- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе по УМК «Русский язык. Русская словесность. 5 кл. / под ред. Р. И. Альбетковой»
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе по УМК «Русский язык. Русская словесность. 5 кл. / под ред. Р. И. Альбетковой»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ветлина Е.В. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 1 с. Мишкино
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании кафедры Заместитель директора по УВР И.о. директора МБОУ
филологич. дисциплин _________/Е.Ф.Антонова/ Лицей №1 с. Мишкино
Зав. кафедры филологич. «_26_» августа 2014 г. _______/Лутфуллина Н.В../
дисциплин ______/Кириллова А.В./ Приказ № _102__
Протокол № 1 от « 26» августа 2014 г. от «26» августа 2014 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета - родной (русский) язык и литература
Класс - 5
Уровень обучения - основное общее образование
Уровень общего образования - базовый
Срок реализации программы, учебный год - 2014-2015
Количество часов по учебному плану
Всего 101 час в год; в неделю 3 часа
Рабочую программу составила Ветлина Екатерина Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2009), УМК «Русский язык. Русская словесность. 5 кл./ под ред. Р.И. Альбетковой», образовательной программы лицея, учебного плана лицея, годового учебного календарного графика на текущий учебный год, федерального перечня учебников и утвержденного списка учебников, используемых в образовательном процессе лицея.
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы
решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения предмета - помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета
есть собственные задачи:
· изучение законов употребления языка;
· овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
· овладение умением творческого употребления родного языка.
Программа соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по русской словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по русской словесности - как явления искусства слова.
5 класс - это первый год изучения словесности. Обучающиеся знакомятся с возможностями употребления языка, средствами художественной изобразительности, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание обучающимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли. Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета - использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 101 час. Поскольку в 5 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
Содержание обучения
Введение
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство
побуждения к чему-либо.// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной
окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной
словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. /// Различение разговорного и
литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать
разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог.
Уместное употребление просторечия.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные.
Употребление многозначных слов. Слова-термины. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в
художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в
художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова:
архаизмы и историзмы. Фразеологизмы./// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью.
Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте
художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы,
историзмы, фразеологизмы.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.///
Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений. Употребление
в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
Текст
Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. Тема и
основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражении: повествование,
описание, рассуждение, диалог, монолог./// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное
изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему.
Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,
диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения -
Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их
интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа. /// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений
с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм
к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. ///
Различение видов русской народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и
считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок, употребление пословиц и поговорок, понимание их
аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое
произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство
с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная
«мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического
произведения./// Понимание того, что эпическое произведение - результат творчества писателя. Пересказ
литературной сказки. Выразительное чтение. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных
различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о
событии./// Понимание главного свойства лирических произведений - выражение мыслей и чувств автора.
Выразительное чтение стихов.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в
диалоге. Авторские ремарки. /// Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов
словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
К концу учебного года обучающиеся 5 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со
словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых
употребляются изучаемые явления словесности.
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать:
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· средства художественной изобразительности и их роль;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических
произведений;
уметь:
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и
различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных
высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека
и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении
духовного опыта человечества.
Оценка достижений планируемых результатов
В процессе обучения используются различные формы контроля: диктанты, тесты, творческие работы (сочинения, изложения), контрольные работы.
№
Тема урока
Форма контроля
Количество часов
1
Диктант с творческим заданием
диктант
1
2
Подробное изложение.
изложение
2
3
Контрольная работа по теме «Богатство лексики русского языка»
контрольная работа
1
4
Тест по теме «Выразительные
средства словесности»
тест
1
5
Сочинение - повествование «Однажды…».
сочинение
2
6
Сочинение - описание «Моя любимая игрушка».
сочинение
2
7
Контрольная работа по теме «Текст»
контрольная работа
1
8
Изложение с продолжением.
изложение
2
9
Контрольная работа по разделу «Стихи и проза»
контрольная работа
1
10
Сочинение. Написание собственной небылицы
сочинение
2
11
Сочинение. Написание собственной сказки
сочинение
2
12
Сочинение в жанре рассказа.
