Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9-м классе

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Цель: формирование умений находить, анализировать и строить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания, самостоятельно делать выводы, совершенствование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:


1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.

- Тема нашего урока «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них». Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока (например, научиться определять спп с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания).


  1. Актуализация знаний.

- Сегодняшний урок хочу начать со слов русского поэта Владимира Александровича Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

- Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и начнем с синтаксической разминки.

2.1. Синтаксическая разминка с фронтальным опросом:

- Перед вами карточки-задания №1.

1) Прочитайте предложение и определите, какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

2) Начертите схему предложения.

- Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить, какое это предложение: простое или сложное и какое предложение называется сложным. (Подчеркнуть грамматическую основу предложения, сложное предложение состоит их двух и более простых предложений: желаете выделить, привести, дать; надо использовать.

- На какие группы делится СПП? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

- Определите тип придаточного предложения (обстоятельственное условия)

(Учащиеся разбирают предложение, чертят схему, определяют вид придаточного предложения - условия) (Если … ), [ … ]


  1. Объяснение нового материала.

- Ребята, как мы уже сказали, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными. А какие члены предложения мы называем однородными (отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения). Возможны три вида: ссп с последовательным, параллельным и однородным подчинением.

- Запишите предложение (учащийся (Даша) работает у доски):

Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться - Подчеркните грамматическую основу, назовите вид придаточных предложений (Синцов не мог узнать; поезд пойдет; предстояло отправляться; придаточная изъявительная и придаточная определительная).

- Составьте схему. [ гл… ], (когда … ), (с которым … )

- Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

- Очень часто при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются союзы: что и если, что и когда, так что и хотя, чтобы правильно расстановить знаки препинания, необходимо обозначить границы простых предложений.

- Запишите предложение (учащийся (Катя Ж.) работает у доски):

Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит.

- Подчеркиваем грамматическую основу: я зачитался; услышал; понял; кто звонит).

- Составляем схему [ …до того ], (что, (когда … ),…), (кто…)

- Какое предложение главное, какие союзы. Итак, при сочетании данных союзов запятая между частями сложного предложения ставится.

- Если же за придаточным предложением следует вторая часть союза то, запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Рассмотрим на примере:

- Запишите предложение (учащийся (Настя А.) работает у доски):

Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. [ … ], (что (если …), то…).

У нас после придаточного предложения следует вторая часть союза то. В данном случае запятая не ставится.

- Обратите внимание на правило в учебнике на с. ………..


  1. Первичное закрепление (у доски).

4.1. - Запишите предложения под диктовку, подчеркните грамматическую основу, определите вид придаточных, составьте схему у доски работают учащиеся):

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. [ … ],(что …) и (что…)- придаточные изъяснительные (я верю, ничто не проходит и шаг имеет значение) - однородное подчинение.

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего думать (последовательное).

[ … ], (что …, (если…), …) - придаточная изъяснительная и придаточная условия (старик предупредил, погода улучшится, думать) - последовательное подчинение.


  1. Работа по учебнику:

Упр. …………… письменно


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, ребята, мы познакомились с СПП с несколькими придаточными, рассмотрели виды подчинения.

- Я думаю на уроке еще одно сокровище русского языка открылось перед нами, а как вы думаете, зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными? (чтобы сделать речь более краткой и понятной)
- Наше знакомство с СПП с несколькими придаточными не закончено, на последующих уроках мы продолжим изучение СПП с несколькими придаточными и научимся расставлять знаки препинания в данных предложениях.

6. Оценивание.

7. Домашнее задание.

§ 27, упр.239

Эпиграф:

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

В.А.Луговской



Карточка-задание №1.


  1. Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

  1. Начертите схему предложения.

Карточка-задание №1.


  1. Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

  1. Начертите схему предложения.

Карточка-задание №1.


  1. Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

  1. Начертите схему предложения.

Карточка-задание №1.


  1. Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

  1. Начертите схему предложения.

Карточка-задание №1.


  1. Прочитайте предложение и определите какое оно:

Если желаете выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

  1. Начертите схему предложения.


© 2010-2022