Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ урока п/п

урока

по теме

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Дата

(план)

Дата

(факт)


Введение (1час)

1

1

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.

Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты.


Повторение изученного в 5-7 классах (6 часов)

2

1

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.

3

2

Знаки препинания в сложных предложениях.

Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи.

Уметь отличать простое предложение от сложного.

4

3

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Знать основные орфографические нормы.

Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи.

5-6

4-5

Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи.

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи.

7

6

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5- 7 классах».

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам


Словосочетание и предложение (10 часов)

8

1

Основные единицы синтаксиса.

Текст как единица синтаксиса.

Знать основные разделы русского языка.

Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений.

9

2

Предложение как единица синтаксиса.

Знать: особое свойство предложения (соотнесенность с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения.

Уметь: отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из них предложения.

10

3

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний.

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.

Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи.

11

4

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний.

Знать типы связи слов в словосочетании

12

5

Синтаксический разбор словосочетания.

Знать: план синтаксического разбора словосочетания.

Уметь: делать разбор словосочетания, оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям

13

6

Зачёт по теме «Словосочетание».

Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания.

Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам

14

7

Простое предложение. Грамматическая

(предикативная) основа предложения.

Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.

Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксиче­ский разбор простого предложе­ния.

15

8

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения.

16-17

9-10


РР Описание памятника культуры

(сочинение - описание по картине).

Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, вы­бирать жанры, уместно исполь­зовать изобразительно-выразительные средства языка, соблю­дать нормы русского литератур­ного языка на письме.


Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (18 часов)

18

1

Главные члены предложения. Подлежащее.

Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием

Знать и пояснять функцию глав­ных членов, находить и характе­ризовать подлежащее и сказуе­мое в предложении, определять способы выражения подлежаще­го.

19

2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Знать виды сказуемого.

Уметь находить и характеризовать ска­зуемое в предложении, согласо­вывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы вы­ражения простого глагольного сказуемого.

20-

21

3-4

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Знать структуру составного гла­гольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное гла­гольное сказуемое, различать со­ставные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного ска­зуемого, сопоставлять предло­жения с синонимичными сказуе­мыми разных видов.

Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого, определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого о.

22

5

Тире между подлежащим и сказуемым

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, при­менять правило на практике, ин­тонационно правильно произно­сить предложения.

Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения.

23-

24

6-7

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения «

Анализ контрольной работы.

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

25

8

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

Знать роль второстепенных членов предложения.

Уметь определять роль второстепенных членов предложения; завершать предложения прямыми дополнениями.

26

9

Определение.

Знать основные признаки и функции определения (согласованных и несогласованных).

Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласован­ные, определять способы их вы­ражения.

27

10

Приложение. Знаки препинания при нём.

Знать основные признаки и функции приложения.

Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи.

28-

29

11-12

Обстоятельство.

Знать основные признаки и функции обстоятельства.

Уметь различать виды обстоя­тельств по значению, определять способы их выражения, исполь­зовать обстоятельства в речи

30

13

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Знать основные признаки и функции всех членов предложения.

Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения.

31-

32

14-15

РР Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека.

Уметь составлять текст такого вида, использовать язы­ковые средства, соблюдать на письме литературные нормы

33

16

Повторение по теме «Двусоставные предложения».

Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

34-35

17-18

Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения».

Анализ контрольной работы.

Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении.


Односоставные предложения (11 часов)

36

1

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.

Знать структурные особенности односоставных предложений. Знать структурные особенности и особенности употребления на­зывных предложений,

Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структу­ре сложного предложения.

37

2

Определённо-личные предложения.

Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить опреде­ленно-личные предложения.

38

3

Неопределённо-личные предложения.

Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выраже­ния сказуемого в этих предложе­ниях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении.

Уметь их использовать в собственных высказываниях, за­менять двусоставные предложе­ния синонимичными односостав­ными.

39

4

РР Инструкция.

Знать синтаксические особенности официально-делового стиля.

Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения.

40

5

Безличные предложения.

Знать структурные особенности безличных предложений, спосо­бы выражения сказуемого, осо­бенности употребления в речи.

Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи.

41

6

РР Рассуждение.

Знать основные признаки публицистического стиля, тип речи рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста.

Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типоло­гические особенности рассужде­ния, отбирать аргументы, со­блюдать нормы рус­ского литературного языка.

42

7

Неполные предложения.

Знать структурные особенности и функции неполных предложений.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назна­чение, пунктуационно оформлять неполные предложе­ния на письме, отграничивать структуру неполных предложе­ний от односоставных.

Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения

43

8

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Знать структурные особенности и функции односоставных предложений.

Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений

44

9

Повторение по теме «Односоставные предложения»

Знать особенности и функции односоставных предложений.

Уметь пользоваться двусостав­ными и односоставными предло­жениями; определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.

45-

46

10-

11

Контрольная работа по теме

«Односоставные предложения».

Анализ контрольной работы.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии


Однородные члены предложения (10 часов)

47

1

Простое осложненное предложение

Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложения.

Знать об осложненном предложении.

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении.

48

2

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация в них.

Знать особенности и функции однородных членов предложения.

Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

49

3

Однородные и неоднородные определения.

Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.

Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложени­ях с однородными и неоднород­ными определениями.

50

4

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных чле­нах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контраст­ности, уступительности и несоот­ветствия.

51-

52

5-6

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отноше­нию к однородным членам, пра­вильно ставить знаки препина­ния, составлять схемы предложе­ний с обобщающими словами при однородных членах.

