Конспект урока по русскому языку на тему

Урок для  5  класса,  составлен  в соответсвии  с ФГОС, Цель  урока: Повторить  правило  правописания  букв и, у, а, изучить слова-исключения из правила, закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами ,   формирование устойчивой учебно-познавательной   мотивации к   предмету на примере темы   «Буквы и, у,а после шипящих», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов, с приложением с указанием  на Формируемые УУД.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Буквы и, у,а после шипящих


(Учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» под ред.

Н.М. Шанского, М. Просвещение, 2012)


Составил учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 города Чехова Московской области Гусева Юлия Валерьевна.


  1. Цель урока: Повторить правило правописания букв и, у, а, изучить слова-исключения из правила, закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами ,формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Буквы и, у,а после шипящих», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

  • осознание ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

  • понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить слова на новое правило в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся ;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

Структура и ход урока


  1. Орг.момент.

Здравствуйте ребята. Рада видеть вас на уроке. Поднимите руку, кто пришел на урок с хорошим настроением, кто с грустным ?Предлагаю прослушать песню и повысить настроение тем, у кого оно плохое.(просмотр 1 слайда с видеозаписью из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

А теперь я предлагаю вам улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам.

2. Целеполагание и мотивирование Я написала небольшое стихотворение и хотела бы вас с ним познакомить (слайд 2)

Жили,не тужили

Хитрый рыжий кот,

Добрая овчарка

И жирный бегемот

Овчарка громко лаяла,

Мурлыкал рыжий кот,

Рычал и возмущался неуклюжий бегемот

И ранним утром жарким

В лесной прохладе чащи

У доброй той овчарки

Случилось как-то счастье.

Была 1 овчарка, а стало целых три

Чудесное явление - родилися щенки

Жирный бегемот пророчит им удачу,

Хитрый рыжий кот от счастья чуть не плачет.

Шуршит листвою чаща:

«Чудесные щенки!»

И две пятнистых щуки промчались вдоль реки.

Животные пригожие,

Живите -не тужите.

А вы, мои хорошие,

Без ошибочек пишите.

. Обратите внимание на те слова , в которых выделены сочетания . Давайте попробуем поставить цель урока.(Повторить правило, правописание и,а,у после шипящих. Закрепить правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. )

А теперь давайте поиграем, первый ряд запишет в тетрадь слова с сочетаниями ча-ща, 2 ряд с сочетаниями -чу-щу, 3 ряд- с жи-ши.

3.Ввод нового материала.

Ребята, а как вы думаете, есть ли исключения из этого правила. Действительно есть, а чтобы узнать, что это за слова, я предлагаю разгадать вам ребусы. Дети разгадывают ребусы (слайд 3,4,5). Дайте определения этим словам. Давайте проверим. У вас на парте лежат словари иностранных слов, найдите слова в словаре. Сравните написания этих слов с другими словами, где и,у,а пишутся после шипящих.

4. Первичное закрепление.

Давайте познакомимся с правилом в учебнике. Правильные ли выводы мы сделали? Ученики знакомятся с правилом в учебнике, сравнивают выводы, сделанные учениками, с правилом в учебнике. Выполняют упражнение самостоятельно, с последующей взаимопроверкой , 2 ученика у доски доски. Сильномотивированные ученики получают индивидуальные карточки с заданием.

Индивидуальная работа.

Вставьте буквы, подчеркните лишнее слово.

1)Ш…..шка, ландыш…,щ….нок, верш….на

Щ…пальца,Щ…ка…, ж…ри,щ…риться

Ж…лтизна, ж….раф, ж…тели, ш…роко

Щ…вель,щ….тка, рощ…,сч..астье.

Исправьте ошибки.

2)Удевительную тишину нарушыл резкий треск сучев и хруст лдинок..

Наступила халодная ноч.

5. Применение нового знания

а)Работа в группах: Вставьте подходящее по смыслу слово.

…………..солнечный денек. ……………..весна. Мы отправились в лес на прогулку.

…………. веселые ручейки. Солнце пробирается сквозь ветви деревьев и …………всю поляну. На высокой сосне висит прошлогодняя …………...А рядом беличье гнездо. Наверное, в нем белка растит своих маленьких …………... Выбрался из земли и весело ………… толстый ……………. жук. Скоро земля прогреется, и здесь начнут цвести ……………. Пора ………….домой.

Вот какой текс примерно может получиться.

Чудесный солнечный денек. Началась весна. Мы отправились в лес на прогулку.

Журчат веселые ручейки. Солнце пробирается сквозь ветви деревьев и освещает всю поляну. На высокой сосне висит прошлогодняя шишка.А рядом беличье гнездо. Наверное, в нем белка растит своих маленьких бельчат. Выбрался из земли и весело жужжит толстый неуклюжий жук. Скоро земля прогреется, и здесь начнут цвести душистые ландыши. Пора возвращаться домой.

Б)Работа с учебником.

6. Домашнее задание.

По выбору 1) составить кроссворд, с использованием слов по изученному правилу.

2)придумать небольшой рассказ с использованием слов по изученному правилу.

7.Подведение итогов .

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

8. Оценивание.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка.

9.Рефлексия. Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.(смайлики)















Приложение к уроку .Буквы и, у,а после шипящих

Этап урока

Назван

ие использованного ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД.

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя, просмотр 1 слайда с видеозаписью из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

Приветствие

учащихся

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2

Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает прослушать авторское стихотворение. Обратите внимание на те слова , в которых выделены сочетания (слайд2) Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом. Лингвистическая игра.

Учащиеся ставят цели урока:

Научиться опознавать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши

Учиться писать слова с сочетаниями без ошибок

Коммуникативные, регулятивные УУД

3

Ввод нового материала

Учитель предлагает разгадать ребусы (слайд 3,4,5). Слова жюри ,брошюра, парашют. Это слова заимствованные.Учитель предлагает дать определения этих слов. Сравнить написания этих слов с другими словами, где и,у,а пишутся после шипящих.

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают написание этих слов с другими словами, где и,у,а пишутся после шипящих. Делают вывод, устно составляют предложения со словами для закрепления.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

4

Первичное закрепление

Работа с учебником

Учитель предлагает познакомиться с правилом в учебнике, сравнить выводы, сделанные учениками. Выполнить упражнение

Ученики знакомятся с правилом в учебнике, сравнивают выводы, сделанные учениками с правилом в учебнике. Выполняют упражнение самостоятельно, с последующей взаимопроверкой , 2 ученика у доски доски. Сильномотивированные ученики получают индивидуальные карточки с заданием.

Коммуникативные, познавательные УУД

5

Применение нового знания .

Учитель предлагает выполнить групповые задания на карточках

Ученики работают в группах.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

66

зз

Предлагает выполнить задание из учебника

Ученики работают индивидуально

Познавательные, регулятивные УУД

6

Закрепление

знаний

Учитель предлагает поиграть в лингвистическую игру

Ученики выполняют задания игры

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

7

Домашнее задание


  1. Учитель предлагает на выбор: 1) составить кроссворд;

  2. 2)придумать небольшой рассказ с использованием нового правила

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

Познавательные, регулятивные УУД

8

Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

9

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

Коммуникативные, регулятивные УУД

10

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Регулятивные УУД


© 2010-2022