Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау от 21.08.2015г. № 54а о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау;

-Учебный план МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;

-Положение МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, Просвещение, 2011 г.

Сведения об УМК

УМК. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). - М.: Просвещение, 2013 г.

Цель и задачи учебного предмета

Цели:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как

явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства

получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения

морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности

родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной

деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимо-

пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими

обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и

самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других

источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку

текста и др.);

• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного

использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение

знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;

развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и

оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса;

расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование

орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически

корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание

стремления к речевому самосовершенствованию.

Задачи:

• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,

коммуникативных;

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,

овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме знаний, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы.

В данной программе в обобщённом виде:

1) называются изучаемые школьниками в 6 классе понятия, языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, а также те определения и правила, которые необходимо повторить для успешного усвоения новой темы;

2) указываются те умения и навыки, которые приобретаются учащимися в данном классе и владение которыми требуется от каждого ученика:

■ разбирать слово фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически;

■ соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

■ находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

■ находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

■ пользоваться орфографическими, орфоэпическими и толковыми словарями;

3) определяются понятийная основа и инструментальные умения, связанные с развитием коммуникативных умений:

■ формулировать тему и основную мысль устного и письменного текста;

■ подробно, сжато, выборочно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами рассуждения, описания предметов, животных);

■ составлять простой план исходного и собственного текста;

■ создавать элементарные сочинения-рассуждения, рассказы о случаях из жизни, описания отдельных предметов, животных (по наблюдениям, опыту, по картине).

Правильно и уместно использовать языковые средства в разных текстах.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Представленная программа предусматривает изучение русского языка в 6 классе общеобразовательных учреждений : 102 часа (3 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного, способность к определению своей позиции по отношению к литературному герою;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- организация своего рабочего места под руководством учителя;

- определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы,

объекты на основе существенных признаков;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- формулирование ответов на вопросы учителя;

- нахождение нужной информации в учебнике;

- подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета:

- здороваться, прощаться, благодарить;

- участвовать в работе пары.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности.

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Говорение и письмо:

• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

• способность свободно, правильно и з л а г а т ь свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответсвие теме и др.); адекватно вы р а ж а т ь свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии: соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

• уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;

• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предпочтительные формы контроля

Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный.

Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический.

Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.

Изложение: сжатое. подробное, выборочное, с элементами сочинения.

Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические.

Теория: зачеты и письменные опросы; Контрольные работы: тематические в разных форматах.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.



Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)

Повторение пройденного в 5 классе (9 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи (10 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи. (114 ч + 22 ч)

Имя существительное (19 ч + 3 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (18 ч + 3 ч)

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (13 ч + 2 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (19 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (20 ч + 6 ч)

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Наречие (25 ч + 5 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (12 ч + 3 ч)

Сочинение на выбранную тему.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

Контроль

аудирования

Контроль чтения

Контроль говорения

Контроль письма

I четверть

9

3

27

1

1

1

2

2

II четверть

8

3

24

2

1

1

1

3

III четверть

9

3

26

4

1

1

2

5

IV четверть

9

3

25

4

1

1

1

5

Итого в год

35

12

102

11

4

4

6

15

Особенности класса

Общеобразовательный.

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Количество часов по программе -170ч., по учебному плану школы -102ч.

В связи с тем, сокращено количество часов ,объединены некоторые темы.

Сокращено количество часов на изучение тем: «Словообразование» , «Имя существительное» , «Имя прилагательное» , «Имя числительное» , «Местоимение» , «Глагол» .

Дополнена тематика уроков по развитию речи, в календарно-тематическое планирование включены различные виды деятельности на уроках развития речи: обучение сжатому и выборочному изложению, обучение написанию сочинений- описаний и сочинений-повествований (рассказ о событиях, устное сочинение, рассказ о действиях и поступках).

