СтатьяПрименение личностно -ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание № 1.

Приведите пример использования одной из современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) в ходе изучения раздела или темы по литературе.

Применение современных технологий обучения в преподавании литературы

Перспективы развития современного мира требуют, чтобы ребёнок, покидая школу, не только уносил с собой багаж теоретических знаний, но и обладал практическими навыками. Необходимость работы по развитию у учащихся умений применять полученные знания за рамками учебных ситуаций подтверждают и результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA. Это исследование направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В процессе изучения предмета литературы ученики овладевают следующими практическими умениями:

  • Умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию, анализировать текст.

  • Обладать презентационными умениями: умением грамотно и доказательно представить свою точку зрения.

Формирование этих практических навыков, а также стремление к развитию собственных творческих возможностей, способствуют тому, что ученики покидают школу грамотными людьми, готовыми к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненных задач.

Но любая практика строится на теории, невозможно научить грамотному анализу текста без предварительного изучения таких литературных теоретических понятий как: «литературное направление», «идея», «тема», «структура», «средства выразительности», «образ» и т.д. и т.п.

Но как достигнуть качественного обучения теории и успеть показать практическое применение полученных знаний при ограниченности времени урока?

Из всего вышесказанного следует простой вывод: необходимо максимально оптимизировать обучение.

Я достигаю оптимизации учебного процесса за счёт применения таких технологий обучения, которые способны максимально активизировать работу учащихся на уроке:

Технологии, используемые мною в практике работы (педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения)

1. Проблемное обучение

Форма активного обучения, позволяющая актуализировать знания, применить их в новой учебной ситуации. Использую при объяснении нового материала, закреплении и контроле. Реализую в форме диспута по вопросам, содержащим какое-либо противоречие, который присутствует практически на каждом уроке литературы.

2. Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности. Исследовательские работы учащихся могут быть представлены в форме проекта. «Историческая ценность «Слова о полку Игореве» (9класс),»Жанровые отличия литературы 18 века» (9класс),»Причины появления древнерусской литературы» (5класс)

3. Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы)

Использовать наглядные опоры при анализе художественных произведений начинаю с 5 класса, когда начинает формироваться логика, доказательность суждений. С помощью схем на доске можно продемонстрировать особенности развития сюжета произведения, особенности взаимоотношений и характеры героев.

4. Игровые технологии

Позволяют разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся. Лучше всего использовать на этапе проверки знаний по предмету.

Например: «Своя игра»(контроль знаний за I полугодие в 8 классе), урок-»Что?Где?Когда?» (7 класс), урок-соревнование «Литературный КВН»(соревнование между сборными командами из учащихся с5 по 9 класс)

5. Кейс-технологии

Позволяет найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, проиллюстрировать учебные ситуации, может быть использован на уровне элементов или стать основой для занятий в виде деловых игр типа: урок - пресс - конференция, урок - презентация писателя

6. Современные технологии контроля и оценки

Тестирование. Используются и разрабатываются тесты по всему курсу литературы. Тестирование с применением ИКТ.

Подробнее хочу остановиться на кейс- технологиях

Кейс-технологии ранее традиционно применялся только в обучении менеджеров и юристов: студентам предлагались конкретные ситуации из экономической или юридической практики, которые обсуждались на занятиях и служили основой дальнейшей профессиональной деятельности.

Кейс-технологии (или кейс - метод, как определяют его другие методисты) с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-технологий - анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять:

  • публицистическая литература,

  • художественная литература.

Примеры кейс-заданий
При изучении творчества Л.Толстого

Отрывок из произведения «Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

- Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

Для решения данного кейса мною используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

По творчеству Лермонтова
«Герой нашего времени»

Кейс- задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащийся, работая с текстом - биографией и текстом произведения, должен привести свои доказательства и сделать вывод.

