Словообразование. Однокоренные слова и формы слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. 5 класс. Учитель Однорог Т.Н.

Тема урока: Словообразование.

Однокоренные слова и формы слов.

Цель урока: Продолжить знакомство с основными морфемами

языка и их ролью в процессе образования слов.

Задачи урока: Образовательно-развивающие

1.Научить определять значащие части слова.

2.Научить отличать однокоренные слова от форм слов.

3.Развивать логическое мышление учеников.

Воспитательные

1.Расширять кругозор учащихся.

2.Учить любить свой родной язык.

Оборудование: дидактические материалы, плакаты

На доске: Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он

скрипит под ногами.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2.Фронтальный опрос. Учитель: - Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос:»Что мы изучали в разделе «Фонетика»? в разделе «Лексика»?

Мы знаем, что слово состоит из звуков. Но ведь звуки можно подбирать самые различные,

разделить их на слоги, разбить на части. Но всегда ли нам будет понятно это слово? В каком случае оно приобретет значение, смысл? Из каких частей слова этот смысл складывается ?

Вы все знакомы с героиней книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный-чулок», маленькой фантазеркой и выдумщицей, которая придумала кукорямбу, придумала и стала её искать. Но ей не повезло «…кукорямба как сквозь землю провалилась…».

И понятно почему: ведь Пеппи сама придумала это слово, в котором есть звуки, есть слоги, его можно разбить на части, но такой части, которая имела бы хоть какой-то смысл , нет. В нем нельзя выделить какие-то значимые части, которые хоть как-то подсказали бы смысл. И наконец, можно ли сказать,что это слово образовано от какого-то другого слова? (Нет). А ведь с помощью морфем - частей слова, несущих определенный смысл , образуются новые слова.

3. Спишите, пожалуйста, предложение с доски: Вечером снег покрыл

все дорожки в лесу, и теперь он скрипит под ногами.

Выделите в нем грамматическую основу и сделайте схему предложения.

4. Скрипит. Что это за часть речи? Выделите корень в слове.

- скрип - А теперь давайте подберем однокоренные слова: скрипач. скрипка, скрипеть, скрипучий, проскрипеть.

Что общего у этих слов?

Как называются такие слова?

Одинаково ли у них лексическое значение?

А теперь скажите: «С помощью каких частей слова образовались новые слова? Что изменилось в значении слова?»

К каким частям речи они относятся?

5. Возьмите слово «скрип» и просклоняйте его. (Запись с выделением окончаний).

И.п. - скрип

Р.п. - скрипа

Д.п. - скрипу

В.п. - скрип

Т.п. - скрипом

П.п. - о скрипе

Чем отличаются эти слова? Будут ли они однокоренными? Что выражают окончания ? Придумайте и запишите словосочетания с данными словами.

Значит: изменение формы слова происходит путем замены окончания, при этом лексическое значение слова не меняется.

6. Пожалуйста, первый вариант даст форму слова береза, а второй вариант - березовый.

Скажите, пожалуйста, слово подберезовик будет однокоренным словом или это форма слова?

7 Для чего же служат части слов? Давайте назовем их (ответ ученика).

приставка ( для образования новых слов)

корень ( для образования новых слов)

суффикс ( для образования новых слов)

основа (для образования новых слов)

окончание ( для образования форм слов).

Итак, мы знаем, что у слов есть два значения: лексическое и грамматическое. Так что же меняется и что остается одним и тем же у однокоренных слов и форм слова?

Что конкретно меняется у форм слова? (Примеры).

Физ.минутка: А сейчас давайте сделаем привал и поиграем в слова. Игра называется «Подбери пару.» Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

Пол Ежи

Банк Оса

Яр Точка

Вол Кот

Зал Рот

Бой Марка

Сено Рис

Кипа Окно

Вес Вал

8. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

Учитель: - Мы с вами беседовали о значащих частях слова и формах слов.

10. Работа с учебником.

Упражнение № 358. Разделите лист на две половины и выпишите в одну часть однокоренные слова, в другую - формы слов (пропущенные буквы подчеркнуть, обозначив корни и части слов, где была пропущенная буква).

11. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Какие слова можно назвать однокоренными?

- Что получается, когда изменяется форма слова?

12. Задание на дом: параграф 58, упр. 359.

© 2010-2022