- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Кейс-технологии в преподавании литературы и русского языка
Кейс-технологии в преподавании литературы и русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Вострикова О.И. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия» г. Бахчисарай РК
Кейс-технологии в преподавании
литературы и русского языка
Материалы подготовлены
Востриковой О.И,
учителем русского языка
и литературы
Бахчисарай - 2016
Сопровождение к презентации
Слайд 1. Кейс- технологии в преподавании литературы и русского языка.
Слайд1-2. Многолетний опыт российского образования давно подтвердил высокую эффективность применения технологии проблемного обучения. Как известно, ведущим тезисом деятельностного подхода к обучению школьников, согласно стандартам нового поколения, является тезис «научить учиться», то есть должным образом перерабатывать информацию. В процессе такого активного «преломления через себя» она осваивается ребенком быстрее и качественнее.
Цель данного сообщения - расширить представление педагогов о таком не всем ещё известном методе технологии проблемного обучения, как метод кейс-стади .
Слайд 3.Что такое кейс? это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
«Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее - Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Первое применение: 1870, 1908, 1924 - данные источников разнятся в датах…
В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study - Гарвардская (американская) и манчестерская (европейская). В рамках первой целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая же школа предполагает многовариативное решение проблемы.
Слайд 4.Формат кейсов может быть различным: полным, сжатым или «миниатюрным».
Слайд 5. Создание кейса учителем - работа интересная, творческая, но и сложная. Системные включения учителем в образовательный процесс кейс-метода, безусловно будут являться залогом успешного формирования таких универсальных учебных действий (УУД), как личностные (самоопределение, способность к оценке своих и чужих поступков, нравственно-эстетическая ориентация),регулятивные (прогнозирование, планирование, целеполагание),познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач),коммуникативные (разрешение конфликтов, владения монологической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои чувства) и другие УУД - в зависимости от поставленных педагогом целей, задач.
Слайд 6. Существуют определенные составляющие кейса. Рекомендуемые требования к структуре кейса:
сюжетная часть - описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс, ее подробное описание;
- имена главных персонажей, их занятость (работа, учеба и т.д.);
- описание характеров героев, если необходимо;
- взаимоотношения участников ситуации, если необходимо;
- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они дали.
Слайд 7. Последовательность работы над кейсом может быть представлена шестью ступенями: введением в тему, обзором информации, принятием решений в группах, рассмотрением альтернатив в дискуссии сравнительным анализом и презентацией решений.
Результат решений кейс-заданий может быть представлен в виде описательной работы, презентации, защиты проекта, отзыва или эссе, критической статьи и т.д., в зависимости от темы АКС и задач.
Слайд 8. «Идеальный» комплект материалов для работы с учебным кейсом выглядит следующим образом:
1. Собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения).
2. Приложения с подборкой различной информации, передающий общий контекст кейса (копии документов, публикации, фото и др.).
3. Заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события и т.п.
4. Записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.
5. Подготовка презентации «решения» ситуации (выступает каждый учащийся)
Слайд 9. Кейс-технологии - это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа конкретных ситуаций.
Самый распространенный метод ситуативного анализа - традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС). Существуют такие его виды:
- метод кейсов (кейс-study),
- метод инцидента,
- метод ситуационно-ролевых игр,
- метод разбора деловой корреспонденции,
- метод игрового проектирования,
- метод дискуссии.
Слайд 10. В России, как уже говорилось, кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС).
Актуален тезис: жизнь является источником кейсов. Другими источниками выступают образование, наука, художественная и публицистическая литература. Кейсы могут базироваться на местном материале - ситуации из жизни класса, отдельного ребенка, а также - на базе сообщений СМИ.
Слайд 11. При этом сама проблема не имеет однозначного решения! Что соответствует кейс-study европейского варианта. Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Слайд 12. Повторим последовательность работы над кейсом!
Слайд 13. Простой вариант кейса - предложение обучающимся отрывка какого-либо текста, несущего в себе нравственную проблематику, для обдумывания развития событий дальше.
Слайд 14. В художественной литературе (как и в жизни) таких примеров найдется много.
После обсуждения… дети получают концовку текста (эпизода), где писатель обозначил определенный выход из ситуации. Обсуждение продолжится, несомненно…
Слайд 15-16. Можно рассмотреть следующие примеры простых кейсов по литературе и русскому языку.
Слайд 17. Уроки по кейс-технологии в образовательной и научной среде еще называют дебрифинговыми уроками, что в буквальном переводе с англ. debriefing означает «выдаивание», а сказать красиво - извлечение материала из анализа.
Слайд 18. Список источников по теме в интернете огромен. Здесь предложены уже изученные материалы, а найти их просто: перенесите запись в поисковик. Всем желаю удачи!