Урок чтения в 5 классе коррекционной школ ы VIII вида по теме К. Паустовский «Кот Ворюга»

Тема урока: Рассказ «Кот -ворюга» К.Паустовского. Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского. Задачи: Образовательные: 1.Познакомить учащихся с рассказом К.Паустовского «Кот-ворюга» 2.Формировать умение анализировать художественное произведение. Развивающие: 1 Развивать навыки выразительного чтения. 2 Развивать и обогащать речь учащихся (через связанные высказывания). Воспитательные: 1Воспитывать любовь к животным. 2 Приобщать учащихся к литературным произведениям. Коррекционные: 1 Развивать произвольное внимание. 2 Корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся. Оборудование: учебники, мультимедиа-презентация, портрет писателя Речевой материал: отчаяние, кукан. плотвица , лаз, шиворот , подпалины. Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания, оценивание. - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? (1 и 2 группа-пересказ 3 главы А.Толстого «Желтухин», 3 группа-выразительное чтение) (спросить 2-3 человек) 3.Основная часть 4. Заключительная часть урока. - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор? - О чем он заставил нас задуматься? - С какими новыми словами познакомились? 5.Оценивание работы учащихся на уроке. 6.Домашнее задание: 1и 2 группы- читать, отвечать с 1-4 вопросы 3 группа – выразительное чтение. - На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением Паустовского «Кот-ворюга». .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Рассказ «Кот -ворюга» К.Паустовского.

Цель: познакомить учащихся с творчеством К.Паустовского.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с рассказом К.Паустовского «Кот-ворюга»

2.Формировать умение анализировать художественное произведение.

Развивающие:

1 Развивать навыки выразительного чтения.

2 Развивать и обогащать речь учащихся (через связанные высказывания).

Воспитательные:

1Воспитывать любовь к животным.

2 Приобщать учащихся к литературным произведениям.

Коррекционные:

1 Развивать произвольное внимание.

2 Корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся.

Оборудование: учебники, мультимедиа-презентация, портрет писателя

Речевой материал: отчаяние, кукан. плотвица , лаз, шиворот , подпалины.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Раз, два, три - слушай и смотри,

- Три, два, раз - мы начнём сейчас!

2. Проверка домашнего задания, оценивание.

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом?

(1 и 2 группа-пересказ 3 главы А.Толстого «Желтухин», 3 группа-выразительное чтение) (спросить 2-3 человек)

3.Основная часть

- сообщение темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского. Обратите внимании на портрет писателя . Каким он кажется вам человеком? Обратите внимание на его глаза. Какие они? (ответы детей)

- Да, ребята, перед нами открытый, добрый , проницательный и очень мудрый человек.

Прежде чем мы познакомимся с его произведением, давайте послушаем сообщение Насти Слободенюк о жизни и творчестве этого писателя.

(Настя знакомит с биографией писателя)

Родился Константин Паустовский(1892-1968)родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Когда он учился в 6 классе, отец оставляет семью, и юному Косте пришлось зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

Учился в Киеве: в гимназии и университете. Поменял множество профессий - был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге.

Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Когда на фронте погибли два старших брата. Константин возвращается в Москву к матери, но через некоторое время снова начинает скитальческую жизнь. Очень много путешествовал, но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе , природа - это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя добрый след.

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.

Первые рассказы Паустовского напечатали в 1912 году, он был тогда ещё гимназистом.

Паустовский писал и для взрослых , и для детей. Его произведения рассказываю о природе и людях , о связи людей с природой.

- Ребята, вспомните и скажите, а какие произведения этого автора вам уже знакомы из начальных классов («Первый снег», «Заботливый цветок»). Но это не все произведения, который написал этот замечательный автор. Обратите внимание на выставку книг, которая представлена здесь.

(«Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок»)

-Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого автора. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов. Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота (ворюга)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Г.Паустовского "Кот - ворюга"

- Как вы думаете, что означает это слово «ворюга», о ком так говорят? (ответы детей)

- Перед тем, как послушать произведение, проведём словарную работу

-словарно-лексическая работа.

- В тексте нам встретятся незнакомые слова. Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы - хором.

Отчаяние Кукан Плотвица Лаз. Шиворот Подпалины.

- Ребята, а как вы понимаете значение этих слов?

- А вот какое объяснение этим словам даёт толковый словарь. Прочитайте.

- первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

- А сейчас немного отдохнем и проведем физминутку для глаз с нашим котом.

- физминутка

- работа по содержанию рассказа

- За какие проделки так назвали кота?
-Давайте вспомним, каким был кот в начале рассказа и в конце.
-Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
- Давайте попробуем составить литературный портрет кота - ворюги.

- Как вы думаете, а что входит в понятие портрет? (Портрет - это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. А в литературном портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.)

- Каким вы увидели кота в начале рассказа. Найдем в тексте описание внешности кота и зачитаем.
Портрет
Рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, белые подпалины на животе, нахальные глаза
Поведение, характер
Обворовывал, ловко прятался, потерял совесть, бродяга, бандит, бандитские проделки, грозно выл, отчаянный поступок, ужасающий вой, босяцкие выходки, притворно выл, как подземный дух, ругался под домом, издавал хищное щёлканье, вцепился мёртвой хваткой, отчаянно упирался, характер такой с детства.

- Как вы думаете, а как автор относится к коту?( в словах автора мы слышим удивление, а в конце рассказа- восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, совершил благородный поступок- наказал петуха, воровавшего кашу)

- В рассказе К. Паустовского кот внешне преобразился. А какие изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям.)

- Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок - прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)

- вторичное чтение рассказа

- А сейчас давайте с вами еще раз прочитаем этот рассказ по цепочке.

(чтение рассказа детьми по цепочке)

4. Заключительная часть урока.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор?

- О чем он заставил нас задуматься?

- С какими новыми словами познакомились?

5.Оценивание работы учащихся на уроке.

6.Домашнее задание:

1и 2 группы- читать, отвечать с 1-4 вопросы

3 группа - выразительное чтение.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением Паустовского «Кот-ворюга».

.







© 2010-2022