Конспект урока

Цели урока: закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине. овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами. развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь. воспитывать любовь к сказкам. Задачи урока. -обучающие Научить различать звонкие и глухие согласные, выделять звуки в словах, уметь подбирать проверочные слова. -развивающие Развивать логическое мышление, кругозор, внимание и память -воспитательные Воспитывать уважительное отношение к труду, аккуратность, дисциплинированность и самоконтроль.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку

Уткина Ольга Сергеевна

ГБОУ ЦО № 1852

учитель начальных классов

3 класс

Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Русский язык. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

Цели урока:

  • закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

  • развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

  • воспитывать любовь к сказкам.

Задачи урока.

-обучающие

Научить различать звонкие и глухие согласные, выделять звуки в словах, уметь подбирать проверочные слова.

-развивающие

Развивать логическое мышление, кругозор, внимание и память

-воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к труду, аккуратность, дисциплинированность и самоконтроль.

Тип урока: урок - путешествие

Формы работы учащихся:

- самостоятельная работа

-коллективная работа

-работа в парах

Необходимое техническое оборудование.

-экран

-мультимедийный проектор

-интернет-ресурсы



  • ХОД УРОКА

I. Организационный момент (межпредметные связи)

  • Звучит музыка.

  • - Какая музыка прозвучала? (Волшебная)
    - Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках)
    - Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.

  • «Сказки мудростью богаты
    Сказке скажем: «Приходи!»
    Это присказка ребята.
    Сказка будет впереди».



  • II. Чистописание (актуализация знаний)

  • - Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

  • б - ? т -д ? - ш з - с г - ? ? - ф

  • - Что это за буквы? (Парные согласные)
    - Покажите веером пропущенную букву.
    - Запишите парные согласные в тетрадь.

    1. Каллиграфия

III. Словарная работа

Словарные слова

- спишите слова

- выделите орфограммы в записанных словах.
- обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

Взаимопроверка (работа в парах)

- У кого нет ошибок? Просигнальте светофором.
- У кого 1-2 ошибки?
- Ребята, вам надо выучить слова. (Проблемная ситуация)

IV. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка).

- Назовите слова с парной согласной?

Мороз медведь

- Какие вы знаете парные согласные?
- Назовите их.

б - п д - т ж- ш з - с г -к в - ф

- Ребята, кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с парными согласными.)
- А сейчас вы можете прочитать тему нашего урока. Соединив гласные и согласные на обеих страницах книги. (Парные звонкие и глухие согласные)

Конспект урока

- Сегодня мы продолжим работу над парными согласными, и эта волшебная книга и сказочные герои нам будут помогать. А из какой сказки герои вы мне назовёте сами. (Мотивация обучения. Межпредметные связи)
Послушайте историю.
Жил-был один почтенный и знатный человек. У него была дочка добрая приветливая и милая. Но вот в дом вошла новая хозяйка. Всё было ей не по вкусу,но больше всего невзлюбила она свою падчерицу.Она и её дочери заставляли делать девушку самую грязную работу по дому. Но однажды наша героиня превратилась в прекрасную незнакомку в красивом платье и хрустальных туфельках.
- Как звали прекрасную незнакомку? (Золушка)
- Кто автор сказки? (Шарль Перро)
- Мачеха дала ей много заданий и Золушка беспокоится, что не успеет на королевский бал. Вы готовы помочь Золушке? (Да)
- Тогда я вам предлагаю стать «волшебниками» и вместе с Феей превратить: тыкву в карету, мышей в лошадей, крысу в кучера, ящериц в слуг, а Золушку в прелестную девушку. Волшебство произойдёт, если мы с вами покажем свои знания при выполнении заданий. Будем старательными, активными, трудолюбивыми. (Учитель показывает иллюстрации со сказочными героями).

V. Закрепление (актуализация знаний)

- Мачеха записала свои задания в книгу. Откроем первую страничку

Задание 1. . Конструктор таблиц "Согласные звуки и буквы"

- Чем похожи записанные буквы? (Согласные)
- Можно ли их сгруппировать? (Да)
- В какие группы? Запишите.

Конспект урока

Проверка, групп по табличкам после записи учащихся (самооценка).

- У кого так? (Показывают светофором.)
- У кого не так исправьте.
- Молодцы! (Проблемная ситуация)
- Какие согласные требуют проверки? (Парные согласные)
- Почему? (Парный согласный на конце слова или перед согласным оглушается.)
- Послушайте стихотворение.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить.

- Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием. И вместе с Феей превратили тыкву в карету. Откроем вторую страничку книги. Мачеха предлагает вам понаблюдать над словами. Поработать в парах. (Анализ и синтез. Проблемная ситуация

Iгруппа II группа

Сказка ошибочка
шубка мыши
снежки дождливый
холод голуби
рукав леса
враг огородный

- Возьмите листочки со словами. Прочитайте слова. Сравните произношение парных согласных 1 и2 группы. Что вы заметили? (В 1-й группе в словах написание не соответствует произношению. Во 2-й группе в словах произношение слов соответствует написанию.)
- В какой позиции находятся слова 1 группы? (В слабой)
- В какой позиции находятся слова во 2 группе? (В сильной)
- Вам предложены 2 варианта. Прочитайте. (Таблички на доске.)

Вариант 1

1. Если согласный стоит перед гласным.
2. Если согласный стоит перед сонорным согласным

Вариант 2

1. Если согласный на конце слова.
2. Если согласный перед согласным кроме сонорных.


- В каком из этих вариантов парный согласный будет в сильной позиции? (В 1-м варианте парные согласные в сильной позиции)

Парные согласные
в сильной позиции

Парные согласные
в слабой позиции


- Если согласный стоит в сильной позиции то это будет какое слово?

Проверочное слово

Проверяемое слово.


(Таблички вывешиваются после ответов учащихся.)

- Какая группа слов подойдет к 1 варианту? (II группа)
- Какие слова требуют проверки? (В слабой позиции, слова I группы)
- Что происходит с согласным в слабой позиции? (Он оглушается)
- Какие слова требуют проверки? (Слова I группы)
- Молодцы! Ваша работа помогла превратить мышей в лошадей. Откроем другую страничку. Мачеха дала новое задание: «Выбери букву и докажи свой выбор». Но сначала прослушайте стихотворение.

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

- Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. После согласного должен стоять сонорный звук.)
- Записывайте с комментированием, показывая букву веером.
- Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

Конспект урока

(Запись слов учащимися с комментированием)

- Как проверить парный согласный в слабой позиции.

Вывод учащихся: Изменить слово, чтобы буквы были перед гласным или перед сонорным.

- Вот и крысу мы смогли превратить в кучера. Вы очень хорошо работали ребята, настало время отдохнуть.

Физкультминутка

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая, отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

VI. Индивидуальная работа учащихся.

1.Прятки

2. Тест - 1 (15) «Как проверить оглушенный согласный» (Программа «Школьный наставник»).

Войти в программу вам поможет инструкция,которая лежит на парте.
В тесте читайте внимательно задание, будьте внимательны при выборе проверочного слова,пользуйтесь алгоритмом, опорой. Кто закончит работу за компьютером, будет выполнять задание по карточке. На карточке записаны два задания, вы выбираете любое.

- А сейчас прошу приступить к выполнению теста.

Тест - 1(15) . «Как проверить оглушенный согласный»

Задание. Каким словом можно проверить оглушенный согласный в двух других?

ДУБОК ДУБ ДУБКИ

лодка лодки лодочный
сосед соседка соседи
зубастый зуб зубки
замазка мазать мазать
лошадиный лошадка лошадь
юбки юбочка юбка
морковка морковочка морковь
шубка шуба шубки
хрупок хрупкий хрупко
дубок дуб дубки
глазки глазок глаз
ходка ходок находка
города город городской
ловкость ловок ловкий

Итоги теста:

- Кто выполнил тест без ошибок? У кого 1-2 ошибки?У кого больше 3 ошибок? (Учащиеся сигналят светофором.)
- Ребята, у кого больше 3 ошибок не переживайте мы еще будем работать над этой темой и ваши результаты улучшатся. Вы были внимательными и трудолюбивыми. И ваша хорошая работа помогла Золушке попасть на бал.

(Пока ребята путешествовали, на стенде происходили превращения и вывешивались иллюстрации: с каретой, лошадьми, кучером и встреча принца с таинственной незнакомкой.)

VII. Работа по карточке

Задание на выбор

1.Исправь ошибки. Озаглавь текст.

У Васютки ужки чутки.
Усы длинные, шупка шелковая.
Гласки огневые, кокти цепкие.
Ласкоф Васька, да хитер.
Днем на солнышке лежит и всё скаски говорит.

2. Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст.

Выпал пушистый ______ .
Весь _______ белый.
Ударил сильный _______ .
У дома намело большой _________ .
Наш _______ застыл.
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугроб/п, моро з/с, сад/т, пру д/т, моро з/с.

- Кто выбрал 1 текст?
- Кто выбрал 2 текст?
- А кто придумал название?
- Вы сдадите работу, а я проверю и узнаю, как вы с ней справились.

VII. Закрепление.

Парные согласные

VIII. Итог урока

- Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
- Если сомневаемся в написании парной согласной,что надо делать? (Проверять)
- Кто назовёт способы проверки?
- А кому мы сегодня помогли? (Золушке попасть на бал)
- Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

IX. Домашнее задание по выбору (ситуация выбора)

  • стр. 138 упр. 317 (учебник).

  • придумать рассказ с парными согласными.



© 2010-2022