- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нурдавлетова Р.Ф. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)
-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау от 21.08.2015г. № 54а о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау;
-Учебный план МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;
-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау на 2015-2016 учебный год;
-Положение МКОУ ООШ им. З.Н.Нуриева с. Вехнелачентау «О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, Просвещение, 2011 г.
Сведения об УМК
УМК. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский). - М.: Просвещение, 2013 г.
Цель и задачи учебного предмета
Цели:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимо-
пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими
обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других
источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку
текста и др.);
• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение
знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически
корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание
стремления к речевому самосовершенствованию.
Задачи:
• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме знаний, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы.
В данной программе в обобщённом виде:
1) называются изучаемые школьниками в 6 классе понятия, языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, а также те определения и правила, которые необходимо повторить для успешного усвоения новой темы;
2) указываются те умения и навыки, которые приобретаются учащимися в данном классе и владение которыми требуется от каждого ученика:
■ разбирать слово фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически;
■ соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
■ находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
■ находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
■ пользоваться орфографическими, орфоэпическими и толковыми словарями;
3) определяются понятийная основа и инструментальные умения, связанные с развитием коммуникативных умений:
■ формулировать тему и основную мысль устного и письменного текста;
■ подробно, сжато, выборочно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами рассуждения, описания предметов, животных);
■ составлять простой план исходного и собственного текста;
■ создавать элементарные сочинения-рассуждения, рассказы о случаях из жизни, описания отдельных предметов, животных (по наблюдениям, опыту, по картине).
Правильно и уместно использовать языковые средства в разных текстах.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
Рабочая программа для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Представленная программа предусматривает изучение русского языка в 6 классе общеобразовательных учреждений : 102 часа (3 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного, способность к определению своей позиции по отношению к литературному герою;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- организация своего рабочего места под руководством учителя;
- определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы,
объекты на основе существенных признаков;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- формулирование ответов на вопросы учителя;
- нахождение нужной информации в учебнике;
- подробное пересказывание прочитанного или прослушанного.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; в) соблюдать простейшие нормы речевого этикета:
- здороваться, прощаться, благодарить;
- участвовать в работе пары.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности.
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
• способность свободно, правильно и з л а г а т ь свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответсвие теме и др.); адекватно вы р а ж а т ь свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии: соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
• уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;
• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предпочтительные формы контроля
Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный.
Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический.
Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.
Изложение: сжатое. подробное, выборочное, с элементами сочинения.
Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические.
Теория: зачеты и письменные опросы; Контрольные работы: тематические в разных форматах.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (9 ч + 2 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (10 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (114 ч + 22 ч)
Имя существительное (19 ч + 3 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (18 ч + 3 ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (13 ч + 2 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (19 ч + 3 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (20 ч + 6 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Наречие (25 ч + 5 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (12 ч + 3 ч)
Сочинение на выбранную тему.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
Контрольные мероприятия
Контроль
аудирования
Контроль чтения
Контроль говорения
Контроль письма
I четверть
9
3
27
1
1
1
2
2
II четверть
8
3
24
2
1
1
1
3
III четверть
9
3
26
4
1
1
2
5
IV четверть
9
3
25
4
1
1
1
5
Итого в год
35
12
102
11
4
4
6
15
Особенности класса
Общеобразовательный.
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
Количество часов по программе -170ч., по учебному плану школы -102ч.
В связи с тем, сокращено количество часов ,объединены некоторые темы.
Сокращено количество часов на изучение тем: «Словообразование» , «Имя существительное» , «Имя прилагательное» , «Имя числительное» , «Местоимение» , «Глагол» .
Дополнена тематика уроков по развитию речи, в календарно-тематическое планирование включены различные виды деятельности на уроках развития речи: обучение сжатому и выборочному изложению, обучение написанию сочинений- описаний и сочинений-повествований (рассказ о событиях, устное сочинение, рассказ о действиях и поступках).