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма) На уроках русского языка учитель большое внимание уделяет работе по совершенствованию связной речи учащихся (пересказ, сообщение по плану и т.д.) Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план, систематизировать материал

На уроках для контрольных ,объяснительных , предупредительных диктантов используются тексты об истории , культуре ,природе республики Башкортостан.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5-6 классах;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста; средства связи предложений в тексте;

- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

- функционально-смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-6 классах; речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные стили речи;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловые тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Аудирование и чтение:

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать текст заданного стиля и типа речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы



Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

Оценка «5» выставляется за

- безошибочную работу;

- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;

- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;

- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


Оценка сочинений и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

- Содержание темы полностью соответствует теме.

- Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

- 1 орфографическая ошибка.

- 1 пунктуационная ошибка.

- 1 грамматическая ошибка.

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

- 2 орфографические и 2

пунктуационные ошибки.

- 1 орфографическая и 3

пунктуационные ошибки.

- 4 пунктуационные ошибки при

отсутствии орфографических

ошибок.

- 2 грамматических ошибки.

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

- 4 орфографические и 4

пунктуационные ошибки.

- 3 орфографические и 5

пунктуационных ошибок.

- 7 пунктуационных при

отсутствии орфографических

ошибок.

«2»

- Работа не соответствует теме.

- Допущено много фактических неточностей.

- Нарушена последовательность

- 7 орфографических и 7

пунктуационных ошибок.

- 6 орфографических и 8

пунктуационных ошибок.

1

2

3

изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

- Нарушено стилевое единство текста.

- 5 орфографических и 9

пунктуационных ошибок.

- 8 орфографических и 6

пунктуационных ошибок.

- 7 грамматических ошибок.



Календарно-тематический план

урока

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечания



1.

План

Факт






Русский язык-один из развитых языков мира.



1

Выразительное чтение стихотворения Шибаева, беседа

2.



Повторение пройденного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

Фронтальный опрос, фонетич. разбор.

3.




Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Морфемный разбор. Составление слов по схемам.

4.




Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

1

Морфологический разбор, деформированный текст.

5.




Диктант «Как из зернышка вырос колос».

1

Написание диктанта.

6.



Синтаксис

Работа над ошибками . Словосочетание. Простое предложение.

1

Синтаксический разбор, работа с учебником.

7.




Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор

8.




Прямая речь. Диалог.

1

Пунктуационный разбор, конструирование предложений.

9.




Рр. Официально-деловой стиль.

1

Урок развития речи. Составление текстов.

10.



Лексика и фразеология

Повторение изученного в 5 классе. Лексика.

1

Фронтальный опрос. Работа со словарем.

11.




Общеупотребительные слова и профессионализмы.

1

Работа со словарем, с текстом.

12.




Общеупотребительные слова и диалектизмы.

1

Работа с текстом.

13.




Общеупотребительные слова и жаргонизмы.

1

Работа с текстом, синтаксический разбор.

14.




Эмоционально окрашенные слова

1

Работа с текстом, фонетический разбор.

15.




Рр. Изложение «Главный день».

1

Урок развития речи. Написание изложения.

16.




Продолжение изложения «Главный день».

1

Урок развития речи. Написание изложения.

17.




Устаревшие слова и неологизмы.

1

Работа с текстом. Выборочное списывание.

18.




Исконно русские и заимствованные слова.

1

Работа со словарем и текстом.

19.




Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

1

Работа с текстом и словарем.

20.




Повторение темы «Лексика».

1

Составление таблицы, ответы на контрольные вопросы.

21.



Словообразование. Орфография.

Повторение изученного в 5 классе. Словообразование. Морфемика.

1

Фронтальный опрос. Морфемный разбор. словарная работа.

22.



Основные способы образования слов в русском языке.

1

Морфемный разбор.

23.




Этимология слов.

1

Работа со словарем, словообразовательный разбор.

24.




Рр. Контрольное сочинение «Мой дом».

1

Урок развития речи. Наблюдения, работа с текстом.

25.




Буквы О и А в корне -кос- и -кас-

1

Работа с учебником, объяснительный диктант.

26.




Буквы О и А в корне -гор- и -гар-

1

Работа с учебником, объяснительный диктант

27.




Контрольный диктант «Горицвет».

1

Написание контрольного диктанта.

28.




Работа над ошибками. Гласные Ы и И после приставок

1

Работа с учебником, объяснительный диктант

29.




Гласные в приставках пре- и при-

1

Работа с учебником, объяснительный диктант

30.




