Урок русского языка в 5 классе Второстепенные члены предложения. Определение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Второстепенные члены предложения. Определение.

Цель: Сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения, обучить алгоритму нахождения в тексте, дать понятие о разных способах выражения определений. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация, печатный материал.

Ход

1. Организационный момент.

Приветствие, запись числа в тетради.

2. Рефлексия

-Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (члены предложения)

-На какие две группы делятся члены предложения? (на главные и второстепенные)

-Что вы знаете о грамматической основе предложения?

(это подлежащие и сказуемое)

-Дайте определение подлежащего.

-Дайте определение сказуемого.

-Как называются предложения, состоящие только из главных членов?

(нераспространённые)

-Чем распространяются предложения? (второстепенными членами)

-С каким ВЧП вы познакомились вчера на уроке? (с дополнением)

-Как нужно находить дополнение?

Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. В карточках, которые лежат у вас на партах, работаем по заданию №1. Найдите главные и известные вам второстепенные члены. Сделайте разбор предложения по членам.

Каждому предложению соответствует буква. В тетради сделайте цифровую запись от 1 до 4. Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится имя существительное мужского рода.

Задания теста:

  1. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.

  2. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным

3. Укажите предложение, в котором две грамматические основы

4. Укажите предложение, по цели высказывания - вопросительное, а по эмоциональной окраске - невосклицательное.

Взаимопроверка по ключу.

1 вариант СТУК 2 вариант КУСТ

Кто получил «5», «4», «3»? (дети поднимают руки)

3. Словарно-орфоэпическая работа.

- Некоторым ребятам было дано задание узнать толкование слова. Они зачитают лексическое значение, а вы отгадаете эти слова. На доске открывается запись:

МУЗЕЙ [з] КАРНАВАЛ КОСТЮМ

Прочитайте слова. Запишем их в словари.

Составьте предложения с этими словами.

4. Наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала.

4.1. На доске открывается запись:

В музее хранятся костюмы.

-Сравните с другим предложением:

В нашем краеведческом музее хранятся башкирские национальные костюмы.

-В чем отличие двух предложений?

-Какие члены предложения придают точность, полноту выразительность высказыванию?

-Как называются эти ВЧП?

-Нам необходимы знания по определению? (на доске последовательно открывается запись алгоритма нахождения определения в тексте).

-От какого слова они зависят? - от существительного.

-Что обозначают? - признак предмета (лица).

-На какой вопрос отвечают? - какой? чей?

-Чем выражены? - прилагательным, местоимением, существительным в косвенном падеже.

-Запишите тему урока. Работа с теорией. Чтение параграфа.

Прослушайте и запишите небольшое четверостишие, которое поможет вам находить определения в тексте.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? и какой? - ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

4.2. Физминутка.

5. Отработка полученных знаний, умений, навыков.

-Запишите предложение (один учащийся работает у доски). Найти ГО, ВЧП.

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. В них отражается народная мудрость.

5.1. Работа в группах по вариантам (задание №2)

Найти и подчеркнуть определения, указать слово, от которого зависит. Проверка. Все согласны?

5.2. Выполнение упражнения №273. Задание: прочитать, ответить на вопросы, списать 2 часть, подчеркнуть определения.

Сравните определения - синонимы:

Снежные шапки - шапки снега.

Чем они выражены? В чем сходны и чем различаются? Найдите в тексте другой пример определения, выраженным существительным в родительном падеже.

Это несогласованное определение.

О них вы узнаете на следующем уроке.

Проверка. У кого такой же результат?

6. Домашнее задание. Упражнение. Записать, разобрать по членам предложения.. Составить схему 1 и 4 предложений.

7. Обобщение, итоги.

Что нового узнали на уроке?

8. Выставление оценок за урок.



2

© 2010-2022