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма) На уроках русского языка учитель большое внимание уделяет работе по совершенствованию связной речи учащихся (пересказ, сообщение по плану и т.д.) Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, определять основную мысль, составлять план, систематизировать материал
На уроках для контрольных ,объяснительных , предупредительных диктантов используются тексты об истории , культуре ,природе республики Башкортостан.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-6 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений в тексте;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-6 классах; речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловые тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Аудирование и чтение:
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов
Оценка «5» выставляется за
- безошибочную работу;
- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте
- 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;
- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;
- 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;
- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено
- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка дополнительных заданий при диктанте
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
1
2
3
«5»
- Содержание темы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
- 1 орфографическая ошибка.
- 1 пунктуационная ошибка.
- 1 грамматическая ошибка.
«4»
- Содержание соответствует теме.
- Имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
- 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки.
- 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки.
- 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок.
- 2 грамматических ошибки.
«3»
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
- 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки.
- 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок.
- 7 пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок.
«2»
- Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность
- 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок.
- 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок.
1
2
3
изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
- 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок.
- 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
- 7 грамматических ошибок.
Календарно-тематический план
№
урока
Сроки проведения
Раздел программы
Тема урока
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Примечания
1.
План
Факт
Русский язык-один из развитых языков мира.
1
Выразительное чтение стихотворения Шибаева, беседа
2.
Повторение пройденного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
1
Фронтальный опрос, фонетич. разбор.
3.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
Морфемный разбор. Составление слов по схемам.
4.
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.
1
Морфологический разбор, деформированный текст.
5.
Диктант «Как из зернышка вырос колос».
1
Написание диктанта.
6.
Синтаксис
Работа над ошибками . Словосочетание. Простое предложение.
1
Синтаксический разбор, работа с учебником.
7.
Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1
Синтаксический и пунктуационный разбор
8.
Прямая речь. Диалог.
1
Пунктуационный разбор, конструирование предложений.
9.
Рр. Официально-деловой стиль.
1
Урок развития речи. Составление текстов.
10.
Лексика и фразеология
Повторение изученного в 5 классе. Лексика.
1
Фронтальный опрос. Работа со словарем.
11.
Общеупотребительные слова и профессионализмы.
1
Работа со словарем, с текстом.
12.
Общеупотребительные слова и диалектизмы.
1
Работа с текстом.
13.
Общеупотребительные слова и жаргонизмы.
1
Работа с текстом, синтаксический разбор.
14.
Эмоционально окрашенные слова
1
Работа с текстом, фонетический разбор.
15.
Рр. Изложение «Главный день».
1
Урок развития речи. Написание изложения.
16.
Продолжение изложения «Главный день».
1
Урок развития речи. Написание изложения.
17.
Устаревшие слова и неологизмы.
1
Работа с текстом. Выборочное списывание.
18.
Исконно русские и заимствованные слова.
1
Работа со словарем и текстом.
19.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
1
Работа с текстом и словарем.
20.
Повторение темы «Лексика».
1
Составление таблицы, ответы на контрольные вопросы.
21.
Словообразование. Орфография.
Повторение изученного в 5 классе. Словообразование. Морфемика.
1
Фронтальный опрос. Морфемный разбор. словарная работа.
22.
Основные способы образования слов в русском языке.
1
Морфемный разбор.
23.
Этимология слов.
1
Работа со словарем, словообразовательный разбор.
24.
Рр. Контрольное сочинение «Мой дом».
1
Урок развития речи. Наблюдения, работа с текстом.
25.
Буквы О и А в корне -кос- и -кас-
1
Работа с учебником, объяснительный диктант.
26.
Буквы О и А в корне -гор- и -гар-
1
Работа с учебником, объяснительный диктант
27.
Контрольный диктант «Горицвет».
1
Написание контрольного диктанта.
28.
Работа над ошибками. Гласные Ы и И после приставок
1
Работа с учебником, объяснительный диктант
29.
Гласные в приставках пре- и при-
1
Работа с учебником, объяснительный диктант
30.
Гласные в приставках пре- и при-
1
Распределительный диктант. Работа со словарем.
31.
Контрольный диктант «Весна».
1
Написание диктанта.
32.
Работа над ошибками. Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
1
Работа с учебником, объяснительный диктант
33.
