Календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Москва "Просвещение",2009г.    Как один из этапов урока запланировано изучение  произведений ставропольских  писателей и поэтов. Выбор произведений соответствует региональной программе обучения литературе «Литература Ставропольского края".    Планирование состоит из следующих разделов: тема урока, региональный компонент, тип урока, формируе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л И Т Е Р А Т У Р А

7 класс

П/П

Тема урока

Региональный компонент

Формируемые понятия

Тип урока

Методы, используемые на уроке

В в е д е н и е. изображение человека как важ-нейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Изучение

нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, тестирование

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Предания

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, беседа, конспектирование статьи

Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мироного труда.

Мифологический эпос, былина

Изучение

нового материала

Слово учителя, комменти-рованное чтение, ответы на вопросы

В/Ч Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-фи-нский мифологический эпос.

В/Ч

Гипербола, руны

Мифологический эпос

Урок внеклассного чтения

Беседа, комментированное чтение, индивидуальное творческое задание

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Афористические жанры литературы

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, беседа по вопросам, аналогия

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Поучение

Изучение

нового материала

Слово учителя, комменти-рованное чтение, художес-твенный пересказ

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Летопись

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, индивидуальное творческое задание

М.В.Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на престол…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Ода

Изучение

нового материала

Слово учителя , беседа, выра-зительное чтение

Г.Р.Д е р ж а в и н. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, письменный ответ на вопрос, выразитель-ное чтение

А.С.П у ш к и н . Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». Мастер-ство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

Р/К В.Ащеу-лов «Памяти поэта»

№ 1

Лирика как род литературы

Изучение

нового материала

Слово учителя, выразитель-ное чтение, ответ на вопросы

А.С.П у ш к и н . «Медный всадник» Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в поэме.

Р/К Г.Фатеев «Автобус идет прямиком» № 2

Поэма

Изучение

нового материала

Комментированное чтение, индивид. творческое задание

А.С.П у ш к и н «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции.

Баллада

Изучение

нового материала

Слово учителя, ответы на вопросы, выразительное чтение

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

Р/Р

№ 1

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, словарная работа, состав-ление плана сочинения

А.С.П у ш к и н. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

Повесть как жанр эпоса

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Р/К Князев «Встречи с предками»

№ 3

Эпизод (развитие понятия)

Изучение

нового материала

Художественный пересказ, выборочное чтение

М.Ю.Л е р м о н т о в. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Р/К И.Кашпу-ров, В.Ащеу-лов. Стихи о Лермонтове. № 4

Сюжет (развитие понятия)

Изучение

нового материала

Доклад учащихся по биографии, выразительное чтение

Нравственный поединок Калашникова с Кири-беевичем и Иваном Грозным. Защита чело-веческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Образы гусляров и образ автора.

Фольклоризм литературы

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, составление цитатного плана

М.Ю.Л е р м о н т о в. «Когда волнуется желтеющая нива…» Проблемы гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

№ 1

Урок контроля

Тестирование

Н.В.Го г о л ь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

Р/К И.Чумак «Марьины ро щи» № 5

Изучение

нового материала

Слово учителя, коммен-тированное чтение

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Р/К Апана-сенко «Степная легенда»

№ 6

Литературный герой (развитие понятия)

Изучение

нового материала

Составление плана к образам произведения

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя «Тарас Бульба».

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, индивид творческое задание

Р/Р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: 1. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», 2. «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», 3. «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Р/Р

№ 2

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, словарная работа, состав-ление плана сочинения

И.С.Т у р г е н е в. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гумани-стический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказоа.

Пейзаж в произ-ведении (развитие понятия)

Изучение

нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выборочное чтение

И.С.Т у р г е н е в. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

Стихотворения в прозе.

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, аналогия, ответ на вопросы

Н.А.Н е к р а с о в. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Поэма как жанр лирики (развитие понятия)

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам

Н.А.Н е к р а с о в. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихии о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

Трехсложные раз-меры стиха (разви-тие понятия)

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, выразительное чтение

В/Ч А.К.Толстой. Слово о поэте. Истори-ческие баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Исторические бал-лады

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, индивидуальное творческое задание

М.Е.Са л т ы к о в -Ще д р и н. Слово о писателе. «Повесть о том как один мужик…» Сатирическое изображение нравственных по-роков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосход-ство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Сатира (начальное представление)

Изучение

нового материала

Аналитическая беседа, тест-опрос, выборочное чтение

М.Е.Са л т ы к о в -Ще д р и н. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Гротеск (начальное представление)

Изучение

нового материала

Творческий пересказ, индивид. задание

Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина.

№ 2

Урок контроля

Тестирование

Л.Н.Т о л с т о й. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Р/К Толстой на Кавказе

№ 7

Автобиографическое художественное произведение (раз-витие понятия)

Изучение

нового материала

Слово учителя, письменный ответ на вопрос

Главный герой повести. Л.Н.Т о л с т о й «Дет-ство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Герой-повествова-тель (развитие поня-тия)

Изучение

нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выборочное чтение

И.А.Б у н и н. Слово о писателе. «Цифры». Сло-жность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам

И.А.Б у н и н. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта.


Изучение

нового материала

Рассказ учителя, составление цитатного плана

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина».

