Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Роль орфографии и пунктуации в письменном общении (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА


Рассмотрено

На заседании творческой группы «__________»

Протокол от_________№___

«__»____________20__г.

_________________________

Согласовано

Зам.директора школы «__»____________20__г.

__________________

/___________________/

Утверждено

Директор школы

Курнавина И. А.

Приказ №__ от ____________

_________________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


факультатива по русскому языку в 9 классе

«Роль орфографии и пунктуации в письменном общении»

Составлена в соответствии с программой элективных курсов по русскому языку для 7 - 9 классов, автор Львова С. И., М.: Мнемозина, 2009г

(базовый уровень)

Автор рабочей программы Жирнова Светлана Юрьевна


Срок действия программы 1год

Количество часов в год

1ч. х 34нед.=34 часа














Елизарово

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Язык в речевом общении». Программа нацеливает на углубленное изучение возможностей русского языка. Основное внимание на занятиях уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи - такой путь анализа усваивается на занятиях. Повторяются и углубляются сведения из области орфоэпии, интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. Развивается правильность, выразительность и точность речи.

Курс нацелен на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное восприятие речи, печатного слова, грамотное, логическое, точное выражение мысли в устной и письменной речи.

Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.

Основные цели и задачи курса

-изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;

-овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань;

-уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств.

Программой предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания факультатива

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

-формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

-включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Формы и средства контроля

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы (рассказ по собственным впечатлениям, эссе, описание иллюстрации к произведению);

- проведение практикумов.











































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Устное и письменное общение между людьми.

1



2

Возникновение и развитие письма как средства общения

1



3

Особенности письменной речи. Использование средств письма для передачи мысли.

1



4

Зрительное восприятие текста, совершенствование текста. Деловая игра «Юный лексикограф».

1



5

Практическая работа № 1. Тестирование.

1



6

Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания.

1



7

Особенности речевого этикета при письменном общении (SMS сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

1



8

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета.

1



9

Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

1



10

Орфография. Роль орфографии в письменном общении, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

1



11

12

Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетический, морфологический, исторический ).

2



13

Звукобуквенные орфограммы. Правописание морфем.

1



14

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв.

1



15

Перенос слова. Дифференцирующие написания.

1



16

Основные правила графического сокращения слов, использование их на письме.

1



17

Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов.

1



18

Трудные случаи орфографии.

1



19

Пунктуация. Сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации.

1



20

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация.

1



21

22

Разделы пунктуации: ЗП в конце предложения; ЗП внутри ПП.

2



23

24

ЗП между частями СП.

2



25

26

ЗП при передачи чужой речи; ЗП в связном тексте.

2



27

28

Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.

2



29

Способы оформления на письме прямой речи.

1



30

31

Знаки при прямой и косвенной речи, цитирование.

2



32

Практическая работа № 3

1



33

Справочники по русскому правописанию, работа с ними. Сопоставительный анализ словарей.

1



34

Практическая работа № 4.

1




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- принципы написания слов;

- основные функции знаков препинания;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

- оформлять на письме прямую речь, уметь заменять её косвенной.


© 2010-2022