<В 5 классе при изучении произведения «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Кейс- ситуация:

- Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2009, а 968 год(пусть дети подсчитают, сколько лет тому назад это было). Вам удалось пережить данное нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?

И пусть ученики составляют карту расположения войск, шифруют летопись, составляют послание Святославу с просьбой о помощи. При защите ответов рисунок или схема будут являться своеобразным опорным планом.

В 9 классе при изучении произведения «Бедная Лиза»

1 Кейс-задача:

- Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?<

2 Кейс-задача:

<- Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

- Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Кейс может быть представлен и в виде одного предложения - цитаты из текста.

Например, при изучении произведения Стивенсона «Вересковый мёд»в переводе Маршака.

Кейс-задача в начале урока:

- Как вы понимаете эти слова?:

- Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

Цитата в данном случае и будет являться кейсом. Учащиеся высказывают своё мнение и свои предположения. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Активное внедрение в работу элементов этой технологии стало одним из факторов, повысивших качественный уровень обученности моих учеников:

Именно применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.



ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Перед сегодняшним учеником - школьнико21 века - жизнь поставила задачи колоссальной сложности, признаем это, учитывая особенности неустойчивой детской и подростковой психики. В самом деле, ученикам предстоит из потока информации отобрать необходимый материал не только для успешной учебы, но и для удовлетворения своих внутренних запросов. Не станем оспаривать и тот факт, что предметы гуманитарного цикла играют заметную роль в формировании ценностных ориентиров школьников. Поэтому, с нашей точки зрения, уроки литературы должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классической литературе, шедеврам русской (в том числе православной) и мировой культуры.

Будем откровенны: сегодня мы учим детей малочитающих или увлеченных зарубежной мистикой, фэнтези. К тому же произведения русской классики 19 века современному школьнику малопонятны: давно исчезли реалии той эпохи, коренным образом изменился уклад русской жизни. А главное - многие слова наполнились совершенно иным лексическим значением, это другой язык. Поэтому для чтения и понимания русской классики требуются определенные усилия, готовность к серьезной внутренней работе. Причем надо не просто понять произведение, а эмоционально пережить его, ибо только прочувствованное стано вится достоянием духовного опыта и запоминается надолго.

Как же заинтересовать учеников произведениями русской литературы? Не секрет, что образное восприятие школьников на уроках поддерживается зрительным рядом. Мы не отказываемся от таблиц и плакатов (в том числе выполненных своими руками), мела и доски. Но в школу пришли и заняли свое неоспоримое достойное место новые информационные технологии, современная мультимедийная техника. Наверное, не стоит рассуждать о преимуществах уроков, на которых используются ИКТ. Это очевидно. ИКТ - замечательное средство, инструментарий для оптимизации учебного процесса, особенно на уроках, напрямую связанных с различными видами искусства.

На DVD -дисках в серии "Школьная классика" и "Литературная классика на экране" выпущены фильмы и спектакли по многим произведениям русской литературы 19-20 веков. Это реставрация лучших советских фильмов и спектаклей, сохранивших бережное отношение к нашей классике, с хорошим музыкальным сопровождением и гениальной игрой актеров. Задача уроков остается прежней: сделать произведение доступным для восприятия ученика, помочь пережить эстетическое удовольствие, углубиться в проблематику и поэтику произведения, подготовить к письменным работам в соответствии с программными требованиями. В дополнение к этому теперь можно планировать и приобщение школьников к другим видам искусств: музыке, театру, кино. Да, на изучение литературы нам объективно не хватает отведенных программой часов. Но, реализуя право корректировать программу на 15-20 %, учитель найдет возможность на нужном этапе урока включить заранее подготовленный фрагмент фильма. Это приближает произведение к школьнику, делает понятнее конкретную ситуацию, эпизод, (особенно в драматических произведениях), задает эмоциональный тон урока, повышает интерес школьников не только к произведениям литературы, но и к кино, музыке, театру. Так предоставляется возможность показать ученикам глубину русских фильмов, а также познакомить с великими русскими актерами.

