Сценарий метапредметного занятия по русскому языку и литературе на тему «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»

Данное занятие-попытка синтезировать учебный материал по литературе, русскому языку, биологии, психологии и этике на основе текста песни Андрея Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» и рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Учащиеся заблаговременно знакомятся с содержанием рассказа, на уроке текст читается выразительно по ролям. Как вариант - инсценировка. Необходимо создать на уроке атмосферу творческого поиска. В качестве рефлексии выступает создание коллажей, материалы-заготовки для... Не стоит прогибаться под изменчивый мир? (записано на доске) Слайд1 -У Андрея Макаревича есть песня «Не стоит прогибаться под изменчивый мир», в которой звучат такие слова: Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас. Слайд2 - Андре́й Вади́мович Макаре́вич (11 декабря 1953, Москва) — советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени». Заслуженный артист РСФСР (1991), Народный артист России (1999) Слайд3 -Не стоит прогибаться под изменчивый мир-это позиция А. Макаревича. Слайд4 - Спросим себя: а какова наша позиция? -Начнем мы с русских народных сказок о животных и вспомним, какими эпитетами наделил народ героев сказок, опираясь на свои впечатления, используя природные особенности этих животных. Слайды 5-10 -Волк-глупый, Лиса-хитрая, Медведь-неуклюжий, Заяц-трусливый, Сорока-болтливая, Сова-мудрая Слайд11 -Это что за зверь? Почему в русском фольклоре нет хамелеона? Слайд12 -Да, действительно, хамелеон-обитатель южных широт. Живет он в Африке и на Мадагаскаре. Слайд13 -И является героем мадагаскарских народных сказок. (фото острова и карта) Слайд14 -Одна из них называется «Кабан и хамелеон» - о том, как хамелеон хитростью победил кабана. Сказка заканчивается словами: « Вот как маленький умный хамелеон победил большого сильного кабана». В мадагаскарской традиции хамелеон- умный и находчивый зверек. Слайд15 -Но не таков хамелеон в русской классической традиции, у мастера короткого юмористического рассказа А.П.Чехова. Его рассказ так и называется «Хамелеон». Используя фольклорную традицию, Чехов аллегорично говорит о… Послушаем и посмотрим художественную композицию в исполнении мастера художественного чтения и определим, над чем улыбается писатель и улыбнемся вместе с ним. Слайды16-25 + стерео -На какой природной особенности хамелеона сыграл Чехов в этом рассказе? Слайд26 -Какое слово с корнем «хамелеон» можно образовать суффиксальным способом, которое будет являться характеристикой сущности некоторых людей (хамелеонство) -напишем на доске. -По отношению к кому Очумелов проявляет хамелеонство? (к Хрюкину, к Генералу) – запишем на доске. -В чем проявляется хамелеонство Очумелова к этим героям? Запишем.(дети предлагают варианты) -Но есть еще один герой, по отношению к которому Очумелов хамелеонит. Кто он? Это-сам Очумелов. -В чем проявляется здесь хамелеонство? (отсутствие собственного достоинства) Слайд27 -Назовите из записанных нами то качество, которое вы хотели бы в себе воспитать. Слайд28 -К.И.Чуковский так сказал о рассказе Чехова «Хамелеон»:… - Какая мысль объединяет слова из песни А.Макаревича и рассказ Чехова «Хамелеон»? -Если хамелеонство так неприглядно, если это символ прогибания под изменчивый мир, что нам нужно сделать с записанным предложением, чтобы определить свою позицию? (убрать вопросительный знак) Слайд29 -Итак, не стоит прогибаться под изменчивый мир! Стоит быть самим собой, не терять чувства собственного достоинства. -Предлагаю создать коллажи на основе увиденного и услышанного сегодня. В центре – идея, вокруг - иллюстрации вашей идеи. Это могут быть картинки, рисунки, подписи. Необходимо представить свою работу, защитить ее. Работаем 5 минут, пока звучит песня Андрея Макаревича.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметное занятие. 8 класс

Не стоит прогибаться под изменчивый мир?(записано на доске)

Слайд1

-У Андрея Макаревича есть песня «Не стоит прогибаться под изменчивый мир», в которой звучат такие слова:

Не стоит прогибаться под изменчивый мир,

Пусть лучше он прогнется под нас.

Слайд2

- Андре́й Вади́мович Макаре́вич (11 декабря 1953, Москва) - советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, художник, продюсер, телеведущий, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени».Заслуженный артист РСФСР (1991), Народный артист России (1999)

Слайд3

-Не стоит прогибаться под изменчивый мир-это позиция А. Макаревича.

Слайд4

- Спросим себя: а какова наша позиция?

-Начнем мы с русских народных сказок о животных и вспомним, какими эпитетами наделил народ героев сказок, опираясь на свои впечатления, используя природные особенности этих животных

Слайды5-10

-Волк-глупый, Лиса-хитрая, Медведь-неуклюжий, Заяц-трусливый, Сорока-болтливая, Сова-мудрая

Слайд11

-Это что за зверь? Почему в русском фольклоре нет хамелеона?

Слайд12

-Да, действительно, хамелеон-обитатель южных широт. Живет он в Африке и на Мадагаскаре.

Слайд13

-И является героем мадагаскарских народных сказок. (фото острова и карта)

Слайд14

-Одна из них называется «Кабан и хамелеон» - о том, как хамелеон хитростью победил кабана. Сказка заканчивается словами: « Вот как маленький умный хамелеон победил большого сильного кабана». В мадагаскарской традиции хамелеон- умный и находчивый зверек.

Слайд15

-Но не таков хамелеон в русской классической традиции, у мастера короткого юмористического рассказа А.П.Чехова. Его рассказ так и называется «Хамелеон». Используя фольклорную традицию, Чехов аллегорично говорит о… Послушаем и посмотрим художественную композицию в исполнении мастера художественного чтения и определим, над чем улыбается писатель и улыбнемся вместе с ним.

Слайды16-25 + стерео

-На какой природной особенности хамелеона сыграл Чехов в этом рассказе?

Слайд26

-Какое слово с корнем «хамелеон» можно образовать суффиксальным способом, которое будет являться характеристикой сущности некоторых людей (хамелеонство)-напишем на доске.

-По отношению к кому Очумелов проявляет хамелеонство? (к Хрюкину, к Генералу) - запишем на доске.

-В чем проявляется хамелеонство Очумелова к этим героям? Запишем.(дети предлагают варианты)

-Но есть еще один герой, по отношению к которому Очумелов хамелеонит. Кто он? Это-сам Очумелов.

-В чем проявляется здесь хамелеонство? (отсутствие собственного достоинства)

Слайд27

-Назовите из записанных нами то качество, которое вы хотели бы в себе воспитать.

Слайд28

-К.И.Чуковский так сказал о рассказе Чехова «Хамелеон»:…

- Какая мысль объединяет слова из песни А.Макаревича и рассказ Чехова «Хамелеон»?

-Если хамелеонство так неприглядно, если это символ прогибания под изменчивый мир, что нам нужно сделать с записанным предложением, чтобы определить свою позицию? (убрать вопросительный знак)

Слайд29

-Итак, не стоит прогибаться под изменчивый мир! Стоит быть самим собой, не терять чувства собственного достоинства.

-Предлагаю создать коллажи на основе увиденного и услышанного сегодня. В центре - идея, вокруг - иллюстрации вашей идеи. Это могут быть картинки, рисунки, подписи. Необходимо представить свою работу, защитить ее. Работаем 5 минут, пока звучит песня Андрея Макаревича .

© 2010-2022