Сложносокращенные слова
1
Словообразовательный и морфемный разбор.
34.
Рр. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».
1
Урок развития речи. написание сочинения.
35.
Рр. Сочинение по картине Т.М.Яблонской «Утро».
1
Урок развития речи. написание сочинения.
36.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1
Словообразовательный и морфемный разбор.
37.
Итоговая работа по теме «Словообразование».
1
Ответы на контрольные вопросы, работа со схемами.
38.
Морфология. Орфография.
Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное.
1
Фронтальный опрос.
39.
Рр.Контрольное изложение «Страх».
1
Урок развития речи.
40.
Рр. Продолжение изложения «Страх».
1
Урок развития речи.
41.
Разносклоняемые имена существительные.
1
Работа с учебником, словообразовательный разбор.
42.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя
1
Объяснительный диктант.
43.
Несклоняемые имена существительные
1
Работа с текстом, работа с учебником.
44.
Род несклоняемых имен существительных
1
Работа с текстом. Распределительный диктант.
45.
Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного.
1
Морфологический разбор сущ.
46.
Не с именами существительными
1
Объяснительный диктант, морфологический разбор
47.
Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-)
1
Объяснительный диктант, морфологический разбор
48.
Гласные в суффиксах -ек- и -ик- имен существительных
1
Объяснительный диктант, морфологический разбор
49.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен существительных
1
Объяснительный диктант, морфологический разбор
50.
Контрольный диктант «Вы пригласили гостей».
1
Написание контрольного диктанта.
51.
Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное.
1
Фронтальный опрос, объяснительный диктант.
52.
Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень сравнения имен прилагательных.
1
Работа с текстом, составление таблицы.
53.
Проверочная работа по теме «Степени сравнения имен прилагательных».
1
Тест.
54.
Разряды имен прилагательных по значению
1
Работа с таблицей, корректирование текста.
55.
Рр. Выборочное изложение «Метель».
1
Урок развития речи.
56.
Рр. Выборочное изложение «Метель».
1
Урок развития речи.
57.
Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
1
Комент. Письмо, работа с текстом.
58.
Диктант «В поисках дороги».
1
Написание диктанта.
59.
Работа над ошибками. Буквы о и е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных.
1
Объяснительный диктант, работа с текстом.
60.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
1
Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом
61.
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
1
Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом
62.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
Объяснительный диктант, морфол. разбор, работа с текстом
63.
.
Контрольный диктант «Каменный мост».
1
Написание контрольного диктанта.
64.
Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.
1
Беседа, наблюдения, работа с текстом.
65.
Простые и составные числительные.
1
Составление таблицы.
66.
Мягкий знак на конце и середине числительных.
1
Объяснительный диктант.
67.
Разряды количественных числительных
1
Работа с таблицей, работа с текстом.
68.
Числительные, обозначающие целые числа
1
Работа с таблицей, работа с текстом.
69.
Дробные числительные. Собирательные числительные.
1
Составление таблицы.
70.
Порядковые числительные. Морфологический разбор имени числительного.
1
Объяснительный диктант.
71.
Контрольный диктант «Дом, в котором будет жить друг».
1
Написание диктанта.
72.
Работа над ошибками. Местоимение как часть речи
1
Работа с таблицей, наблюдения.
73.
Личные местоимения
1
Работа с текстом.
74.
Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения.
1
Работа с текстом.
75.
Относительные местоимения.
1
Работа с учебником и таблицей.
76.
Неопределенные местоимения.
1
Работа с учебником и таблицей.
77.
Отрицательные местоимения.
1
Работа с учебником и таблицей.
78.
Притяжательные местоимения
1
Работа с учебником и таблицей.
79.
Рр. Контрольное сочинение «Подарок».
1
Урок развития речи. Написание сочинения.
80.
Указательные местоимения
1
Работа с учебником и таблицей.
81.
Определительные местоимения
1
Работа с учебником и таблицей.
82.
Морфологический разбор местоимения. Повторение.
1
Морфологический разбор местоимения.
83.
Диктант «Судьба белки».
1
Написание диктанта.
84.
Работа над ошибками. Повторение изученного в 5 классе. Глагол.