53

7

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Уметь различать предложения с обобщающими словами при од­нородных членах и предложения с составным именным сказуе­мым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксиче­ский разбор предложений с однородными членами

54

8

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Уметь опознавать, строить и чи­тать предложения с однородны­ми членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая ин­тонационные особенности пред­ложений.

55-

56

9-

10

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами».

Анализ контрольной работы.

Уметь на письме соблюдать основные ор­фографические и пунктуацион­ные нормы. Уметь применять изученные орфограммы, анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.


Предложения с обособленными членами (8 часов)

57

1

Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них

Иметь представление об обо­соблении.

Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, ин­тонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастны­ми и деепричастными оборотами.

58-59

2-3

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений

Знать условия обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь опознавать условия обо­собления определений, интона­ционно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуаци­онном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обо­собленные определения в тек­стах разных стилей и типов.

60-

61

4-5

РР Рассуждение на дискуссионную тему

(упр. 302)

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его ком­позиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориен­тируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосно­вывать свое мнение

62

6

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Знать основные условия обособ­ления приложений, интонацион­но правильно произносить пред­ложения с обособленными при­ложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

63-64

7-8

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Знать условия обособления и функции обстоятельств.

Уметь определять условия обо­собления обстоятельств, выра­женных деепричастным оборо­том и одиночным деепричасти­ем, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препи­нания при обособлении обстоя­тельств, использовать в речи деепричастный оборот, правиль­но строить предложения с ними, уметь заменять их синонимич­ными конструкциями.


Предложения с уточняющими обособленными членами

(6 часов)

65-66

1-2

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.

Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.

67

3

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

68

4

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами».

Уметь определять и выделять на письме обособленные второсте­пенные члены, определять сход­ство и различие между обособле­нием согласованных и несогласо­ванных определений, отличать в обособлении согласованные оп­ределений и приложения, разли­чать в обособлении определения, выраженные причастным оборо­том, и обособленные обстоятельст­ва, выраженные деепричастным оборотом.

69-

70

5-6

Контрольная работа по теме

«Обособленные члены предложения». Анализ контрольной работы.

Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях.

Уметь определять и выделять на письме обособленные второсте­пенные члены


Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (11 часов)

71-

72

1-2

Обращение. Назначение обращений

Иметь представление об обраще­нии за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобра­зительная функция обращения), уметь характеризовать синтакси­ческие, интонационные и пунктуа­ционные особенности предложе­ний с обращениями.

73

74

3-4

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Знать группы вводных конструк­ций по значению, понимать роль вводных слов как средства вы­ражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определенные отношения к вы­сказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и чле­ны предложения.

75

5

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Знать значения вводных слов, их стилистические функции.

Уметь употреблять в речи ввод­ные предложения с целью вне­сения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расши­рения описания предмета; пра­вильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями

76

6

Вставные слова, словосочетания и предложения

Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.

Уметь опознавать вставные конструкции, правиль­но читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.

77

7

Междометия в предложениях.

Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правиль­но читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предложений с междометиями

78

8

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанные с членами предложения.

Знать и уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

79

9

Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями, вставными конструкциями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; находить их в тексте.

80

10

Контрольная работа по теме

«Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с вставными конструкциями, обращениями. Междометия в предложении».

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, осуществлять самоконтроль.

81

11

Анализ контрольной работы.

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.


Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

(12 часов)

82

1

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Способы передачи чужой речи.

Знать основные способы пере­дачи чужой речи.

Уметь вырази­тельно читать предложения с прямой речью, правильно ста­вить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

83

2

Прямая и косвенная речь.

Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и кос­венную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обос­новывать постановку знаков пре­пинания при прямой речи.

Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.

84

3

Прямая речь.

Уметь: находить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам.

85

4

Диалог.

Знать понятие «диалог», обос­новывать постановку знаков пре­пинания при диалоге.

Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.

86-88

5-7

РР Рассказ.

РР Изложение.

Знать типологические особенности текста повествовательного характера.

Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы.

89

8

Цитата и знаки препинания при ней.

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.
Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них.

90

9

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

91

10

Повторение по теме «Чужая речь». Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы, использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи.

92

11

Контрольная работа по теме «Чужая речь».

Уметь грамотно употреблять предложения с чужой речью.

Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог.

93

12

Анализ контрольной работы.

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.


Повторение пройденного в 8 классе (9 часов)

94-

95

1-2

Синтаксис и морфология.

Уметь соблюдать орфографиче­ские, грамматические и лексиче­ские нормы при построении сло­восочетаний разных видов, син­таксические нормы - при пост­роении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.

96-97

3-4

Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с одно­родными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновы­вать выбор знаков препинания.

98-99

5-6

Синтаксис и культура речи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

Уметь соблюдать орфографиче­ские, грамматические и лексиче­ские нормы при построении сло­восочетаний разных видов, син­таксические нормы - при пост­роении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.

100

7

Итоговая контрольная работа (изложение с элементами сочинения)

Уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновы­вать выбор написания букв в словах, правильно ставить знаки препинания, произ­водить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунк­туационно оформлять предло­жения с прямой речью, с косвен­ной речью, передавать услышанное, строить текст разных стилей и типов.

101

102

8-9

Синтаксис и орфография. Соблюдение основных орфографических норм.

Анализ контрольной работы.

Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновы­вать выбор написания букв в словах.



© 2010-2022