Гласные в приставках пре- и при-

1

Распределительный диктант. Работа со словарем.

31.




Контрольный диктант «Весна».

1

Написание диктанта.

32.




Работа над ошибками. Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

1

Работа с учебником, объяснительный диктант

33.




Сложносокращенные слова

1

Словообразовательный и морфемный разбор.

34.




Рр. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

1

Урок развития речи. написание сочинения.

35.




Рр. Сочинение по картине Т.М.Яблонской «Утро».

1

Урок развития речи. написание сочинения.

36.




Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Словообразовательный и морфемный разбор.

37.




Итоговая работа по теме «Словообразование».

1

Ответы на контрольные вопросы, работа со схемами.

38.



Морфология. Орфография.

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное.

1

Фронтальный опрос.

39.




Рр.Контрольное изложение «Страх».

1

Урок развития речи.

40.




Рр. Продолжение изложения «Страх».

1

Урок развития речи.

41.




Разносклоняемые имена существительные.

1

Работа с учебником, словообразовательный разбор.

42.




Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

1

Объяснительный диктант.

43.




Несклоняемые имена существительные

1

Работа с текстом, работа с учебником.

44.




Род несклоняемых имен существительных

1

Работа с текстом. Распределительный диктант.

45.




Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного.

1

Морфологический разбор сущ.

46.




Не с именами существительными

1

Объяснительный диктант, морфологический разбор

47.



Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-)

1

Объяснительный диктант, морфологический разбор

48.




Гласные в суффиксах -ек- и -ик- имен существительных

1

Объяснительный диктант, морфологический разбор

49.




Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен существительных

1

Объяснительный диктант, морфологический разбор

50.




Контрольный диктант «Вы пригласили гостей».

1

Написание контрольного диктанта.

51.




Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное.

1

Фронтальный опрос, объяснительный диктант.

52.




Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень сравнения имен прилагательных.

1

Работа с текстом, составление таблицы.

53.




Проверочная работа по теме «Степени сравнения имен прилагательных».

1

Тест.

54.




Разряды имен прилагательных по значению

1

Работа с таблицей, корректирование текста.

55.




Рр. Выборочное изложение «Метель».

1

Урок развития речи.

56.




Рр. Выборочное изложение «Метель».

1

Урок развития речи.

57.




Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

1

Комент. Письмо, работа с текстом.

58.



Диктант «В поисках дороги».

1

Написание диктанта.

59.




Работа над ошибками. Буквы о и е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных.

1

Объяснительный диктант, работа с текстом.

60.




Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом

61.




Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

1

Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом

62.




Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом

63.



.

Контрольный диктант «Каменный мост».

1

Написание контрольного диктанта.

64.




Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.

1

Беседа, наблюдения, работа с текстом.

65.




Простые и составные числительные.

1

Составление таблицы.

66.




Мягкий знак на конце и середине числительных.

1

Объяснительный диктант.

67.




Разряды количественных числительных

1

Работа с таблицей, работа с текстом.

68.




Числительные, обозначающие целые числа

1

Работа с таблицей, работа с текстом.

69.




Дробные числительные. Собирательные числительные.

1

Составление таблицы.

70.




Порядковые числительные. Морфологический разбор имени числительного.

1

Объяснительный диктант.

71.




Контрольный диктант «Дом, в котором будет жить друг».

1

Написание диктанта.

72.




Работа над ошибками. Местоимение как часть речи

1

Работа с таблицей, наблюдения.

73.




Личные местоимения

1

Работа с текстом.

74.




Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения.

1

Работа с текстом.

75.




Относительные местоимения.

1

Работа с учебником и таблицей.

76.




Неопределенные местоимения.

1

Работа с учебником и таблицей.

77.




Отрицательные местоимения.

1

Работа с учебником и таблицей.

78.



Притяжательные местоимения

1

Работа с учебником и таблицей.

79.




Рр. Контрольное сочинение «Подарок».

1

Урок развития речи. Написание сочинения.

80.




Указательные местоимения

1

Работа с учебником и таблицей.

81.




Определительные местоимения

1

Работа с учебником и таблицей.

82.




Морфологический разбор местоимения. Повторение.

1

Морфологический разбор местоимения.

83.




Диктант «Судьба белки».

