именительном падеже)

Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.

Мне легко дышится морозным воздухом.

Утром все дорожки посыпали песком.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

Мне легко дышится морозным воздухом.

- Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения - безличный глагол)

- А в оставшиеся три можно подставить подлежащее?

Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.

Утром все дорожки посыпали песком.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Да, можно. В 1 предложение местоимение Я, во 2- местоимение ОНИ, а в 3 - ТЫ.

- Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения в первом предложении выражен глаголом в форме 1 лица, ед. числа.

Главный член второго предложения - глагол в форме 3 лица, мн. числа.

Главный член третьего предложения - глагол в форме 2 лица, ед. числа).

5. Обобщение

В 1 предложении главный член выражен существительным, а во 2,3, 4,5 - глаголом.

- Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:

1). Глагольного типа

2). Именного типа

Даны названия типов односоставных предложений.

Слайд 6

- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

Определённо - личное

Обобщенно-личное

Неопределённо - личное

Безличное

Назывное

Щурюсь от ослепительно блистающего мягкого снега.

Любишь кататься, люби и саночки возить

Утром все дорожки посыпали песком.

Мне легко дышится морозным воздухом.

Зимний день.

Предложения глагольного типа:

определённо - личные

обобщенно- личные

неопределённо - личные

безличные

Предложения именного типа:

назывные

Обобщающий вывод
Его делают ученики.

Слайды 7-11
-Определёно-личное предложение - это такое предложение, в котором сказуемое
определённо указывает на действующее лицо. Сказуемое в таких предложениях
выражено глаголом в форме 1,2 лица изъявительного, повелительного наклонения, поэтому в них можно поставить местоимения я, ты.

- Обобщённо-личным называется односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом в форме 2 лица единственного числа (ты) настоящего или простого будущего времени и обозначает действие, относящееся к любому действующему лицу.


- Неопределённо-личное предложение - это такое предложение, в котором действие
совершает какое-то неопределённое лицо. Сказуемое в нём может быть выражено глаголом в форме 3 лица мн.числа или глаголом прошедшего времени мн.числа. В н-л предложение можно подставить местоимение «они».


- Безличное предложение - это такое предложение, где нет и не может быть подлежащего.
Сказуемое может быть выражено н.ф. глагола, безличным глаголом, словом состояния или словом «нет».


- В назывном предложении сказуемого нет.

6. Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования.

Слайд 12

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

6. Определяем вид односоставного предложения.

- Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.

7. Работа с текстом.

Слайды 13 - 15

- Перед вами карточки с текстами. Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме передать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок

(Определённо-личные предложения. Субъект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин

(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам.).

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить c друзьями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить слово «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты

чувствуешь себя неловко, говори: «Нет!».

( Обобщенно-личные предложения встречаются не только в пословицах и афоризмах, но и в деловых бумагах: инструкциях, рекомендациях.)

8. Обобщение о роли односоставных предложений в речи.

- Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

- В художественной и публицистической литературе.

- Как вы думаете, где еще могут употребляться такие предложения?

- В устной разговорной речи. Односоставные предложения активно употребляются в деловой переписке.

9. Выполните тест (с самопроверкой).

Слайды 16-17

1. На сколько групп делятся односоставные предложения ?

а). 10

б). 2

в). 3

г). 5

2.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б) Темнеет рано.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь себя.

1. г).

2. г).

3. б).

4. б).

5. б).

10. Подведение итогов урока (метод рефлексии).

- Ребята, подведем итог урока, а поможет нам в этом следующий слайд.

СЛАЙД 18

Сегодня на уроке я узал(а)…

Я могу использовать полученные знания…

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.

- Какие односоставные предложения бывают.

- Мы читали отрывки из произведений, разбирали тексты, обратили внимание на то, что в художественных текстах очень часто встречаются односоставные предложения. От этого художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней, речь становится лаконичнее. Односоставные предложения активно употребляются в деловой переписке, в публицистической литературе и в устной разговорной речи.

- Мы можем использовать знания, полученные сегодня на уроке при подготовке к экзаменам. На уроках литературы, анализируя художественные произведения, при написании писем и заявлений.

11. Домашнее задание.

Слайд 19

- Следующий урок обществознания у вас обобщающий по теме «Сфера духовной культуры». Вам необходимо письменно ответить на эти вопросы, используя односоставные предложения.

- Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

(«Обществознание» стр.82, вопрос 2)



© 2010-2022