Статья Создание адаптивных условий для тестирования по русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ситуация в области адаптивного тестирования на на уроках литературы

Несмиянова Л.Г., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №13

Несколько слов о ситуации в области адаптивного тестирования…

Всем известно, что в настоящий момент в системе образования России параллельно с традиционной системой оценки и контроля результатов обучения сложилась новая парадигма - тестирование. И его так много в школьных предметах, что процесс этот превращается в бессистемное и механическое действо.

Эта проблема для школы чрезвычайно актуальна (особенно в старшем звене, где идет интенсивная подготовка к ЕГЭ). Все мы понимаем ,что в области русского языка, где почти все подчинено определенным правилам, работать с тестами детям гораздо легче, здесь тестирование более или менее оправдано.

Но к тестированию в области литературы нужно подходить очень осторожно и применять его фрагментарно. По многим причинам. Из классического произведения ученик должен научиться извлекать нравственные уроки, а тест не создаёт у ребенка должной картины мира. Да и интерес к изучению литературы явно падает, ведь можно клавишей «кликнуть» наугад: авось повезет. И вот это механическое «кликанье» как раз и ведет к духовному оскудению нашего ученика, а ведь основная задача литературы - воспитание в человеке нравственности и духовности, потребности в милосердии и любви к окружающему миру, в понимании глобальных задач своего появления на Земле. Литература должна учить говорить, думать, рассуждать, извлекать уроки. И чем меньше будет в ней тестирования, тем больше надежды на то, что она исполнит свое предназначение в воспитании будущего поколения.

Всегда стараюсь найти не только для каждого ученика, но и в целом для всего класса, свою нишу, где работать удобно и учиться комфортно, и результат хороший.

В старших классах практикую работу в группах на уроках литературы.

В каждой есть ответственный, который сам планирует работу и распределение материала. Например, дано задание сделать сообщение по биографии и творчеству писателя. Можно воспользоваться учебником или Интернетом, а можно взять в библиотеке интересный материал. Желающие получить оценку «5» учат наизусть (я не возражаю, потому что это развитие речи), а вторая оценка ставится за творчество, в этом процессе немаловажная роль отводится созданию презентации или небольшой инсценировки. А можно передать содержание своего выступления в оригинальной форме (например, в форме диалога или монолога от лица современников). И есть просто великолепные находки. Группа выходит к доске в полном составе и защищает свой проект. Это обязательно наглядность: портреты, какие-то интересные факты биографии классиков,музыкальное сопровождение. Если творчество поэта, то выразительное чтение стихотворений. Ребята знают, что не выполнить задание - это значит подвести группу, так как теряется четко выстроенная композиция. Готовятся все.

В первой группе ученики, которые успевают на «4» и «5» - задание соответствующее, во второй - те, которые имеют «4» и «3». Третья группа - это дети со слабой успеваемостью. Задания для групп дифференцированы. Дети как бы соревнуются между собой. И порой самые слабые в учебе начинают усиленно готовиться к уроку и получают достойные оценки.

К доске дети всегда выходят с конспектом (можно что-то посмотреть, если забыл).В оценивании работы группы обязательно есть стимулирующая оценка для ученика, который подошел к участию в проекте творчески. Такая форма работы ребятам нравится, в ней много плюсов как для учителя, так и для ученика. Думаю, что на таком уроке какой-нибудь группе можно поручить поработать и с деталями произведения, которое будет изучаться на последующих уроках, сделать это можно даже в форме тестирования, а если к этому подойти еще и творчески, то это будет своего рода игрой, что, конечно, станет одним из элементов композиции урока. И вот здесь появляется возможность избежать механического «кликанья», все запомнится, все усвоится и мыслительный процесс продолжится, став предисловием к следующему уроку.

Для ученика:

  • возможность получить хорошие оценки;

  • такая работа воспитывает ответственность; творческие наработки - импульс к развитию;

  • исчезает закомплексованность;

  • развивается речь и память;

  • составление конспекта - это работа с точки зрения логики.

Ученикам нравится эта форма работы, потому что выполняют они ее самостоятельно. А для учителя плюсов еще больше:

  • на уроке можно оценить работу всего класса сразу (высокая оценочность); развитие речи, памяти;

  • творческая атмосфера; ч

  • работают все, слабые тянутся за сильными;

  • хороший результат.

Сейчас начинаю работать в группах и на уроках русского языка, пытаюсь внедрить трехуровневый зачет в рамках подготовки к ЕГЭ.

© 2010-2022