Урок русского языка в 5 класе

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи,        формирование умения различать самостоятельные и служебные части       речи, делать сопоставительный анализ,            развитие навыков выразительного чтения, самостоятельного           мышления,           воспитание любви к красоте родного края.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хайрутдинова Р.Т.,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Хасаншаихская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ

[email protected]

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: формирование знаний о самостоятельных и служебных частях речи,

формирование умения различать самостоятельные и служебные части

речи, делать сопоставительный анализ,

развитие навыков выразительного чтения, самостоятельного

мышления,

воспитание любви к красоте родного края.

Оборудование: схема «Части речи», презентация.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант. Выделить орфограммы.

Снеговик, родник, пригорок, рассыпаться, вспомнить, рассказчик, родной.

  1. Усвоение новых понятий и способов действия.

- Ребята, мы повторили орфограммы в корне, приставке и суффиксе. Очень часто, чтобы правильно написать слово, нужно знать, к какой части речи оно относится. Мы сегодня начинаем изучать раздел русского языка «Морфология», где узнаем много интересного о частях речи. Цели нашего сегодняшнего урока

Знать: самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.(слайд 2)

  • Перед нами стоит задача: вспомнить изученное и заполнить схему о частях речи. Давайте повторим, что нам уже известно о частях речи. (слайд 3)

Учитель называет слова, учащиеся определяют части речи: снег, белый, первый, он, идет, сегодня...

- Какие это части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, имя числительное)

- Что обозначают? (Имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное обозначает признак предмета, глагол обозначает действие или состояние предмета, местоимение указывает на лицо, наречие обозначает признак действия или признак признака, имя числительное обозначает количество или порядок предметов при счете)

- Составьте предложение, употребив некоторые из данных слов. Например, «Сегодня идет снег. Идет первый снег».

  • Являются ли данные слова членами предложения? (Да)

  • Состоят ли они из морфем? (Да, эти слова состоят из корней, суффиксов, окончаний.. )

  • Значит эти части речи - ... (самостоятельные). (слайд 4)

Под диктовку учащиеся записывают следующее предложение: «Блестящие и пушистые снежинки падают на землю».

  • Найдите здесь слова, которые не называют ничего (предмет, признак, количество...)

  • Какие это части речи? ( И - союз, на - предлог)

  • Можно ли разделить их на морфемы? (Нет)

  • Являются ли они членами предложения? (Нет)

  • Для чего они служат? (Служат для связи слов в предложении, служат для связи однородных членов предложения)

  • Это служебные части речи. (слайд 5)

Учащиеся по ходу работы заполняют таблицу и получается у каждого схема. (слайд 6, 7, 8)

  1. Совершенствование знаний, умений и навыков.

  1. Найдите самостоятельные части речи и подчеркните их как члены предложения. Найдите служебные части речи и определите, для чего они служат. (слайд 9)

Родина постоянно начинается в человеке. Человек без Родины - соловей без песни. Родиной силён, добр и красив человек.

- Ребята, давайте еще раз сделаем вывод о том, чем отличаются самостоятельные и служебные части речи. (слайд 10)

  1. Работа с текстом упражнения 374.

  • О чем этот текст? Определите тему. (О природе нашей родины, о богатом и разнообразном животном и растительном мире).

  • В чем заключается основная мысль текста? (Любите свой край, изучайте природу вокруг себя).

  • Найдите предложение, которое может служить заголовком к тексту. («Любите свой край!»)

  • Ответьте на вопросы, которые имеются в тексте.

  • Запишите в тетради обращение автора. Укажите самостоятельные и служебные части речи. («Любите свой край! Наблюдайте и изучайте природу вокруг себя. Придет время, и вы используете свои знания и найденные вами богатства на благо своей Родины»)

  1. Упражнение 375.

- Испокон веков писатели, поэты обращались к природе родного края, любовались ее красотами. Примером такой любви является отрывок, который я вам прочитаю. Назовите автора стихотворения.

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».

(А. С. Пушкин) (слайд 11)

- А теперь проверим, как мы запомнили отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Выборочная работа: в два столбика выписать все слова из отрывка, в первый столбик - самостоятельные ( голубыми, небесами, великолепными...), во второй- служебные ( под, на, и...). (проверка слайд 12)

3. Работа с текстом.

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь - великан стоял на берегу реки. Двести лет он охранял порядок в лесу.

(По В. Арсеньеву) (слайд 13)

- Назовите слова без окончаний. Что это за часть речи? (Здесь - наречие, много - наречие, уже - наречие.) Неизменяемые слова тоже не имеют окончания. Не путайте их со служебными частями речи.

- Слова каких ещё частей речи встретились в тексте? (В тексте есть существительные (растения, наряд, листва), прилагательные (интересные, яркие, осенние), числительное (двести), глаголы (отцвели, утратили, охранял), местоимения (все, они, их), наречия)

- Что связывают союзы в этих предложениях? (Союзы но, и связывают однородные сказуемые : отцвели, но не утратили; блекнуть и разукрашиваться).

- Укажите слово, которое придаёт глаголу отрицательный смысл.

(Частица не придает глаголу отрицательный смысл.) (проверка слайд 14)


  1. Выводы урока.

- Давайте, ребята, сделаем вывод сегодняшнего урока. (слайд 10)

Морфология - раздел языкознания, который (изучает части речи).

Части речи делятся на две группы: (самостоятельные и служебные).

Самостоятельные части речи

- обозначают (предмет, качество, признак, количество, действие),

- являются членами предложения,

- состоят из морфем.

Служебные части речи не обозначают предмет, качество, признак, количество, действие,

- не являются членами предложения,

- не состоят из морфем,

- служат для связи слов в словосочетаниях, предложениях.

Эти знания мы будем закреплять и на следующих уроках.

  1. Оценки.

6.Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение для своего товарища «Для чего в речи используются самостоятельные и служебные части речи?»

  2. Составить 3-4 связных предложения, используя все изученные части речи, отвечая на вопросы упражнения 374.


© 2010-2022