сочинение
2
13
Тест по теме «Литературное эпическое произведение»
тест
1
14
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
сочинение
2
15
Сочинение собственного стихотворения о животных
сочинение
1
16
Контрольная работа по теме:
«Литературное лирическое произведение»
контрольная работа
1
17
Итоговая контрольная работа по теме «Особенности жанров произведений словесности»
контрольная работа
1
Итого:
Диктантов-1
Контрольных работ - 5
Тестов- 2
Изложений-2
Сочинений-7
Календарно-тематическое планирование
по родному (русскому) языку и литературе
на 2014-2015 учебный год
(Количество часов: всего 101 час в год; в неделю 3 часа.)
5 класс
№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения
Что такое слово
1
Слово как единица языка и как словесное высказывание
1
1.09
Словесность
2
Словесность как творчество, искусство. Формы словесности.
1
3.09
3
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог
1
5.09
4
Разговорный язык.
1
8.09
5
Просторечие.
1
10.09
6
Диктант с творческим заданием
1
12.09
7
Литературный язык
1
15.09
8
Язык художественной словесности
1
17.09
9
Урок-деловая игра по разделу «Словесность»
1
19.09
Богатство лексики русского языка
10-11
Богатство лексики русского языка. Лексическое значение слова.
2
22.09
24.09
12-13
Слова однозначные и многозначные.
2
26.09
29.09
14
Слова-термины. Способы определения понятия.
1
1.10
15-16
Омонимы, их отличие от многозначных слов
2
3.10
6.10
17-18
Синонимы, их роль в художественном произведении.
2
8.10
10.10
19-20
Антонимы, их роль в художественном произведении.
2
13.10
15.10
21
Неологизмы, их роль в произведениях словесности.
1
17.10
22-23
Устаревшие слова, их роль и значение в произведении
2
20.10
22.10
24-25
Подробное изложение.
Написание подробного изложения
2
24.10
27.10
26-27
Фразеологизмы.
Способность придавать
произведению разговорную или книжную окраску
2
29.10
5.11
28
Контрольная работа по теме «Богатство лексики русского языка»
1
7.11
Прямое и переносное значения слова
29-30
Прямое значение слова. Употребление слова в
переносном значении
2
10.11
12.11
31
Эпитет.
1
14.11
32
Сравнение.
1
17.11
33
Аллегория
1
19.11
34
Тест по теме «Выразительные
средства словесности»
1
21.11
Текст
35
Текст. Тема текста.
1
24.11
36
Основная мысль (идея) текста
1
26.11
37
Способы связи предложений в тексте
1
28.11
38
Формы словесного выражения. Повествование
1
1.12
39-40
Сочинение - повествование «Однажды…».
Написание сочинения-повествования «Однажды»
2
3.12
5.12
41
Формы словесного выражения. Описание
1
8.12
42-43
Сочинение - описание «Моя любимая игрушка».
Написание сочинения-описания.
2
10.12
12.12
44
Формы словесного выражения. Рассуждение
1
15.12
45
Формы словесного выражения. Диалог и монолог
1
17.12
46
Контрольная работа по теме «Текст»
1
19.12
Стихи и проза
47
Понятие о стихотворной и прозаической формах
словесного выражения
1
22.12
48
Ритм
1
24.12
49
Интонация
1
26.12
50
Цель высказывания и интонация
1
29.12
51-52
Изложение с продолжением.
Написание изложения с продолжением
2
16.01
19.01
53
Особенности интонации в стихах
1
21.01
54-55
Ритм и рифма в стихах.
Практикум по определению ритма и рифмы в стихотворении
2
23.01
26.01
56
Строфа как единица композиции
стихотворной речи. Выразительное чтение
1
28.01
57
Контрольная работа по разделу «Стихи и проза»
1
30.01
Устная народная словесность
58-59
Понятия: «произведение», «устная народная словесность».
Знакомство со сказками. Виды сказок.
2
2.02
4.02
60-61
Особенности языка сказок.
Сказки и правда. Небылицы
2
6.02
9.02
62-63
Сочинение. Написание собственной небылицы
2
11.02
13.02
64
Малые жанры: пословицы и поговорки.