Перед просмотром фрагмента фильма или спектакля ставится учебная задача, затем начинается работа не только по видеоматериалу, но и по тексту, фильм становится замечательным средством постижения произведения. После просмотра фрагмента спектакля ближе и понятней стал Чацкий, обстановка дворянского дома, ситуация на балу в доме Фамусовых. К тому же появился повод для новых размышлений (ведь фигура главного героя далеко не однозначна): насколько актерское воплощение раскрывает авторский замысел, совпадает ли с восприятием ученика 21(!) века? Выстраивается интересная цепочка преемственности: произведения 19 века - постановка 20 века - зрители 21 века.

Новые возможности появляются при формировании и углублении темы "маленького человека" в русской литературе после просмотра фрагментов фильмов "Станционный смотритель" (в главной роли Н. Пастухов) в 8-м классе и "Шинель" (в главной роли Р. Быков) в 9-м классе. Зрительные образы наполняют иным смыслом прочитанное, дают повод вновь обратиться к тексту и, сравнивая, искать новизну, дополнительные смысловые оттенки, которые вносят в произведение художественные средства кино и театра.

Или другой пример. Фильм 2007 года "Герой нашего времени" (в главной роли И. Петренко) вызывает неоднозначные суждения, недоумение "свободным" обращением с романом М. Ю. Лермонтова. Но соответствующий фрагмент фильма помогает представить напряженную обстановку дуэли, взаимоотношения героев, накал борьбы самолюбия с представлениями о чести, нарушение "кодекса" дуэли, коварство и готовность на подлость сторонников Грушницкого, трагическое одиночество Печорина.

Кроме фильмов, хорошим дополнением к урокам литературы является иллюстративный материал и готовые презентации.


Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.

Хорошо продуманный и обсужденный с учителем материал доклада ученика, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах иногда вполне может заменить объяснение учителя или работу с текстом.

В этом случае, конечно, учитель должен оказать помощь в изготовлении презентации.

Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

Возможно, кто - то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя - словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя,

(например, болдинские места, связанные с творчеством А. С. Пушкина-состоялась поездка с уч-ся осенью в нач. 2005 уч.года) видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Таким образом, умелое использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, уроки станут более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону.

Позволю себе остановиться на одном примере. Так, к юбилею А. С. Пушкина (200-летию поэта) был выпущен диск «А. С. Пушкин в зеркале двух столетию» (мультимедиа - энциклопедия, созданная по заказу средствам массовой информации Правительства Москвы при содействии ряда музеев и т. д.). Вначале идет заставка - эпиграф (диалог о том, каким же был поэт). Фоном является музыка, создающая атмосферу времени великого русского поэта. Поиск произведений А. С. Пушкина, критических статей, видеофрагментов произведений, воспоминаний можно вести по шкале времени, на ней можно «открыть» любой этап жизни поэта. Например, 1799-1800 годы. На экране появляется статья «Пушкин в Москве», возможен просмотр галереи (картины старой Москвы, картины, связанные с разными этапами жизни поэта, также репродукции картин русских художников, посвященных жизни поэта: В. Серов-Пушкин в парке, А. М. Опекушин-памятник А. С. Пушкин в Москве, 1880 г.)

Очень важным является то, что все видеофильмы. Фрагменты произведений в исполнении мастеров художественного слова, воспоминания строго дозированы по времени. Это позволяет учителю выбирать необходимые эпизоды для своего урока без всяких нюансов.

Также по творчеству крупнейшего русского поэта 20-го века С. Есенина можно отметить диск «С. Есенин», на котором представлено полное энциклопедическое собрание сочинений: стихотворения, поэмы, проза, незаконченные отрывки, статьи и литературная критика, декларации и манифесты, письма, библиография, словарь, указатель имен, работы о жизни и творчестве С. Есенина, Г. Бениславской, А. Мариенгофа и других; всего здесь имеется 187 иллюстраций, видеоматериалы, аудиоматериалы - стихи читают: С. Есенин, Ахматова, Бунин и др. Используя поисковую систему, быстро и легко можно найти необходимый материал, термин, раздел по названию, слову или фразе.

