Доклад «Дидактические пути повышения эффективности обучения творческим работам слабовидящих учащихся»

  Организация работы над изложением.  Одним из видов работы по развитию связной речи учащихся является изложение. Это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.  Изложения как вид учебной деятельности занимают особое место в развитии связной речи учащихся.   Подготовительная работа к изложению слабовидящих учащихся включает выработку у учащихся понимания психологии действующих в учебном рассказе лиц, их поступков, их отношения к окружающему и оценки автором происходящего.  Обуче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с отклонениями в развитии специальная

специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат №4

городского округа Тольятти



ДОКЛАД

« Дидактические пути повышения эффективности

обучения творческим работам слабовидящих

учащихся».


Подготовила учитель русского языка

и литературы

Ильясова Светлана Валерьевна.


г. Тольятти 2013 год.

Организация работы над изложением.

Одним из видов работы по развитию связной речи учащихся является изложение. Это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

Изложения как вид учебной деятельности занимают особое место в развитии связной речи учащихся.

Подготовительная работа к изложению слабовидящих учащихся включает выработку у учащихся понимания психологии действующих в учебном рассказе лиц, их поступков, их отношения к окружающему и оценки автором происходящего.

Обучение сжатому изложению- сложная и трудоёмкая задача, требующая определённой системы знаний и приёмов в руководстве умственной деятельностью слабовидящих учащихся.

Главными из таких приёмов являются следующие:

  1. Обучение слабовидящих школьников умениям выделять в тексте логические части (микротемы) и определять опорные моменты для передачи содержания.

  2. Показ приобретения умений излагать кратко основные мысли автора при помощи разных видов сжатия текста.

Памятка к работе над планом изложения.

Учитель должен обучить слабовидящих школьников очень важному умению составлять планы к изложению и сочинению.

Составление плана- сложный мыслительный процесс, который предполагает оперирование понятиями, образующимися благодаря обобщению данных чувственного опыта.


  1. Посмотри, отражена ли в плане основная мысль текста.

  2. Правильно и полно отражено содержание текста в заголовках плана, выделены ли в нём главные моменты содержания.

  3. Соблюдена ли логическая последовательность пунктов плана.

  4. Обрати внимание на формулировки заголовков ( их краткость, выразительность, как они отражают содержание).

  5. Правильно ли сформулированы те или иные заголовки текста.

Формирование оценочных умений.

Систематическое выполнение учебных письменных заданий творческого характера (изложений и сочинений) ,их анализ и оценка учителем постепенно подводят учащихся к усвоению критериев, по которым оценивают такого рода работы.

Алгоритм к оценке изложения.

  1. Внимательно прочитай работу.

  2. Удачно ли подобран заголовок изложения (текста).Обосновать своё мнение.

  3. Определи, правильно ли составлен план изложения:

а) последовательность и логичность пунктов плана;

4. Соответствует ли содержание изложения составленному плану

а) отражена ли основная идея рассказа, насколько полно она решена в изложении;

б) удачно ли придумано начало и конец изложения (если было такое задание).

  1. Удачно ли языковое оформление содержания изложения.

  2. Твоя оценка (самооценка) данного изложения и её обоснование ( оцени работу в баллах).

Экскурсии в природу - средство речевого развития.

Экскурсии в природу являются прекрасным средством обучения слабовидящих учащихся искусству видеть, слышать, чувствовать и делиться своими впечатлениями от увиденного в творческих работах.

Главной задачей таких экскурсий является формирование зрительных и словесных образов, повышение и развитие сенсорной культуры слабовидящих учащихся.

Учитель должен стремиться через полноценное восприятие учащимися природы развит мышление и речь слабовидящих школьников.

Кинофильмы по развитию речи.

Познанию природы, скрытых в ней явлений, процессов, закономерностей, способствуют кинофильмы по развитию речи.

Основное назначение технических средств в школах для слепых и слабовидящих в сообщении школьникам необходимой информации о предметах и явлениях окружающей действительности. Чтобы успешно усвоить содержание фильма нужно учителю заранее подготовить систему вопросов для выявления усвоения содержания просмотренного фильма; организовать повторный просмотр фильма (чтобы уточнить полученные учащимися представления).


Обучение рассуждениям и отзывам.

Обучение рассуждениям проводится на уроках русского языка, и прежде всего при взаимооценке ответов и творческих работ. Весьма эффективно использовать алгоритм.

Алгоритм может иметь следующий вид:


  1. Определи главную мысль своего сочинения.

  2. Подбери убедительные, развёрнутые доказательства, расположи их последовательно.

  3. Раскрой содержание каждого утверждения (доказательства).

  4. Сформулируй своё сочинение.

  5. Озаглавь своё сочинение.

По мере овладения учащимися данными умениями учитель заменяет алгоритмические предписания более обобщённой формой записи композиции сочинения- рассуждения:


  1. Главная мысль (тезис).

  2. Доказательство (аргументы).

а) Во-первых,..............

б) Во-вторых,..............

в) В- третьих,..............

  1. Вывод (заключение).

Пользуясь этой схемой, учащиеся легче овладевают необходимым уровнем умений.

Памятка к работе над отзывом о прочитанной книге.


  1. Что особенно тебе понравилось в произведении?

  2. Кто из героев и почему привлёк твоё внимание?

  3. Как, по-твоему, автор относится к этим героям?

  4. Что хотел сказать автор своим произведением?

Целесообразно начинать обучение рецензированию с анализа изложений, т.к. этот жанр более доступен для учащихся. Затем предлагаются изложения с творческим заданием, выполняемые школьниками на уроках развития речи. После того слабовидящие учащиеся начинают работать над рецензией на рассказы, написанные ими по заданному началу или концу, а только затем для рецензирования используются сочинения разных жанров.

© 2010-2022