Урок русского языка на тему Двойная роль е, ё, ю, я 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Двойная роль букв е,ё,ю,я

Предметные цели урока:

Углубить знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я,

Учить различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор

Тип урока: урок построения системы знаний

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

Ход урока:



  1. Самоопределение к деятельности.

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Здравствуйте те, кто весел сегодня!

Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью!

Здравствуйте те, кто молчит!

Улыбнитесь пожалуйста, те, кто готов плодотворно работать сегодня и запишите в тетрадях число, классная работа

  1. Актуализация знаний

А. Лингвистическая разминка

Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а) Закричал охотник: "ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

Учитель: -Какой вывод, ребята, напрашивается?

Ученик: - Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.

Учитель: - А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?

Ученик: - Фонетика.

Б. Блиц-опрос.

  1. Что такое фонетика?

  2. Из чего состоят слова, которые мы слышим?

  3. Звуки делятся на …

  4. Гласные бывают …

  5. На какие звуки делятся согласные?

  6. Из чего состоят слова, которые мы пишем?

  7. Сколько букв в русском алфавите?

  8. Сколько гласных букв?

  9. А звуков?

  10. А почему гласных букв 10, а звуков 6?

III. Формулирование проблемы.

Учитель: - На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

( Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука). Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)

- Запишите транскрипцию слов на доске: тема, нёс, люк, мята ( слова на слайде)

- После каких букв стоят гласные е, ё, ю, я? (После согласных).

- Каких? (Мягких).

- Сколько звуков они обозначают? (Один).

- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

- Докажите это.

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:

- Каковы же особенности этих букв?

- Сформулируем тема нашего урока?

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: - Формулируют вопросы:

-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких - два звука?

Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких - два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.

мел

ель

моет

подъезд

лёд

ёлка

поём

льёт

тюль

юла

каюта

вьюн

няня

якорь

баян

перья

Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Учитель: прочитаем правило по учебнику

- Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?

Ученики: - Да.

- повернитесь лицом друг к другу , расскажите правило

(оценки в оценочный лист) Взаимооценка

Учитель: - Какие же звуки обозначают е, ё, ю, я после согласных (слайд)

- Какие звуки обозначают эти буквы в начале слова, после гласной, после Ь или Ъ? (слайд)

- не смотря на слайды, запишем эти звуки на доске.

физминутка

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Ученики работают по алгоритму. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму.

Упражнение № 305. Фронтально проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.

Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах)

Учитель: - В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый - слова, в которых эти буквы обозначают один звук.

(Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, юмор).(Слайд)

Самопроверка и самооценка(слайд)

IX. Включение нового в систему знаний и повторение.

1. Упражнение - загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь) Взаимопроверка

2. Раздаются карточки с заданиями:

- прочитайте четверостишье,

- сколько простых предложений?

-какие?

- на какие изученные орфограммы увидели слова?

-выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков.

Карточка с заданием

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.(слайд)

)

X. Рефлексия.


- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 304 из параграфа 61.

2 Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука., то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 306.

3. Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр 308.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. И мы получаем третий волшебный ключик, сможем открыть двери в волшебную страну, и все наши новогодние пожелания исполнятся!!! Я благодарю вас за урок!







Листы самооценки

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я

Фамилия

Фамилия

Правило

Правило

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Я

Я





© 2010-2022