Урок по теме: Что с нами стало? Кто погасил свет добра в нашей душе? (по рассказу В. Астафьева И милосердия. ..)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе.

Класс: 8

Предмет: литература

Учитель: Кукушкина Наталья Владимировна

Тема: «Что с нами стало?! Кто погасил свет добра в нашей душе?» (по рассказу В.Астафьева «И милосердия…»).

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок внеклассного чтения

Цели урока:

Образовательная цель: выполнить вместе с учащимися комплексный анализ текста рассказа В.П.Астафьева «И милосердия…»

Воспитательная цель: осмысление понятия «милосердие», воспитание осознанного отношения к своим поступкам

Развивающая цель: развивать навыки аналитического чтения произведения посредством Технологии критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: презентация, медиапроектор, раздаточный материал (текст рассказа, алгоритм составления синквейна)

Основные источники информации: Текст рассказа В.Астафьева «И милосердия…» (Электронный сборник рассказов «Затеси»).

slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00063/81930.htm

Содержание урока.

1.Фаза вызова.

Слово учителя:

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего урока. Перед нами слова В.П. Астафьева. Как вы думаете, кому известный писатель адресовал их?

-Что вы знаете об авторе рассказа, о В.П. Астафьеве, о его жизни и творчестве? (ребята рассказывают интересные факты из жизни писателя) Предварительно им было дано задание на дом (прием «верные-неверные» утверждения).

Сегодня мы познакомимся с рассказом «И милосердия…» Подумайте над названием? Символично ли оно? Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет прогнозирование по названию). (Обращаем внимание на морфемный состав слова).

-Сверим наше понимание слова с толкованием, которое дается в словаре С.И.Ожегова и В.И.Даля.

-Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.

2. Фаза реализации смысла.


Далее учителем читается начало рассказа (текст поделен на 4 смысловые части, разрезан).

Чтение 1 смысловой части (со слов «Девочка…какие!»)

- Знакомая картина? Приходилось ли вам кормить голубей? Какие ассоциации со словом «голубь» возникают? (голубь мира, влюбленные голубки, почтовый голубь…)

Совершенно верно, голубь-это символ мира, плодородия, влюбленности

-Что вы можете сказать о героине, которая кормит этих птиц?

-Можем ли мы предугадать дальнейший ход событий?

Чтение 2 смысловой части («А на скамейке…улыбалась»)

-Оправдались ли наши ожидания?

-Что почувствовали?

-Укажите ключевые слова этого эпизода.

-Что можно сказать о другом герое-отце?

Чтение 3 смысловой части (И когда…проседающему мху»).

-Как эта часть соотносится с сюжетом?

-Назовите художественный прием, используемый автором в последнем абзаце.

-Кто является героем этой части?

Ребята, о чем этот рассказ? Какие вопросы вы бы задали автору, если бы представилась такая возможность? (дети записывают вопросы в тетрадь).

-Есть ли у вас ощущение недосказанности? Как вы думаете, произведение закончено или вам предложили неоконченный вариант? (текст читается учителем еще раз.

- Попытайтесь придумать заключительную часть. Что это будет? Может быть, мысли автора о случившемся. Или его обращение к людям.

Ребята пишут окончание. Затем зачитывают свои варианты.

Учитель читает последнюю смысловую часть.

-Кто из вас был близок к авторскому варианту? Поняли ли, что хотел сказать нам писатель?

-Итак, рассказ прочитан. Оправдались ли наши предположения относительно названия? Что же хотел донести до нас автор?

Строчка из одной молитвы звучит так: «Ослепленный слезами, он не мог проклинать, а молил…»

-Кого просит о милосердии автор? ( Прежде всего, себя, своих детей, всех людей, таких беззаботных и жестоких).

Поднимая тему милосердия, В.П.Астафьев обращается к своим современникам с призывом защитить природу, а значит и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя. Быть милосердным - это значит быть, быть всегда.

3.Рефлексия.

-Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на название произведения и последнее слово рассказа. Я вам предлагаю составить синквейн, включив слово «милосердие» в первую строку.

-Ученики зачитывают синквейны. Затем учитель показывает свой вариант.

Это произведение из книги В.П.Астафьева «Затеси». Так он назвал свои небольшие рассказы. Затесь-это метка, зарубка, стес, указывающий верную дорогу в нетронутых лесах. Мне кажется, что название книги удивительно верное, потому что каждый рассказ Виктора Петровича для нас - это «затесь», напоминание о том, как надо относиться друг к другу.

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое эссе, ответив на вопрос: Как вы думаете, что побудило автора к созданию этого произведения?





© 2010-2022