1
Фронтальный опрос.
85.
Рр. Сочинение-рассказ «Степа колет дрова».
1
Урок развития речи. Написание сочинения.
86.
Рр. Сочинение-рассказ «Степа колет дрова».
1
Урок развития речи. Написание сочинения.
87.
Разноспрягаемые глаголы
1
Работа с учебником, составление таблицы.
88.
Глаголы переходные и непереходные
1
Составление таблицы.
89.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
1
Работа с текстом, объяснительный диктант.
90.
Рр. Контрольное изложение «Витькина гайка»
1
Урок развития речи. Написание изложения.
91.
Рр. Продолжение контрольного изложения «Витькина гайка».
1
Урок развития речи. Написание изложения.
92.
Условное наклонение.
1
Работа с текстом, конструирование форм глагола.
93.
Повелительное наклонение
1
Работа с текстом, конструирование форм глагола.
94.
Диктант «О лошади».
1
Написание диктанта.
95.
Работа над ошибками. Употребление наклонений.
1
Работа с текстом.
96.
Безличные глаголы.
1
Работа с учебником и текстом.
97.
Морфологический разбор глагола.
1
Морфологический разбор.
98.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
1
Объяснительный диктант, работа с таблицей.
99.
Повторение темы «Глагол».
1
Работа с таблицей, ответы на контрольные вопросы.
100.
Итоговый контрольный диктант «Заплатка».
1
Контрольный диктант
101.
Работа над ошибками.. Повторение. Словообразование.
1
Объяснительный диктант, морфемный разбор, словообразовательный разбор.
102.
Повторение. Морфология .
1
Тест.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
-
Учебник: Русский язык, 6 класс, в 2-х частях. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год
-
Программы по русскому языку 5-9 классы, издательство «Просвещение», 2011 год (стандарт второго поколения)
-
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
-
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных
учреждений с русским языком обучения
-
Концепция модернизации Российского образования;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта
общего образования;
-
Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в
условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего
образования»;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта
общего образования. Русский язык.
Учебно-практические издания
Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997
Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М.: «Дрофа», 1998
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002
Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
-
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.
-
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
-
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.
Учебно-наглядные издания и пособия
Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). - М.: Издат-школа, 1997
Учебно-методические пособия
-
Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -М.: Владос, 2004.
-
Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
-
Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. -М.:ВАКО, 2002.
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.
-
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.
-
Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.
Аудио- и видеоприложения
Электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской . 6 класс.
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия
Журнал «Учитель Башкортостана» , газета «Первое сентября» ,учебники, словари.
Публикации газеты «Русский язык» за 2005, 2006 г
Компьютерные и ИКТ средства
Ноутбук.
Технические средства обучения
Магнитофон.
Демонстрационные пособия
Таблицы.
Экранно-звуковые пособия
Ноутбук.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Рабочее место учителя и учащихся, магнитофон.
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя
-
Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -М.: Владос, 2004.
-
Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
-
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
-
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 класс/Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.
-
Львова С. И. Практикум по русскому языку: 6 класс/С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Михайлова, С. Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С. Ю. Михайлова, О. Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
-
Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. -М.:ВАКО, 2002.
Литература, рекомендованная для учащихся
-
Учебник: Русский язык, 6 класс, в 2-х частях. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М.: «Просвещение», 1995 -
Шанский Н.М. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985
-
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
-
Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Т. М. Купалова. -М.: Просвещение, 1997.
-
Книгина М. П. Русский язык: 6 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей,
-
2006.
-
Книгина М. П. Русский язык. 6 класс: Тетради на печатной основе / М. П. Книгина. -Саратов: Лицей, 2006.
-
Малюшкин А. Б. Тематические зачеты по русскому языку: 6 класс / А. Б. Малюшкин, Е. Ю. Рогачева. - М.: Сфера, 2006.
-
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2006.
-
Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях/
Л. А. Поникарова. - М.: Просвещение, 2006. -
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс/
-
Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2005.
-
Шклярова Т. В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ / Т. В. Шклярова. -М.: Грамотей, 2006.
Дополнительная литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.
2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.
4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.
5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.
6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.
7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.
8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка - М., 1981
9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993