1

Написание диктанта.

84.




Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Глагол.

1

Фронтальный опрос.

85.




Рр. Сочинение-рассказ «Степа колет дрова».

1

Урок развития речи. Написание сочинения.

86.




Рр. Сочинение-рассказ «Степа колет дрова».

1

Урок развития речи. Написание сочинения.

87.




Разноспрягаемые глаголы

1

Работа с учебником, составление таблицы.

88.




Глаголы переходные и непереходные

1

Составление таблицы.

89.




Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Работа с текстом, объяснительный диктант.

90.




Рр. Контрольное изложение «Витькина гайка»

1

Урок развития речи. Написание изложения.

91.




Рр. Продолжение контрольного изложения «Витькина гайка».

1

Урок развития речи. Написание изложения.

92.




Условное наклонение.

1

Работа с текстом, конструирование форм глагола.

93.




Повелительное наклонение

1

Работа с текстом, конструирование форм глагола.

94.




Диктант «О лошади».

1

Написание диктанта.

95.




Работа над ошибками. Употребление наклонений.

1

Работа с текстом.

96.




Безличные глаголы.

1

Работа с учебником и текстом.

97.




Морфологический разбор глагола.

1

Морфологический разбор.

98.




Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Объяснительный диктант, работа с таблицей.

99.




Повторение темы «Глагол».

1

Работа с таблицей, ответы на контрольные вопросы.

100.




Итоговый контрольный диктант «Заплатка».

1

Контрольный диктант

101.




Работа над ошибками.. Повторение. Словообразование.

1

Объяснительный диктант, морфемный разбор, словообразовательный разбор.

102.




Повторение. Морфология .

1

Тест.













Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

  1. Учебник: Русский язык, 6 класс, в 2-х частях. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год

  2. Программы по русскому языку 5-9 классы, издательство «Просвещение», 2011 год (стандарт второго поколения)

  3. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

  4. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных

учреждений с русским языком обучения

  1. Концепция модернизации Российского образования;

  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта

общего образования;

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в

условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего

образования»;

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным

наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта

общего образования. Русский язык.

Учебно-практические издания

Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997

Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М.: «Дрофа», 1998

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002

Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

  1. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.

  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащих­ся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.

Учебно-наглядные издания и пособия

Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997

Учебно-методические пособия

  1. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -М.: Владос, 2004.

  2. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.

  3. Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уро­ках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. -М.:ВАКО, 2002.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

  2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

  3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

  4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

Аудио- и видеоприложения

Электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской . 6 класс.

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Журнал «Учитель Башкортостана» , газета «Первое сентября» ,учебники, словари.

Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г

Компьютерные и ИКТ средства

Ноутбук.

Технические средства обучения

Магнитофон.

Демонстрационные пособия

Таблицы.

Экранно-звуковые пособия

Ноутбук.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Рабочее место учителя и учащихся, магнитофон.

Список литературы



Литература, рекомендованная для учителя

  1. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -М.: Владос, 2004.

  2. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.

  3. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.

  6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М.: Просвеще­ние, 2006.

  7. Михайлова, С. Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов сред­ней школы / С. Ю. Михайлова, О. Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.

  8. Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уро­ках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.

  9. Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. -М.:ВАКО, 2002.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Учебник: Русский язык, 6 класс, в 2-х частях. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год
    Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М.: «Просвещение», 1995

  2. Шанский Н.М. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985

  3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащих­ся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Т. М. Купалова. -М.: Просвещение, 1997.

  6. Книгина М. П. Русский язык: 6 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей,

  7. 2006.

  8. Книгина М. П. Русский язык. 6 класс: Тетради на печатной основе / М. П. Книгина. -Саратов: Лицей, 2006.

  9. Малюшкин А. Б. Тематические зачеты по русскому языку: 6 класс / А. Б. Малюшкин, Е. Ю. Рогачева. - М.: Сфера, 2006.

  10. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А. Б. Малюш­кин. - М.: Сфера, 2006.

  11. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях/
    Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение, 2006.

  12. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс/

  13. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2005.

  14. Шклярова Т. В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ / Т. В. Шклярова. -М.: Грамотей, 2006.

Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка - М., 1981

9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993



© 2010-2022