Модульный урок по темам Назывные односоставные предложения и Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в классе-комплекте 8-9

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"











УРОК ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В КЛАССЕ-КОМПЛЕКТЕ 8-9

Назывные односоставные предложения(8 класс)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс)










Автор работы

учитель русского языка и литературы

ОГКООУ «Санаторно-лесная школа Костромской области»

Аксенова Полина Аркадьевна

эл. адрес: [email protected]












Кострома 2015


УРОК ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА в классе-комплекте

8-9

Тема:

Назывные односоставные предложения(8 класс)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс)

ЦЕЛЬ: 8класс: познакомить учащихся с односоставными назывными предложениями; формировать умение отграничивать односоставные назывные от других односоставных предложений; совершенствовать умение нормативного использования их в речи.

9 класс: познакомить учащихся с придаточными изъяснительными; формировать умение отграничивать сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными от сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и обстоятельственными; совершенствовать умение нормативного использования их в речи.

ЗАДАЧИ:

Личностные:

- освоение личностного смысла учения;

- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

- осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

- развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и

преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной

форме;

- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

- сотрудничество в совместном решении проблемы;

- развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

8 класс

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с односоставными предложениями с главным членом подлежащим;

  • дать понятие об их значении;

  • ввести в активное употребление термин назывное предложение;

  • показать сферу употребления назывных предложений в речи.

2. Развивающие

а) в группе повторения:

- повторить пунктуационный разбор.

б) в группе развития речи:

  • развивать речь и память учащихся через работу с текстом публицистического стиля;

  • обогащать словарный запас детей;

  • совершенствовать умение давать монологический ответ в научном стиле речи.

в) в группе развития мышления:

  • совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

  • совершенствовать умение логически мыслить, рассуждать.

3. Воспитательные:

  • формировать интерес к предмету;

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитать ответственное отношение к учёбе.

9 класс

1. Образовательные:

-познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными;

-дать понятие об их значении (на какие вопросы отвечают, к чему относятся, чем присоединяются, для чего служат);

- ввести в активное употребление термин придаточное изъяснительное;

-показать роль союза-частицы ли в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, служащими для передачи косвенного вопроса.

2. Развивающие

а) в группе повторения:

- повторить пунктуационный и синтаксический разбор.

б) в группе развития речи:

  • развивать речь и память учащихся через работу с текстом публицистического стиля речи;

  • обогащать словарный запас детей;

  • совершенствовать умение давать монологический ответ с использованием лингвистических терминов.

в) в группе развития мышления:

  • совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

  • совершенствовать умение логически мыслить, рассуждать.

3. Воспитательные:

  • формировать интерес к предмету;

  • воспитать самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитать ответственное отношение к учёбе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Цель урока объяснения нового материала - изучить что-то. Определяется умение свободного владения тем материалом, который в знаниях был заложен. На уроках этого типа осуществляется триединый процесс, поэтому определено три группы задач.

Образовательные задачи представляют собой цепочку последовательных действий над содержанием образования, без которых цели не достичь. Развивающие задачи включают в себя повторение базового характера, развитие речи, развитие мышления, памяти и внимания и др. Воспитательные задачи актуальны на каждом уроке русского языка. В зависимости от ситуации, могут появляться новые задачи.

Структура урока.

1. Работа с текстом.

2. Базовое повторение.

Этот этап урока небольшой по объёму, так как новый материал обширен.

Повторяются предыдущие темы. Также актуализируются знания в области пунктуации.

3. Формулировка темы.

4. Целеполагание.

5. Самостоятельная работа над новым материалом.

На уроке необходимо сформировать понятие - назывное односоставное предложение (8 класс) и придаточное изъяснительное предложение (9 класс).

Особое внимание уделяется синтаксическим нормам. Дидактический материал на этом этапе урока выстраивается по мере нарастания трудностей. Предлагаются речевые упражнения на умение правильно использовать назывное (8 класс) и сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (9класс) предложения в речи.

6. Констатирующее закрепление. Это первичное закрепление, в ходе которого учитель должен добиться того, чтобы все ученики овладели знаниями.

На одном из этапов констатирующего закрепления, когда часть учеников освоила материал, проводится срез, дающий возможность ввести дифференцированные задания.

7. Тренировочное закрепление

На этой стадии закрепления совершенствуется комплекс умений, дидактический материал выстраивается с нарастанием трудностей, упражнения становятся комплексными. Закрепление ведётся от слова к тексту.

8. Творческое закрепление

Связано с упражнениями, которые имитируют ситуацию свободной речи. Если урок один на тему, то творческое закрепление может быть домашним заданием.

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Предлагается в дифференцированной форме и только по желанию учащихся.




Конспект урока по русскому языку в классе - комплекте (8, 9 классы.)

8 класс

9 класс

Тема: «Односоставное назывное предложение».

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным».

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Работа с текстом

Прочитайте текст. Какую проблему ставит перед читателями автор? Прокомментируйте проблему, выскажите свое мнение.

Текст

Цель жизни. В чем она состоит? Я думаю, что надо увеличивать добро в окружающем нас мире. А добро, по-моему,- это счастье всех людей. Оно слагается из многого. Каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Учись делать это с детства.

По Д.С.Лихачеву.

Определите, к какому стилю речи относится текст, и обоснуйте свою точку зрения. Какие синтаксические особенности публицистического стиля речи вы обнаружили в этом тексте.

3. Базовое повторение. Актуализация знаний

Выпишите односоставные предложения, определите их тип. Прокомментируйте.

Выпишите сложноподчиненные предложения, определите тип придаточного предложения. Прокомментируйте.


4. Определение темы и цели урока

В каких предложениях вы не смогли выполнить задание, почему?

Исходя из возникших затруднений, сформулируйте тему и цель урока.

5. Самостоятельная работа над новым материалом

Работа с учебником.

Чтение правила на стр. 120

Работа с учебником.

Чтение правила на стр.50

6. Констатирующее закрепление

Ответьте на следующие вопросы:

Из чего состоит грамматическая основа назывного односоставного предложения?

О чем сообщают назывные предложения?

В каких стилях речи используются?

Приведите примеры из упражнения 212.

Ответьте на следующие вопросы:

На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

К чему относятся?

Чем присоединяются?

Для чего служат?

В каких стилях речи используются?

Приведите примеры предложений с изъяснительными придаточными из упражнения 53.

Начертите схемы предложений 1, 9.

7.Тренировочное закрепление

Выполните упражнение 213.

Выполните упражнение 54, в первом предложении с косвенной речью в качестве средства связи используйте частицу ли.

8.Творческое закрепление

Выполните задание к упражнению 214.

Выполните упражнение 52.

9.Рефлексия

Подведем итоги работы на уроке.

Что узнали?

Чему научились?

Какие затруднения испытали?

Что осталось неясным?

10. Домашнее задание

Используя новые знания, полученные на уроке, напишите мини-сочинение на тему: «Что такое добро».(1 вариант).

(2 вариант)

Выполните упражнение 216. (8 класс)

Выполните упражнение 57. (9 класс)


© 2010-2022