Огромную роль играет внеклассная работа

Например, 10.12. - 185 лет со дня рождения русского поэта Н. А. Некрасова,27.01. - 180 лет со дня рождения русского писателя М. Е. С. - Щедрина) уч-ся готовят интересные материалы по творчеству юбиляров, чтение стихов; готовим вместе наглядные пособия к урокам литературы (тематические газеты, планшеты «Календарь знаменательных дат», фотовыставки, иллюстрации к произведениям); проводим конкурс сочинений - миниатюр, стихов собственного сочинения, например, о маме, посвящённых ко Дню 8 Марта, с последующим награждением. Создаём словарь тропов, учимся подбирать рифму к словам: ночь- дочь - прочь - помочь, день - тень - лень-пень, полёт - вперёд - завод и т. д.; знакомимся с книгами - юбилярами (например, 30 лет назад была опубликована п. В. Распутина "Прощание с Матёрой«,140 лет назад р. Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и т. д.)

Этап всесторонней проверки знаний, где можно развить творческие способности уч-ся, им предлагается на " творческое оформление" тема по литературе с применением мультимедиа-технологий. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, могут показать как ребёнок видит и слышит тему.

Задание: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества А. Ахматовой, С. Есенина, поэтов-бардов (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава)

оформить иллюстративно (подобрать зрительный обзор, например, из художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) - Информатика + МКХ + музыка + литература.

На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, то есть Интернет-ресурсы, которые «достойны посещения»: 2-3 поэтических,2-3 художественных,2-3 музыкальных. Ссылки на тематические ресурсы можно найти, например, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ).

Поэзия Серебряного века

галереи - Третьяковская галерея

звук: птицы, праздник, классическая музыка.

И ещё важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учащимися. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоёмкость её выполнения, а также " подводные камни«, которые могут встретиться учащимся при той или иной формулировке задания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала - Хочу отметить, что широкое привлечение уч-ся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, видео и анимационные материалы - всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Кстати, такие ресурсы можно собирать и формировать «Библиотеку учителя СД». В этом могут помочь и дети. Как домашнее задание учащиеся получают от 3-х учителей (информатика, русский язык и литература, эстетика) следующую задачу: «В течение 2-х недель найти в Интернете 5 сайтов по эстетике - художники-портретисты, пейзажи и т. д. и составить на каждый рецензию» (учитель эстетики); «Вспомним, что рецензией называется... и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе»

(подготовка к ЕГЭ) (литератор); «На эту работу вам выделяется компьютерный класс согласно расписанию дополнительных занятий»

(информатик). В результате чётко поставленного задания я получаю работы по предмету, а дети - отметки (по эстетике, литературе). По этому принципу учащиеся были также подготовлены, например, презентации по С. Есенину, где они использовали биографический материал, фото (ИНТЕРНЕТ), иллюстрации с пейзажем, соотнося их с содержанием стихов.

Этап усвоения новых знаний-1. применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа - это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле - достаточно сложно. Например, сейчас учащиеся к урокам по современной литературе в ИНТЕРНЕТЕ должны найти материал по творчеству Солженицына, Улицкой, Пелевина.

2.Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В ИНТЕРНЕТЕ есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический dictionary.fio.ru/.)Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к данному уроку или теме, обозначив 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать учащимся задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

3. Систематизация новых для учащихся знаний.

4. Воспитание навыков рациональной учёбы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этого этапа:

- качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

- активное участие группы в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

Этап закрепления новых знаний:

1. Использование различных способов закреплений знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

2. Обращение учителя по поводу ответа учащегося к группе с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

3. Умение учащегося узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

На уроках литературы, например, можно предложить такое задание: сформировать галерею образов исторических и литературных персонажей, например, Наполеон, подобрать его художественные описания разными историками и писателями, выбрать ту характеристику, которая кажется наиболее объективной и правильной. (Образ Наполеона - Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский р. «Преступление и наказание»).

