Текстоцентрический и культурологический подход в обучении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В. Шарыпова. г.Лысково


Текстоцентрический и культурологический подходы к организации уроков по филологическим дисциплинам.

« Заговори, чтоб я тебя увидел».

Сократ



Чтобы понять сущность человека, мы должны услышать, что и как он говорит, как выражает себя в слове. Мы открываемся, самовыражаемся при создании текста, воздействуя этим текстом на других. Развитие связной речи учащихся - одно из самых актуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы.

«Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения»,- мудро заметил когда-то А. Сент-Экзюпери.

В наш век эти слова актуальны как никогда. Для современной языковой культуры преподавания характерен переход от обучения «в грамматическом духе» к обучению в «риторическом духе». Уже Цицерон считал главным в речи глубокое содержание. «Мудрость в содержании, - заметил он, - без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрости содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы».1

Тревожная тенденция, свидетельствующая о том, что выпускники общеобразовательных школ не владеют связной монологической речью, заставила по-иному расставить приоритеты в системе преподавания русского языка и литературы в среднем профессиональном образовательном учреждении. Следует давать не только минимум знаний, необходимых для грамотного письма, но и создавать условия для формирования навыков речевой деятельности, что подразумевает работу с текстом.

Итак, все филологические дисциплины имеют один и тот же объект - текст, речевое произведение и близкий предмет - способы создания текста и его анализ2.

Работа с лингвостилистическим анализом текста предполагает

формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст)3. Следовательно, на всех ступенях образования студент должен владеть умением работать с текстом, анализировать текст, определяя тему, основную мысль, тип речи, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику. При обучении студентов создавать свой собственный текст, я опираюсь на речеведческие понятия, что способствует развитию у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, как сравнение, сопоставление, классификация, выделение главного и существенного. Без логической основы нет текста, потому что нарушение логики создаёт серьёзные коммуникативные помехи его восприятия. Так, в нехудожественных, в частности научных текстах, с которыми часто приходится работать со студентами разных специальностей, тема обычно формулируется и выступает в виде тезиса, подлежащего развёртыванию и, как правило, обозначенного в начале текста, затем следует аргументация (обоснование тезиса - доказанные научные положения, аксиомы, достоверные факты). Ошибки возникают в том случае, если учениками не осмыслена форма связи, соотнесённости тезиса и аргументации.

Эти соотношения лучше представить наглядно в виде схемы4:

ТЕКСТ

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

содержание форма

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

тема-тезис

собственно содержание

(материальная действительность)

композиция

Текстоцентрический и культурологический подход в обучении

языкТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

приём

идея

сюжет

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

структура текста


Важным средством при работе с текстом является осуществление межпредметных связей. Много используется текстов из учебников различных спецпредметов: электротехника, экономика, информатика.

Активное установление связей русского языка с историей,иностранным языком, математикой, информатикой и, конечно же, с литературой находит выражение в отборе содержания заданий.

Межпредметные связи

слово - как единица языка и речи

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

РТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииусский язык Литература

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обучении

ИТекстоцентрический и культурологический подход в обучениистория Математика стилистический анализ текста,

Иностранные «царица наук» создание текста

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииТекстоцентрический и культурологический подход в обученииязыки определённого жанра,

этимология слов монологическая речь,

Текстоцентрический и культурологический подход в обучениитермины чёткость, цитирование.

Текстоцентрический и культурологический подход в обучениисжатость ответа,

обоснованность

Текстоцентрический и культурологический подход в обученииутверждения.

предметная тематика текстов

Требования, предъявляемые государственным стандартом образования к учащимся средних профессиональных заведений, включают наличие у студентов знаний речеведческих терминов и умение их применять при анализе чьих-либо текстов и создание собственных. Данная деятельность предполагает работу с текстами по разным специальностям. Этот вид работы способствует развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Текстовый материал из художественной литературы, истории, обществознания, иностранных языков отображает общечеловеческие духовные ценности - любовь к человеку, доброту, милосердие, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Это способствует воспитанию у студентов чувства прекрасного средствами языка, развитию у них потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём ёё реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции культуры доказательного аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы профессионального образования.