Р/Р

№ 3

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, словарная работа, состав-ление плана сочинения

А.П.Ч е х о в. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Изучение

нового материала

Сообщения учащихся, комментированное чтение

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире.

Юмор и сатира (раз-витие понятия)

Изучение

нового материала

Выборочный пересказ, ответ на вопросы

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Изучение

нового материала

Индивидуальное творческое задание, беседа

В/Ч Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

В/Ч

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, коммен-тированное чтение, индивидуальное творческое задание

Стихи русских поэтов XIX века о родной при-роде. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста.

Миросозерцание, авторское настро-ение

Изучение

нового материала

Беседа по вопросам, выра-зительное чтение, анализирование

М.Г о р ь к и й. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Тема и идея произ-ведения (начальное представление)

Изучение

нового материала

Слово учителя, беседа по вопросам, выборочное чтение

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Портрет как сред-ство характеристики героя.

Изучение

нового материала

Творческий пересказ, инди-видуальное задание

Р/Р Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

Р/Р

Эпизод (развитие понятия)

Урок развития речи

Беседа по вопросам, художес-твенный пересказ, анали-зирование

В/Ч «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

В/Ч

Романтический характер

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, коммен-тированное чтение, индивидуальное творческое задание

В.В.М а я к о в с к и й. Слово о поэте. «Не-обычайное приключение … на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и об-щества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

Лирический герой, ритм и рифма (раз-витие представле-ния)

Изучение

нового материала

Слово учителя, словарная работа, выразительное чтение

В/Ч В.В.М. а я к о в с к и й. «Хорошее отноше-ние к лошадям». Два взгляда на мир. Слож-ность и тонкость внутреннего мира лири-ческого героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

В/Ч

Тоническое стихо-сложение

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, выбо-рочное чтение, индивидуа-льное творческое задание

Л.Н.А н д р е е в. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

А.П.П л а т о н о в. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохо-жесть на окружающих людей.

Изучение

нового материала

Слово учителя, словарная работа, выразительное чтение

Внутренняя и внешняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Изучение

нового материала

Сообщения учащихся, комментированное чтение

В/Ч А.П.П л а т о н о в. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные и нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

В/Ч

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, коммен-тированное чтение, индивидуальное творческое задание

Р/Р Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Р/Р

№ 4

Композиция сочинения

Обучение сочинению

Беседа по вопросам, словарная работа, состав-ление плана сочинения

Б.Л.П а с т е р н а к. Слово о писателе. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Поэтический образ

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

№ 3

Урок контроля

Анализ стихотворения или эпизода

В/Ч Интервью с поэтом - участником Вов. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонов, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

В/Ч

Р/К Г.Фатеев «Молчат су-рово мрамор-ные плиты»

№ 8

Интервью как жанр публицистики

Урок внеклассного чтения

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ

Ф.А.А б р а м о в. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Литературные традиции в произведении.

Р/К И.Кашпу-ров «Я видел Ставрополь в картинах»

№ 9

Литературные тра-диции

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, словарная работа, художественный пересказ

Е.И.Н о с о в. Слово о писателе. «Кукла». Нрав-ственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Целостный анализ

Изучение

нового материала

Слово учителя, словарная работа, выразительное чтение

Ю.П.К а з а к о в. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимо-выручка как мерило нравственности человека.

Изучение

нового материала

Сообщения учащихся, комментированное чтение

В/Ч Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

В/Ч

Пейзажная лирика (развитие понятия)

Урок внеклассного чтения

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ

А.Т.Т в а р д о в с к и й. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Лирический герой (развитие понятие)

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

В/Ч Д.С.Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как ду-ховное напутствие молодежи.

В/Ч

Публицистика, ме-муары как жанры литературы

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, коммен-тированное чтение, индивидуальное творческое задание

М.М.З о щ е н к о. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Р/К В.Белоу-сов «Девчон-ки тоже лю-ди» № 10

Изучение

нового материала

Сообщения учащихся, комментированное чтение

В/Ч Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский, «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

В/Ч

Урок внеклассного чтения

Беседа, выразительное чтение, художественный пересказ

Из литературы народов России. Р.Г а м з а- т о в. Рассказ о поэте. «Опять за спиною род-ная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Изучение

нового материала

Составление плана лекции учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Р.Б е р н с. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэти-ческая основа и своеобразие лирики Бернса.

Изучение

нового материала

Слово учителя, словарная работа, выразительное чтение

Дж.Г.Б а й р о н. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.

Изучение

нового материала

Сообщения учащихся, комментированное чтение

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Особенности жанра хокку (хайку).

Изучение

нового материала

Составл плана лекции учителя, беседа по вопросам, выраз чтение

Нравственные проблемы в произведениях за-рубежных писателей. О.Г е н р и. Слово о писа-теле. «Дары волхвов». Преданность и жерт-венность во имя любви.

Изучение

нового материала

Рассказ учителя, словарная работа, художественный пересказ

В/Ч Р.Д.Б р е д б е р и. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-преду-преждение. Мечта о победе добра.

В/Ч

рассказ-предупре-ждение

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам, коммен-тированное чтение, инди-видуальное творческ. задание

Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Задания для летнего чтения.




© 2010-2022