Статья: «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в условиях местного диалекта»

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка в условиях местного диалекта Одаренный ребенок - явление не социальное, но развитие его способностей - важная социальная и профессиональная задача учителя. Изучение русского языка связано со спецификой нашего региона, особенно сельских районов, так как на языковую культуру школьника, грамотность его устной и письменной речи значительное влияние оказывают говоры Дона.Своей задачей как учитель русского языка ставлю не только исправление ошибок, н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО ДИАЛЕКТА.

Сафронова Е.А., учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №49

Дети испытывают огромный интерес ко всему на свете,

наша задача постоянно подпитывать его.

Г. Г. Алексеева

Одаренный ребенок - явление не социальное, но развитие его способностей - важная социальная и профессиональная задача учителя.

Изучение русского языка связано со спецификой нашего региона, особенно сельских районов, так как на языковую культуру школьника, грамотность его устной и письменной речи значительное влияние оказывают говоры Дона.

Донские диалекты - явление неоднородное. Это говоры вторичного образования, имеющие в основе черты Южновеликорусского наречия, но отличающиеся своими особенностями, а некоторые из них включают в себя и "украинизмы". Например, произношение отдельных слов с вставным или пропущенным гласным / согласным: идтить, пашаница, гля, с диалектным ударением на/ поля; грамматические, с использованием диалектных инфинитивных глагольных форм - серчать, видать, пособить, употреблением существительных, стоящих во множественном числе Р. и В.п. с окончанием - ов: детишков, делов, употреблением существительных в Р.п. вместо И.п - не терять речей; лексические, например, наличие украинизмов: гутарют, тюркизмов - арба; синтаксические - примером может служить отсутствие предлога «из» в словосочетаниях с пространственным значением, замена его предлогом «с»: с хутора; употребление литературных слов в другом значении: кричать - в значении плакать и т. д.

Своей задачей как учитель русского языка ставлю не только исправление ошибок, но и создание программы работы по русскому языку в условиях конкретного диалектного окружения, позволяющей поэтапно формировать «умственные действия» учеников.

Одно из основных условий успешной работы по преодолению диалектных ошибок считаю реализацию принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизацию их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.

Ребенок растет в окружении диалекта, а впоследствии двуязычия: правильная, литературная речь в школе и говор в семье, быту.

Условия двуязычия позволяют мне построить работу так, чтобы ученик мог научиться анализировать языковой материал, находить истоки явлений, сравнивать, выделяя общее и отличия в русском литературном языке и говорах, то есть формировать развитие логического мышления у школьников.

Примером могут служить следующие упражнения:

1.Произнесите слова: дух, друг, пух, плуг, слух, упруг. Запишите их. 2.Подберите проверочные слова. С чем связаны ошибки в произношении и написании согласных в конце слова?

3.Произнесите глаголы, поставив их в форме 2-го лица единственного числа: писать, видеть, сесть, гладить. Запишите их. Сравните написанное с примерами на доске. Отметьте ошибки, почему они возникли? Объясните, как их избежать.

Считаю, что изучение родного говора на уроке будет наиболее успешным в формировании одаренной личности, если станет поддерживаться использованием межпредметных связей с такими дисциплинами, как история и, конечно, русская литература во всем её богатстве.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически мною это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

При изучении каждого раздела лингвистики уже с 5 класса я ставлю проблемные вопросы относительно Донского говора. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление. Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

На старшей ступени школьники в условиях обучения по индивидуальным учебным планам активно участвуют в проектной деятельности. Например, нами создан проект «Роль диалектных слов в произведениях А. П. Чехова». С ним мы участвовали в школьном НОУ

« Шаг в науку».

Позиция ученика у меня на уроке: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.

Что может развиваться в учениках на уроках, когда идёт исследование донского диалекта? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность и, как основная ценность личности, любовь к малой родине.


© 2010-2022