1
16.02
65
Загадки. Особенности языка загадок.
1
18.02
66
Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.
1
20.02
67
Урок-игра «Знаток устной народной словесности»
1
25.02
Литературное эпическое произведение
68
Литературное эпическое произведение.
Три рода произведений, созданных писателями.
1
27.02
69
Литературная сказка
1
2.03
70-71
Сочинение. Написание собственной сказки
2
4.03
6.03
72
Басня. Особенности жанра басни;
1
9.03
73
Особенности языка басен
1
11.03
74
Урок - бенефис «Выразительное чтение басен»
1
13.03
75
Рассказ и повесть.
1
16.03
76
Сюжет и эпизод произведения.
1
18.03
77
Особенности языка эпического
Произведения.
1
20.03
78-79
Сочинение в жанре рассказа. Написание сочинения в жанре рассказа.
2
1.04
3.04
80
Тест по теме «Литературное эпическое произведение»
1
6.04
Литературное лирическое произведение
81
Что такое лирическое произведение. Стихи о природе
2
8.04
10.04
82
Урок-конкурс «Лучшее выразительное чтение стихов о природе »
1
13.04
83-84
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Написание сочинения по картине А.А. Пластова «Первый снег»
2
15.04
17.04
85
Зачем поэт говорит стихами.
1
20.04
86-87
Стихи о животных.
Выразительное чтение стихотворений о животных
2
22.04
24.04
88
Сочинение собственного стихотворения о животных
1
27.04
89-90
Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии.
Выразительное чтение стихотворений о событиях.
2
29.04
4.05
91
Контрольная работа по теме:
«Литературное лирическое произведение»
1
6.05
Литературное драматическое произведение
92
Что такое драматическое произведение.
1
8.05
93
Отличие пьесы - сказки от эпической литературной сказки.
1
11.05
94-95
Особенности языкового выражения
содержания в драматическом произведении.
2
13.05
15.05
96
Урок-игра «Литературное драматическое произведение»
1
18.05
97-98
Повторение особенностей жанров произведений словесности
2
20.05
22.05
99
Итоговая контрольная работа по теме «Особенности жанров произведений словесности»
1
25.05
100-101
Обобщение по курсу. Подведение итогов
2
27.05
29.05
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. - М., 2009.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. - М.: Дрофа, 2011.
3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». - М., 2010.
4. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009.
Учебно-методическая литература
Для учителя:
5. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. - М.,1998.
6. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
7. Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М., 1980.
8. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
9. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. - М., 1991.
10. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V- VIII классы. - М., 1998.
11. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности:. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1995.
12. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений: Пособие для учащихся 10-11 кл. обшсобразоват. учреждений. - М., 1997.
13. Горшков А. И. Русская словесность. Метод, рекомендации к учеб, пособию для 10-11 кл. «Рус. словесность. От слова к словесности»: Кн. Для учителя. - М., 1996.
14. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М., 1984.
15. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М., 1995.
16. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.
17. Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. - Л., 1976.
18. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.
19 Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.
20. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. - М., 1983.
21. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.
22. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, - М., 1990.
23. Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.
24. Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI классы) //. Русский язык в школе. - 1994. - №5.
Для обучающихся:
1.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
2.Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.
3.Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в
истории русского языка. - М., 1993.
4.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.
5.Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
6.Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.
7.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.
8.Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
9.Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
10.Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2.
Словари и справочники
1.Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.
2.Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
3.Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.
4.Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.
5.Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.
6.Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.
7.Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.
8.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.
9.Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб.. 1996.
10Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. - Т. 1-3.
11.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
12.Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.
13.Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.
14.Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
15.Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.
16. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.
17. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. - М., 1985.
18.Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
19.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.
20.Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.
21.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
22.Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.
23.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.
24.Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.
25.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)
26.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996.
27.Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.
28.Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
29. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.
30. Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. - Ростов-на-Дону; М., 1997.
31. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.
32. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.
33.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.
34. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. - Новосибирск, 1995. - Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
35. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 - 11 кл. - М., 1995.
36. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.
Перечень электронно-образовательных ресурсов
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5класс.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5класс.
-
1С: Репетитор. Тесты по орфографии.
-
Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске.-Издательская группа «Весь», 2009.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту