Занятие кружка по теме «Словосочетание. Управление. Согласование. »

Занятие кружка «Тайны русского языка»  в 5 классе по теме «Словосочетание. Согласование. Управление,» проведенного 21  марта 2014 года.Урок изучения нового материала. Это второй урок  знакомства с разделом «Словосочетание».На данном уроке  первый раз знакомятся с видами связи слов в словосочетании.,продолжается работа по нахождению главного и зависимого слова в словосочетании.Дети выделяют из предложения словосочетания, сами составляют  словосочетания.На уроке используется презентация. Все предл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие школьного кружка «Тайны русского языка» в 5-х классах Тема:"Словосочетание.Согласование.Управление" ("Весенние"словосочетания")

Цели и задачи занятия:

-продолжить знакомство со словосочетаниями;

-находить главное и зависимое слово;

-различать именные и глагольные словосочетания;

- знакомство с видами связи слов с с/с (управление,согласование);

-сформировать умение выделять словосочетания из предложений,самим составлять с/с;

-воспитывать любовь к родной природе,к слову,к русскому языку

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.

Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании

Эпиграф

Учиться надо весело!

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться

Ход урок

  1. Организационный момент

II. Проверка изученного

1.Опрос.

Для встречи с раннею весной

Сошлись все части речи

И стали спорить, кто важней,

А, значит, кто из них нужней...

-А как думаете вы, ребята? (все части речи важны и нужны)

- Какие части речи вы знаете?

-На какие группы делятся?

-Назовите самостоятельные части речи.

-Назовите служебные части речи.

-Как называется третья группа?

-Какой раздел науки о языке изучает части речи?(морфология)

2.Игра "Слова какой части речи спрятаны?"

-Сейчас поиграем. Вы должны угадать, слова какой части речи спрятаны.

-Прочитайте деформированные слова, укажите род.

1 группа

обкола (облако) ср.р.

розом (мороз) м.р.

насио (осина) ж.р.

ляпона (поляна) ж.р.

киконь (коньки) ----

2 группа

няревде(деревня) ж.р.

лоябко (яблоко) ср.р.

лимана (малина) ж.р.

бузар (арбуз) м.р.

киконь (коньки) ---

-Почему не смогли определить род сущ. коньки? (имеет форму только мн. ч.)

3.-Назовите существительные-названия овощных культур, которые употребляются только в ед. числе

-Кто больше вспомнит?

(морковь,картофель,лук,капуста,горох,чеснок,свекла...)

Вывод:

-Дать определение существительного.

(Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

4.Игра "Укажи "лишнее" слово"

-Найдите лишнее слова (называю слова)

-Садик, посадить, садовод, посадка, (Посадить)

-Почему это слово лишнее?

-Дать определение глагола.

(Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

5.Игра "Укажи "лишнее" слово"

-Найди лишнее слово (сердце, солнце, ясный) (ясный)

- Почему это слово лишнее?(прилагательное)

-Еще почему мы считаем это слово лишним?(нет непроизносимого согл.)

- Дать определение прилагательного.

(Прилагательное-часть речи,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ?чей?)

6. Проверка домашней творческой работы.

-Ребята, вы дома к существительному весна подобрали прилагательные - эпитеты.

-Что такое эпитет? (Художественное определение)

Весна

Красивая,яркая,нежная,

Солнечная, радужная,

Голубоглазая,светлая,

Ароматная,приветливая,

Теплая,ледоходная,

Звонкая,певучая,

Дождливая, плакучая,

Лучезарная,лазурная,

Веселая,влюбленная...

-Что получилось?(Словосочетания)

-Хотя нас сегодня весна совсем не радует.

На доске-прекрасная весна

Ш.Новая тема.

1.Определение темы урока

-Значит ,о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о словосочетании)

-Что вы знаете о словосочетании из уроков русского языка?(Словосочетание-два и более слов, связанных по смыслу и грамматически;

с/с состоит из главного и зависимого слова;

-Какие бывают словосочетания? (Именные,глагольные,наречные)

-Какие с/с называем именными?(гл. слово-имя сущ.,прил.,мест., числит.)

-Какие с/с называем глагольными? Примеры.

-Какие с/с называем наречными?

- В каком разделе науки о языке изучаются с/с (Синтаксис)

2. Историческая справка: Синтаксис. Это слово заимствовано из греческого языка. Буквально значит:"построение","сочетание","порядок".Это раздел грамматики, который изучает строение и значение с/с, предложений, текста.

3.Стихотворение

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначение,

Я вам всегда помочь готов

Их слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетания,

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания. (П.Чесноков)

4.Игра. Составь словосочетания.

-Даны слова: душистая,весною,черемуха,расцвела.

-Постройте с/с (душистая черемуха, расцвела весною.) Предложение:Черемуха душистая весною расцвела)

-Кто автор этих строк?(С.А. Есенин)

Ш. Знакомство с новой темой.

- Мы знаем виды словосочетаний. А что о с/с мы еще не знаем?(Как же связываются слова в с/с?)

-Вот о чем сегодня поговорим. Слайд 1

1.Согласование

-Как же связаны слова в с/с" черемуха душистая"?

- Определите род, число, падеж слов в данном с/с.

(Жен.р.,ед.ч.,Им.п.) п.)
-Что можете сказать о словах в данном с/с?(в одной грам. форме)

-Такая связь слов в с/с называется согласованием.

А)-Послушайте веселый рассказ о сочинительной связи( Камрон, Эльза, Вика)

-Однажды несколько слов разговорились между собой о своей жизни в предложениях...

-В чем зависимое слово согласуется с главным в выделенных с/с?(согласуется в роде, числе и падеже)

- Как называется такой способ связи?( согласование).

Б)-Выпишите с/с, связанные по способу согласование, указав главное и зависимое слово. Объясните орфограммы.

Стоят кудрявые бере...ки. Слайд 2

Кружатся с ж...лтыми листьями. Слайд 3

Идет теплый дож...ь. Слайд 4

Распускаются красные розы. Слайд 5

кудрявые березки.

с желтыми листьями.

теплый дождь.

красные розы. Слайд 6

2.Управление

А) Объяснение учителем.

Запах цветов.

-Что можете сказать о зависимом слове данного с/с?

(стоит в Р.п.,т.к. отвечает на вопрос чего?)

Учитель:если зависимое слово стоит в падежной форме, кроме И.п., такая связь слов в с/с называется управлением, потому что главное слово управляет, командует.

Б)Чтение рассказа об управлении.

В) Вывод.

IY. Закрепление.

1. -Запишите словосочетания, указав главное и зависимое слово, и определите падеж зависимого слова:

осв...щается со...нцем(Т.п.) Слайд 7

любить зиму (В.п.) Слайд 8

соб...рать ягоды (В.п.) Слайд 9

грибы р...стут(это предложение) Слайд 10

-Почему не назвали последний пример?(это гр. основа) Слайд 11

-Что не является с/с?

2. -Выпишите словосочетания, которые связаны по способу согласования:

Мелькает желтый лист на зелени дерев, Слайд 12

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

(И.Греков)

Желтый лист

На нивах золотистых

Зрелые плоды

В садах тенистых

3. Тестирование

  • 1.Укажите словосочетания,построенные на основе согласования:

  • А) ужасный ветер ;Слайд 13
    Б) расстилаться по равнине ;
    В) вершина ели;
    Г) у горного ручья;
    Д) шел по дороге.

  • 2..Укажите словосочетания,построенные на основе управления:

  • А)весна пришла Слайд 14

  • Б)поют в роще;

  • В)упадут на землю;

  • Г)узкую тропинку;

  • Д)теплые дни

Y.Итоги занятия. Слайд 15

- Делаем основные выводы по теме сегодняшнего занятия

-Так что же такое словосочетание?

-Какие бывают с/с?

-Как связаны слова в словосочетании?

-Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?

- Что не является с/с? ( грамматическая основа предложения и однородные

члены предложения)

YI.Рефлексия. Слайд 16

-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

-Выбираете соответствующий цвет(Оранжевый-да,сиреневый-нет)

Слайд 17








© 2010-2022