Здесь можно видеть межпредметную связь с историей.

Этап домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Основные требования к электронному домашнему заданию:

- Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы: слабые + средние, средние + сильные.

- Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных:

-временнные рамки;

- количество источников информации (адреса определённых сайтов);

- программа реализации задания (Ворд, Повер Поинт);

- объём отчётного документа (стр., слайды);

- дополнительное задание (прочитать роман, рассказ в ИНТЕРНЕТЕ, книге, например, по современной литературе - Пелевин, Улицкая, Акунин.)

Можно предложить интегрированное домашнее задание, например, литератур + МХК (подобрать к стихам поэтов Серебряного века иллюстрации художников- импрессионистов- А. Ахматова, А. Блок)

Литература + история " Литературные портреты" с иллюстрациями писателей и историческими комментариями.

Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы - это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт - это только начало большой и кропотливой работы!

























Практическое занятие №2

Тема: Диагностика учебных достижений учащихся по литературе

Диагностика учебных достижений учащихся

Традиционно под достижениями учащихся понимается возрастание объема усвоенных в процессе обучения знаний, умений и навыков, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки (отметки). В этом случае оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые декларируются как подлежащие оценке, в силу ограниченности возможностей оценивания таких сложных образований, как, например, умения умственной деятельности, личностные характеристики и пр.

Проверка и оценка результатов обучения литературе

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данному предмету.

Для определения уровня подготовки учащихся по литературе необходимо ориентироваться на критерии достижения цели литературного образования. В Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30.06.1999 № 56) выделяются следующие показатели:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы: разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для полноценной читательской деятельности видами связного речевого высказывания).

Для определения уровня сформированностн знаний, умений и навыков учащихся используются разнообразные виды, методы и формы контроля.

Уровень усвоения ЗУН оценивается при помощи балльной оценки (отметки). О.Е.Лебедев исходит из того, что уровень достижения каждого учащегося складывается из 4 компонентов:

  • уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля или специализации конкретного учебно-воспитательного учреждения;

  • фонда коммуникативных умений, приобретенных в ходе учебного процесса (личностные приобретения);

  • творческой познавательной активности ребенка на протяжении всего курса обучения;

  • личностных социальных достижений внутри школы и вне ее.

В 6 классе уровень академической успеваемости выглядит следующим образом

ФИ ученика

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая отметка

1.Агишев Булат

5

5

5

4

5

2.Агишева Гузяль

3

3

4

3

3

3.Агишева Лилия

5

5

5

5

5

4.Атигаев Азамат

3

3

3

3

3

5. Адигамова Алина

5

5

5

5

5

6.Бахтиярова Виктория

5

5

5

5

5

7.Бахтиярова Диана

5

5

5

5

5

8.Бахтияров Тамерлан

5

5

4

5

5

9.Бикбова Дина

5

4

5

5

5

10.Бикбова Илюза

5

5

4

5

5

11.Бикбов Ильсур

5

5

4

5

5

12. Давлетов Радик

4

4

4

4

4

13. Ильясова Гузяль

5

4

4

4

4

14. Кондратьев Иван

4

3

3

3

3

15.Ко Владимир

5

5

5

5

5

16 Масс Ваня

3

3

3

3

3

17. Масс Коля

5

5

5

5

5

18. Туктарова Гузяль

5

5

4

5

5

19. Туктаров Марсель

5

4

4

4

4

20. Фризен Ольга

5

5

4

5

5

% качества класса за год -82%

% успеваемости -100%

Это традиционная оценочная система, которая принята уже давно. В течение 4 четверти 2010 года я провела диагностику достижений учащихся по разным видам работ и фиксировала в следующей таблице «Формы контроля (диагностики) и инструментарий»

