Урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение. С русским воином через века…. Тип урока: контрольно-обобщающий. Цели урока: (вырабатываются вместе с учениками). образовательные: 1. проверить прочность усвоения темы, 2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных; развивающие: 1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся; 2. операций сравнения, сопоставления; 3. коммуникативные способности учащихся; воспитательные: 1. вырабатывать ответственность за выполненную работу; 2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание. Оборудование: • символика Российского государства (герб, знамя, гимн), • доклады о ветеранах, солдатах, • выставка книг, сочинений, • тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы. Вступительное слово учителя: Среди множества традиционных и вновь приобретённых праздников есть один особый – 23 февраля, День Защитника Отечества. Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок, который я назвала «С русским воином через века…» Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы. Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах мы будем повторять тему «Имя прилагательное». 1. Говоря о нашей Отчизне, её защитниках, мы повторим виды орфограмм. 2. Попытаемся приводить примеры только по заданной теме, развивать свою речь. 3. Будем воспитывать в себе гражданина своей страны, учиться развивать чувство патриотизма. На доске - эпиграф к уроку. Прочитаем. Расставим недостающие знаки препинания и назовём прилагательные. Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Учитель: Откуда это четверостишие? (гимн Рос. Федерации). -Что такое гимн? Обратимся к нашим консультантам. Консультант: "Гимн – торжественная песня , принятая как символ государственного или социального единства. Учитель: Выпишем словосочетания торжественная песня, государственное единство. С какой орфограммой мы здесь встретились? (Н-НН в прилагательных), выделяем суффиксы, объясняем.( образовались от существительных при помощи суффикса ЕНН). -Добавьте ещё несколько словосочетаний на данное правило. Ученики: священная война, Отечественная война, правительственная комиссия, военная служба, длинные солдатские вечера., минное поле. Учитель: Теперь назовите правило, когда пишется Н в прилагательных. (кожаный ремень, деревянный ствол автомата). Следующий символ России – Герб. Обратимся к консультантам. Консультант: "Герб – это отличительный знак государства, города, сословия. Учитель: запишем предложение, определим степень прилагательного. Двуглавый орёл – один из древнейших символов. (простая превосходная форма прилагательного). На доске написано четверостишие. Выразительно прочитаем его. Мать-земля родная наша, В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет. Задание: графически выделить суффиксы , подчеркнуть прилагательные как члены предложения.(один ученик работает на доске). Теперь обратимся к флагу. Консультант: "Флаг - официальный символ власти . В апреле 1896 г .Министерство юстиции постановило , что государственным должен считаться бело-сине-красный и никакой другой флаг. Запишем словосочетания: Флаг бело-сине-красный, Военно-морской флот., доброжелательный человек. Объяснить слитное написание и постановку тире, рассказать правило. Учитель : Если говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, ВЕЛИКОДУШИЕ, БЛАГОРОДСТВО. Задание: образовать от данных существительных – имена прилагательные и сделать разбор по составу. (СМЕЛЫЙ, ВОЛЕВОЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ.) Дадим лексическое значение словам мужественный, благородный, великодушный. Обратимся к консультантам : К. № 1. Мужественный – обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности. К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. К. № 3. Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами. Запишем предложение: 1. Солдат в словах горд, в делах твёрд. Подчеркните грамматическую основу. Обоснуйте свой ответ. На столе у каждого ученика лежит листок с небольшим текстом: Задание: 1. Раскройте скобки . Объяснить правописание прилагательных. 2. Сделайте морфологический разбор любого прилагательного. 3. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля. Какие-то (не)определённые человеческие тени , контуры зданий, (не)вероятные машины проносились перед нами. Третий день пути по (не)знакомому лесу ознаменовался (не)ожиданным происшествием. Свалившись после (не)удачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание. Сразу ощутил он с (не)бывалой силой и истощение, и (не)человеческую усталость , и ... (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»). Проверяем. С какой орфограммой вы встретились? (Слитное и раздельное написание НЕ ). Проверяем, объясняя правила написания. Прослушайте следующие предложения и скажите, как вы будете писать НЕ с прилагательными 1.Ненастная погода мешала лётчику передвигаться. 2.Он хотел встретить не вражеских солдат, а русских. 3.Им овладело совсем не приятное чувство. Теперь обратимся ещё к одной орфограмме: О-Ё после шипящих. 1.Больш…е наступление ожидалось в дремуч..м лесу. 2.Свинц..вые пули проносились над головами. 3.В годы войны полк берёг кумач..вое знамя. 4.Нам больш..го счастья не надо, чем жить в мирное время. Зачитываем, проверяем. Сделаем выводы: Имя прилагательное-часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? В предложении чаще всего бывает определением или сказуемым. Изменяется по родам, числам, падежам. Прилагательное имеет разряд (качественный, относительный, притяжательный). Некоторые прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения( они в предложении являются сказуемыми). Учитель Записываем домашнее задание (разноуровневое): 1ур.- ответить на вопросы учебника 2 ур.- выписать из книг пословицы или выражения писателей на тему «Моя малая Родина». (ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ. РОДИНА-МАТЬ ,УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ) 3 ур.- Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки. Рефлексия. Учитель: остались ли вопросы по данной теме? Всё ли понятно? Чьи ответы понравились? Выставление оценок. Закончить урок я хочу строчками из стихотворения. А. ДРАТ. «ДОПРИЗЫВНИКУ». Не послал ещё военкомат Той повестки с именем твоим. Не вручён тебе твой автомат- Он сегодня с кем-нибудь другим. Слов Присяги в звонкой тишине Перед строем ты не произнёс. Отчий дом не увидал во сне. И наряды сутками не нёс. Не подшиты подворотнички… Не ведётся счёт солдатских дней… И на складе вещевом значки Ждут грядущей доблести твоей. ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение.

