- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Краткосрочный курс внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
Краткосрочный курс внеурочной деятельности «Театральная мастерская»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ширинкина Е.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Краткосрочный курс
«Театральная мастерская»
для учащихся 5-6 классов
Ширинкина Е.Н.,
учитель русского языка и
литературы
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
При составлении программы учитывались интересы детей, программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий в воспитании в новых условиях ограниченности приобщения к культуре. Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлена переходом на новый ФГОС ООО.
Цель программы: создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
-
Создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
-
Создание ситуаций, обеспечивающих ученику возможность нравственного выбора.
-
Развитие навыков общения и коммуникации.
Формы проведения занятий:
• игра
• беседа
• иллюстрирование
• изучение основ сценического мастерства
• мастерская образа
• мастерская костюма, декораций
• инсценирование прочитанного произведения
• постановка спектакля
• работа в малых группах
• выступление
Программа курса рассчитана на 8 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Итогом творческой работы обучения является небольшая театральная постановка.
Ожидаемые результаты
К концу курса обучающиеся:
Имеют понятие:
-
об оформлении сцены
-
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Научатся:
-
новым скороговоркам
-
создавать выбранный или заданный педагогом образ
-
более раскованно чувствовать себя на сценической площадке
Приобретут навыки:
-
общения с партнером
-
коллективного творчества
Ожидаемые метапредметные результаты обучения
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
Ученик получит возможность сформировать:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений музыкальной и художественной литературы, фольклора
• осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• понимать и принимать задачу, сформулированную учителем
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
• анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при пении, чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных
• обращаться за помощью
• формулировать свои затруднения
• предлагать помощь и сотрудничество
• слушать собеседника
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению
• осуществлять взаимный контроль;
•адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и виды контроля
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля:
-
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий
-
промежуточный - генеральная репетиция в классе, на сцене
-
итоговый - спектакль.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов
-
Артемова Л. «Театрализованные игры дошкольников». - М.,1991 г.
-
Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». - СПб., 2001 г.
-
Давыдова М., Агапова И. «Праздник в школе: Сценарии, конкурсы». -М., 1999 г.
-
Завадский Ю. «Об искусстве театра». - М., 1965 г.
-
Кох И.Э. «Основы сценического движения». - М., 1970 г.
-
«Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования». - Краснодар, 2000 г.
-
Эфрос А.В. «Репетиция - любовь моя». - М., 1993 г.
-
Научно-методический журнал «Литература в школе», № 3, 1999 г.
-
Наумова Н.Х. «Сценарий для детского театра: "Чудеса в лесу" /festival.1september.ru/.
Список литературы, рекомендуемой для детей
-
Алянский Ю. «Азбука театра». - СПб., 1990 г.
-
Некрылова А. «Круглый год». - М., 1991 г.
-
Грузина И.В. «Праздники в начальной школе». - М., 2000 г.
-
Смолина Е. «Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга». - М., 2001 г.
Технические средства реализации программы:
1. Компьютер, оснащенный звуковыми колонками
2. Проектор
3. Материальная база для создания костюмов и декораций
4. Учебный кабинет, актовый зал
5. Учебные столы
6. Доска
7. Экран
Учебно-тематическое планирование
-
№
Тема занятия
Кол-во часов
Примерное содержание
1
Введение. Что такое театр?
1
Театр как вид искусства. Первоначальное представление о понятиях: «спектакль», «роль», «сцена спектакля», «актёрский ансамбль»
2
Театральная пьеса
1
Знакомство с пьесой. Чтение и анализ произведения, пересказ сюжета, проигрывание пьесы целиком путём повторных репетиций, обсуждение показа своей работы.
3
Атрибуты сцены
1
Изготовление костюмов, декораций
4 -
7
Работа над спектаклем
2
Знакомство с понятиями «дикция», «дыхание», «орфоэпия», с литературным произношением. Выполнение упражнений по выработке дикции, разучивание текстов скороговорок. Групповая и индивидуальная работа над ролью.
8.
Генеральная репетиция спектакля
1
Репетиция всей пьесы. Обсуждение с детьми.
Образовательный продукт - показ мини-спектакля.