При составлении планирования уроков по филологическим дисциплинам были учтены приоритетные цели обучения в среднем профессиональном заведении:

  • развитие речемыслительных способностей учащихся.

  • воспитание чувства прекрасного средствами языка;

  • развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.

На уроках развития речи пристальное внимание уделяется вопросам т е к т о в о с п р и я т и я и т е к с т о о б р а з о в а н и я Работа по орфографии и пунктуации ведётся параллельно с работой над текстом, чтобы помогать учащимся решать главную коммуникативную задачу; логично, точно и ясно выражать мысли в устной или письменной форме.

Работа с текстами учебника и критических статей по филологическим дисциплинам ставит следующие задачи:

  • воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • анализировать содержание читаемого текста;

  • анализировать форму текста;

  • выражать собственную позицию;

  • последовательно излагать мысли;

  • использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • орфографически и пунктуационно грамотно оформлять высказывания;

  • владеть нормами современного литературного языка.

Некоторые из данных задач относятся к общеучебным, они опосредавано формируются и развиваются при изучении многих учебных дисциплин.

Учитывая специфику данного учебного заведения СПО, особенностью работы по русскому языку на первом курсе является обобщение всего, чему научились ранее учащиеся на уроках русского языка. Поэтому узконаправленные , сугубо тренировочные занятия по грамматике и правописанию не оправдывают себя. Задача повышения письменной грамотности не снижается, но становится «п о д с о б н о й». Главным является совершенствование речи учащихся. Задания для учащихся носят комплексный характер независимо от изучаемой темы.

Действующая в настоящее время рабочая программа для средних профессиональных заведений предполагает выделения учебного времени на развитие речи всего 10 часов («Язык и речь». «Стилистика»).

Что не способствует качественному усвоению материала и сводится к минимуму времени на самостоятельную работу. Поэтому я использую подачу материала в форме блока-модуля.

Это даёт возможность повысить познавательный уровень, сосредоточить внимание студентов на теме, кроме того, получается выигрыш во времени, который позволит увидеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка.

Каждый информационный блок объединяет содержания образования с технологией овладений определёнными знаниями и умениями (памятки, алгоритмы, опорные конспекты, таблицы).

Этапы работы с модулем.

Первый этап - повторение изученного, где в живом диалоге и при помощи созданной проблемы выясняется уровень усвоения материала.

Второй этап - работа с опорными конспектами (презентация речеведческого материала).

Третий этап - работа с заданиями, предложенными с опорными конспектами; установление обратной связи, а также работа по предупреждению речевых ошибок, коррекция знаний.

Четвёртый этап - практика учащихся, выполнение творческих заданий.

Учитывая специфику данного учебного заведения организация работы с текстом рассчитана на «среднего» ученика. В связи с этим я предлагаю следующие варианты упражнений:

  1. Упражнения на определение видов информации в тексте, способов её выражения;

  2. Упражнения, направленные на осознание структуры текста (различие в тексте тезисов, доказательств, выводов, переходов от мысли к мысли);

  3. Упражнения на прогнозирование текста, продолжение текста по заданному началу;

  4. Упражнения на моделирование текста (создание текста с определенным набором языковых средств, грамматических форм; создание текстов разных типов речи);

  5. Упражнение на анализ изобразительных средств языка, возможности их использования в своих собственных текстах.

Практика показывает, что система обучения связным высказываниям, основанная на использовании речеведческой теории, делает речь учащихся более выразительной. Реже наблюдаются отступления от темы, лучше передаётся основная мысль, становится разнообразнее структура текста. Таким образом, речевая теория работает на речевую практику.

1 Цицерон. 2000 лет со времени смерти. М., 1959. С.58

2 В.П.Вонперский. Практическая стилистика русского литературного языка. М., 1970. С. 4

3 Т.И.Павлова. Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку. Ростов н/Д. 2009. С.5

4 Ю.А.Гвоздарёв. Основы коммуникативной стилистики. М., 2008. С.17

© 2010-2022