С русским воином через века….

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели урока: (вырабатываются вместе с учениками).

образовательные:

  1. проверить прочность усвоения темы,

  2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;

развивающие:

  1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;

  2. операций сравнения, сопоставления;

  3. коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  1. вырабатывать ответственность за выполненную работу;

  2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

Оборудование:

  • символика Российского государства (герб, знамя, гимн),

  • доклады о ветеранах, солдатах,

  • выставка книг, сочинений,

  • тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы.

Вступительное слово учителя:

Среди множества традиционных и вновь приобретённых праздников есть один особый -

23 февраля, День Защитника Отечества.

Поэтому сегодня мы проводим интегрированный урок, который я назвала «С русским воином через века…»

Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.

Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах мы будем повторять тему «Имя прилагательное».

  1. Говоря о нашей Отчизне, её защитниках, мы повторим виды орфограмм.

  2. Попытаемся приводить примеры только по заданной теме, развивать свою речь.

  3. Будем воспитывать в себе гражданина своей страны, учиться развивать чувство патриотизма.

На доске - эпиграф к уроку. Прочитаем. Расставим недостающие знаки препинания и назовём прилагательные.

Россия священная наша держава,

Россия любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Учитель: Откуда это четверостишие? (гимн Рос. Федерации).

-Что такое гимн? Обратимся к нашим консультантам.

Консультант: Гимн - торжественная песня , принятая как символ государственного или социального единства.

Учитель: Выпишем словосочетания торжественная песня,

государственное единство.

С какой орфограммой мы здесь встретились? (Н-НН в прилагательных),

выделяем суффиксы, объясняем.( образовались от существительных при помощи суффикса ЕНН).

-Добавьте ещё несколько словосочетаний на данное правило.

Ученики: священная война, Отечественная война, правительственная комиссия,

военная служба, длинные солдатские вечера., минное поле.

Учитель: Теперь назовите правило, когда пишется Н в прилагательных.

(кожаный ремень, деревянный ствол автомата).

Следующий символ России - Герб. Обратимся к консультантам.

Консультант: Герб - это отличительный знак государства, города, сословия.