Ф.И.ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итог

1.Агишев Булат

4

4

5

4

5

4

4

5

5

5

5

4

4.5х

2.Агишева Гузяль

3

3

4

2

4

2

2

3

3

3

3

4

3 с

3.Агишева Лилия

5

4

4

5

5

2

3

4

5

5

2

5

4.5х

4.Атигаев Азамат

4

3

3

3

3

3

4

3

3

5

3

3

3.1с

5. Адигамова Алина

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

4.6в

6.Бахтиярова Виктория

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

4

4.6в

7.Бахтиярова Диана

5

5

5

5

5

5

5

3

5

5

5

4

4.6в

8.Бахтияров Тамерлан

5

5

4

5

4

5

5

5

5

5

5

4

4.6в

9.Бикбова Дина

5

5

4

5

5

4

4

4

5

5

5

4

4.5х

10.Бикбова Илюза

5

4

5

5

4

3

4

4

4

5

5

4

4.5х

11.Бикбов Ильсур

5

4

5

5

5

4

5

4

5

5

5

5

4.5х

12. Давлетов Радик

4

3

4

2

3

4

3

4

4

3

3

3

3.3с

13. Ильясова Гузяль

5

5

5

4

5

4

5

4

5

5

5

4

4.5х

14. Кондратьев Иван

2

2

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

2.9о

15.Ко Владимир

5

5

5

4

5

4

4

5

5

5

5

5

4.7в

16 Масс Ваня

4

4

5

3

4

5

4

3

4

5

4

4

17. Масс Коля

5

4

5

4

5

4

4

4

5

5

5

5

4.6в

18. Туктарова Гузяль

5

4

4

4

4

5

5

5

4

5

4

5

4.5х

19. Туктаров Марсель

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

20. Фризен Ольга

5

5

5

5

4

4

5

5

4

4

5

5

4.5х

3.9

3.9

4.4

3.5

4.3

3.7

3.5

3.9

4.4

4.5

4.2

3.9


Высокий уровень- 4.6-5

Хороший уровень - 4 -4.5

Допустимый уровень - 3.6-3.9

Средний уровень -3-3.5

Оптимальный уровень- 2.6-2.9

Низкий уровень - 2-2.5

1.Выразительное чтение

2.Устный опрос

3.Сопоставление текста с жизнью

4.Составление плана

5.Пересказ текста

6. Умение комментировать

7.Рассмотрение композиции художественного текста

8.Сопоставление литературных произведений.

9.Устное словесное рисование

10.Инсценирование текста

11.Придумать продолжение сюжета

12.Анализ текста

Таким образом, я проверила знания по всем видам работ и пришла к выводу, что высокий уровень имеют 36% учащихся (6 человека), хороший - 45% (8человек), средний -6% (1человека), оптимальный - 12%. 7 класс имеет достаточно хороший уровень подготовки по всем видам работ. Хорошо умеют учащиеся сопоставлять текст с жизнью, пересказывать текст, проводить устное словесное рисование, инсценировать текст, придумывать продолжение сюжета. Допустимый уровень в классе по следующим видам работ: выразительное чтение, устный опрос, умение комментировать, сопоставление литературных произведений, анализ текста.

Средний уровень - составление плана, рассмотрение композиции художественного текста.





Уровень подготовленности класса по разным видам работ

СтатьяПрименение личностно -ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы

Самая распространенная диагностика в современной школе - тестирование. Я использовала тестирование в 6 классе после изучения некоторых произведений. Все результаты также фиксировала в таблице

Вот анализ одного тестирования.

Контрольный тест по тексту Н.С. Лескова «Левша»поверяет знание содержания произведения.

Н.С. Лесков. «Левша» 6 класс.

1. Кто из русских царей выкупил у англичан стальную
блоху:

а) Александр 1;

б) Александр 2;

в) Николай 1;

г) Николай 2?

