Конспект урока русского языка по теме Деепричастный оборот: инструкция по применению (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА:

Внимание! Деепричастный оборот. Инструкция по применению»

РЕКВИЗИТ:

Шарфы для подлежащего и сказуемого (2 шт.)

Красные юбки для запятых (2 шт.)

Таблички:

  • подлежащее,

  • сказуемое,

  • деепричастный оборот ,

  • запятые (2 шт.),

  • точка

шляпы цветные из бумаги (под парту) - по 6 шт. каждого цвета

ИНСТРУКЦИЯ (лист)

Текст рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга» (30 экз.)


1) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Наверное, вы замечаете ошибки, которые допускают в своей речи многие люди, причем не только ваши друзья, одноклассники, но и взрослые.

Одна из ошибок - неправильное употребление деепричастного оборота. Этому мы и посвятим свое занятие. ТЕМА: Внимание! Деепричастный оборот. Инструкция по применению»

ТЕМА УРОКА. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Что узнаем/разберем на уроке?

  • Чему должны научиться?

------ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Что вы знаете о деепричастии, об его особенностях?

Деепричастие. ДОБАВОЧНОЕ действие. Отвечает на вопросы «что делая?, «что сделав?». Примеры:…

------- В чём трудность употребления деепричастных оборотов в речи? Какие ошибки допускают говорящие? ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Закон предложений с деепричастным оборотом такой: в предложении должен быть один субъект, совершающий два действия: одно названо сказуемом, другое - обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ Рассмотрим вариант с ошибкой. «Возвращаясь после школы домой, меня встречает котенок».

Раз в этом предложении есть деепричастие, значит, это действие совершает субъект, названный подлежащим. Проверим: котенок возвращается и встречает.

Если два действия совершают разные субъекты, то в предложении должно быть две основы:

Вариант: Когда я возвращаюсь после школы домой, меня встречает котенок.

Еще один пример: «Написав сочинение, учитель поставил мне «пять». Разберем это предложение.

Исправим: Учитель поставил «пять» за сочинение, которое я написал.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. Теперь я предлагаю закрепить полученные знания на практике. Приглашаю 5 человек, желающих мне помочь. Пожалуйста, пройдите в коридор, подготовьтесь к представлению (каждому дать конверт с инструкцией).

А мы с классом постараемся облегчить вам задачу.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку и составьте предложение с деепричастным оборотом.

Картинка с котиком и собакой.

«Спасаясь от собаки, котенок забрался на дерево».

Уважаемые артисты, мы вас ждем! Представьтесь, пожалуйста.

Ваша задача - встать в нужном порядке, согласно своей роли, и озвучить получившийся вариант. Будьте внимательны: деепричастный оборот необходимо отделять от других членов предложения запятыми. Перестройтесь, чтобы была одна запятая…

Есть еще одно интересное задание (для теоретиков и практиков). ТЕОРЕТИКИ: выбрать правильные утверждения.

ПРАКТИКИ:. Задания на исправление ошибки, сворачивание предложения, составление пр-я, ЕГЭ.

ПРОВЕРКА задания ТЕОРЕТИКОВ. Читаем и вывешиваем на доску ИНСТРУКЦИЮ по применению деепричастного оборота.

------Вы только что выполнили задание из настоящего ЕГЭ (11 класс)

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: (текст (отрывок из рассказа Чехова «Жалобная книга» ) распечатан для каждого).

Нашли предложение с грамматической ошибкой? В чем ошибка? С какой целью Чехов использует такое предложение?

В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова - о пассажире (он подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Шляпа, подъезжая к станции, слетела у пассажира».

Вот к чему приводит несоблюдение нашей ИНСТРУКЦИИ по применению деепричастного оборота!

ОБОБЩЕНИЕ: «6 шляп».

Загляните под парту: с нижней стороны столешницы прикреплена шляпка определенного цвета. Поднимите их. Будьте готовы к ответу.

БЕЛАЯ: только факты. Как нужно применять деепричастный оборот?

ЖЕЛТАЯ: позитивные стороны в явлении. Для чего нам нужны знания об употреблении деепричастного оборота? Как мы будем себя чувствовать, зная, что говорим правильно?

ЧЕРНАЯ: трудное, неясное. Почему? Почему так часто ошибаются в построении предложений с деепричастным оборотом?

КРАСНАЯ: эмоции. Принесло ли вам такое знакомство с деепричастным оборотом удовольствие? С чем это связано? Как вы теперь будете к нему относиться?

ЗЕЛЕНАЯ: творчество. КАК можно применить в новой ситуации? Найти новые грани. Если бы… А можно ли применить наши знания об употреблении деепричастного оборота в других ситуациях? Только ли лингвистам и школьникам необходимо это знать?

СИНЯЯ: философия, обобщение. Сделать общие выводы. Роль деепричастного оборота в речи. Какое складывается отношение к людям, которые часто допускают ошибки в речи?




ПРИЛОЖЕНИЕ


УВАЖАЕМЫЕ ТЕОРЕТИКИ!

Среди предложенных правил

употребления деепричастного оборота

выберите правильные.

Будьте внимательны! Для анализа сравните примеры.


  • Деепричастие в деепричастном обороте и сказуемое должны относиться к одному лицу.

  • Деепричастие в деепричастном обороте и сказуемое должны относиться к разным лицам.

  • Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении.

  • Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при неопределенной форме глагола.

  • ПРИМЕРЫ. ЕСТЬ ОШИБКИ!

ПРИМЕР: Выходя из дома, я вспомнил о телефоне.

ПРИМЕР: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

ПРИМЕР: Подходя к лесу, мне стало холодно.

ПРИМЕР: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта.





















© 2010-2022