Учитель: запишем предложение, определим степень прилагательного.

Двуглавый орёл - один из древнейших символов.

(простая превосходная форма прилагательного).

На доске написано четверостишие. Выразительно прочитаем его.

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Задание: графически выделить суффиксы , подчеркнуть прилагательные как члены предложения.(один ученик работает на доске).

Теперь обратимся к флагу.

Консультант: Флаг - официальный символ власти . В апреле 1896 г .Министерство юстиции постановило , что государственным должен считаться бело-сине-красный и никакой другой флаг.

Запишем словосочетания: Флаг бело-сине-красный, Военно-морской флот., доброжелательный человек.

Объяснить слитное написание и постановку тире, рассказать правило.

Учитель : Если говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ, МУЖЕСТВО, ВЕЛИКОДУШИЕ, БЛАГОРОДСТВО.

Задание: образовать от данных существительных - имена прилагательные и сделать разбор по составу.

(СМЕЛЫЙ, ВОЛЕВОЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ.)

Дадим лексическое значение словам мужественный, благородный, великодушный.

Обратимся к консультантам :

К. № 1. Мужественный - обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности.

К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

К. № 3. Великодушный - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Запишем предложение: 1. Солдат в словах горд, в делах твёрд.

Подчеркните грамматическую основу. Обоснуйте свой ответ.

На столе у каждого ученика лежит листок с небольшим текстом:

Задание: 1. Раскройте скобки . Объяснить правописание прилагательных.

2. Сделайте морфологический разбор любого прилагательного.

3. Определите тип и стиль речи. Назовите признаки этого стиля.

Какие-то (не)определённые человеческие тени , контуры зданий, (не)вероятные машины проносились перед нами. Третий день пути по (не)знакомому лесу ознаменовался (не)ожиданным происшествием. Свалившись после (не)удачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание. Сразу ощутил он с (не)бывалой силой и истощение, и (не)человеческую усталость , и боль в ногах.

(Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»).

Проверяем. С какой орфограммой вы встретились? (Слитное и раздельное написание НЕ ).

Проверяем, объясняя правила написания.

Прослушайте следующие предложения и скажите, как вы будете писать НЕ с прилагательными

1.Ненастная погода мешала лётчику передвигаться.

2.Он хотел встретить не вражеских солдат, а русских.

3.Им овладело совсем не приятное чувство.

Теперь обратимся ещё к одной орфограмме: О-Ё после шипящих.

1.Больш…е наступление ожидалось в дремуч..м лесу.

2.Свинц..вые пули проносились над головами.

3.В годы войны полк берёг кумач..вое знамя.

4.Нам больш..го счастья не надо, чем жить в мирное время.

Зачитываем, проверяем.

Сделаем выводы: Имя прилагательное-часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? В предложении чаще всего бывает определением или сказуемым.

Изменяется по родам, числам, падежам.

Прилагательное имеет разряд (качественный, относительный, притяжательный).

Некоторые прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения( они в предложении являются сказуемыми).

Учитель

Записываем домашнее задание (разноуровневое):

1ур.- ответить на вопросы учебника

2 ур.- выписать из книг пословицы или выражения писателей на тему «Моя малая Родина».

(ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ. РОДИНА-МАТЬ ,УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ)

3 ур.- Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки.

Рефлексия.

Учитель: остались ли вопросы по данной теме? Всё ли понятно? Чьи ответы понравились?

Выставление оценок.

Закончить урок я хочу строчками из стихотворения.

А. ДРАТ.

«ДОПРИЗЫВНИКУ».

Не послал ещё военкомат

Той повестки с именем твоим.

Не вручён тебе твой автомат-

Он сегодня с кем-нибудь другим.

Слов Присяги в звонкой тишине

Перед строем ты не произнёс.

Отчий дом не увидал во сне.

И наряды сутками не нёс.

Не подшиты подворотнички…

Не ведётся счёт солдатских дней…

И на складе вещевом значки

Ждут грядущей доблести твоей.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

© 2010-2022