2. Атамана донских казаков, генерала Платова, звали:

а) Матвей Николаевич;

б) Дмитрий Иванович;

в) Дмитрий Николаевич;

г) Матвей Иванович.

3. Оказалось, что английский пистолет, которым
восхищался царь, на самом деле сделан:

а) в Германии;

б) в Америке;

в) в России, в Москве;

г) в России, в Туле.

4. Государь Николай Павлович приказал отвезти блоху к
тульским мастерам, потому что:

а) хотел похвалиться перед англичанами;

б) был «очень уверенный» в русских мастерах;

в) знал Левшу;

г) просто хотел избавиться от блохи.

5. Генерал Платов увез с собой Левшу для того, чтобы:

а) наказать его;

б) наградить его;

в) было кому отвечать за сломанную блоху;

г) Левша повез блоху в Англию.

6. Работа Левши над блохой заключалась в том, что он:

а) делал подковы;

б) выбивал на подковах имена;

в) делал новый завод и пружину;

г) ковал гвоздики, на которых держались подковы.

7. После возвращения из Англии Левшу:

а) отвезли домой в Тулу;

б) наградили во дворце у царя;

в) обобрали до нитки и отправились в больницу;

г) объявили национальным героем.

8. Даже перед смертью Левша думал:

а) о жестокости и несправедливости судьбы;

б) о своей обиде на генерала Платова;

в) о блохе;

г) о том, как принести пользу государству.

9. Основная тема произведения:

а) изображение богатых и бедных в России;

б) искусность мастеров;

в) невнимание людей, стоящих у власти, к проблемам крестьян;

г) превосходство русских людей по таланту и духовным
сачествам.

Ф.И.ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

оценка

%

1.Агишев Булат

-

+

+

+

+

+

+

-

+

4

78%

2.Агишева Гузяль

+

+

-

-

+

+

+

-

-

3

55%

3.Агишева Лилия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

100%

4.Атигаев Азамат

+

+

-

-

-

+

-

+

+

3

55%

5. Адигамова Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

100%

6.Бахтиярова Виктория

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

100%

7.Бахтиярова Диана

+

+

+

+

+

-

+

+

+

5

88%

8.Бахтияров Тамерлан

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

100%

9.Бикбова Дина

+

+

+

-

+

+

+

+

+

5

88%

10.Бикбова Илюза

-

+

+

+

+

-

+

+

+

4

78%

11.Бикбов Ильсур

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

100%

12. Давлетов Радик

-

+

-

-

+

-

+

+

-

2

44%

13. Ильясова Гузяль

+

-

+

+

+

-

+

+

-

3

66%

14. Кондратьев Иван

-

-

+

-

+

-

+

-

-

2

33%

15.Ко Владимир

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

100%

16 Масс Ваня

-

+

+

-

+

+

+

-

+

3

67%

17. Масс Коля

+

+

-

-

+

+

-

-

-

2

44%

18. Туктарова Гузяль

+

+

-

-

-

+

+

-

+

3

55%

19. Туктаров Марсель

-

-

-

-

+

+

+

+

+

3

55%

20. Фризен Ольга

-

-

+

+

-

-

+

+

-

2

44%

10

14

12

10

15

12

17

12

13


75%

«5» - все ответы правильные, «4»-1 -2 ошибки ,«3» -3-4 ошибки

Процент выполнения задания -80%. После проведения тестирования с классом разбираем все вопросы. Из таблицы видно, что не усвоено учащимися. Если позволяет время, возвращаемся снова к тексту. Процент успеваемости - 88%, качества -45%.

Также я провожу итоговое тестирование по КИМам (составитель Н.С.Королева) .Таким образом, можно сделать вывод, что диагностику достижений учащихся по литературе проследить можно с помощью тестирования, разных видов работ, заводить портфолио на каждого ученика, проводить контрольные работы .

26


© 2010-2022