- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гусакова Ю.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока п/п
№
урока
по теме
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
Дата
(план)
Дата
(факт)
Введение (1час)
1
1
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире.
Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты.
Повторение изученного в 5-7 классах (6 часов)
2
1
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.
Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.
3
2
Знаки препинания в сложных предложениях.
Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи.
Уметь отличать простое предложение от сложного.
4
3
Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Знать основные орфографические нормы.
Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи.
5-6
4-5
Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи.
Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи.
7
6
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5- 7 классах».
Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам
Словосочетание и предложение (10 часов)
8
1
Основные единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса.
Знать основные разделы русского языка.
Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений.
9
2
Предложение как единица синтаксиса.
Знать: особое свойство предложения (соотнесенность с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения.
Уметь: отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из них предложения.
10
3
Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний.
Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.
Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи.
11
4
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний.
Знать типы связи слов в словосочетании
12
5
Синтаксический разбор словосочетания.
Знать: план синтаксического разбора словосочетания.
Уметь: делать разбор словосочетания, оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям
13
6
Зачёт по теме «Словосочетание».
Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания.
Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам
14
7
Простое предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения.
Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.
Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения.
15
8
Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации.
Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения.
16-17
9-10
РР Описание памятника культуры
(сочинение - описание по картине).
Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств.
Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (18 часов)
18
1
Главные члены предложения. Подлежащее.
Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием
Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего.
19
2
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Знать виды сказуемого.
Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.
20-
21
3-4
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.
Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого, определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого о.
22
5
Тире между подлежащим и сказуемым
Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.
Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения.
23-
24
6-7
Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения «
Анализ контрольной работы.
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
25
8
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.
Знать роль второстепенных членов предложения.
Уметь определять роль второстепенных членов предложения; завершать предложения прямыми дополнениями.
26
9
Определение.
Знать основные признаки и функции определения (согласованных и несогласованных).
Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения.
27
10
Приложение. Знаки препинания при нём.
Знать основные признаки и функции приложения.
Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи.
28-
29
11-12
Обстоятельство.
Знать основные признаки и функции обстоятельства.
Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи
30
13
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Знать основные признаки и функции всех членов предложения.
Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения.
31-
32
14-15
РР Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.
Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека.
Уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы
33
16
Повторение по теме «Двусоставные предложения».
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
34-35
17-18
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения».
Анализ контрольной работы.
Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении.
Односоставные предложения (11 часов)
36
1
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.
Знать структурные особенности односоставных предложений. Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений,
Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения.
37
2
Определённо-личные предложения.
Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений.
Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения.
38
3
Неопределённо-личные предложения.
Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении.
Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.
39
4
РР Инструкция.
Знать синтаксические особенности официально-делового стиля.
Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения.
40
5
Безличные предложения.
Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.
Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи.
41
6
РР Рассуждение.
Знать основные признаки публицистического стиля, тип речи рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения
Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста.
Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка.
42
7
Неполные предложения.
Знать структурные особенности и функции неполных предложений.
Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.
Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения
43
8
Синтаксический разбор односоставного предложения.
Знать структурные особенности и функции односоставных предложений.
Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений
44
9
Повторение по теме «Односоставные предложения»
Знать особенности и функции односоставных предложений.
Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями; определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.
45-
46
10-
11
Контрольная работа по теме
«Односоставные предложения».
Анализ контрольной работы.
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Однородные члены предложения (10 часов)
47
1
Простое осложненное предложение
Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложения.
Знать об осложненном предложении.
Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении.
48
2
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация в них.
Знать особенности и функции однородных членов предложения.
Уметь опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов
49
3
Однородные и неоднородные определения.
Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.
Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
50
4
Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия.
51-
52
5-6
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
53
7
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.
Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами
54
8
Повторение по теме «Однородные члены предложения»
Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.
55-
56
9-
10
Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами».
Анализ контрольной работы.
Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы. Уметь применять изученные орфограммы, анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками.
Предложения с обособленными членами (8 часов)
57
1
Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них
Иметь представление об обособлении.
Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.
58-59
2-3
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений
Знать условия обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов.
60-
61
4-5
РР Рассуждение на дискуссионную тему
(упр. 302)
Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение
62
6
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.
Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений
63-64
7-8
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
Знать условия обособления и функции обстоятельств.
Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.
Предложения с уточняющими обособленными членами
(6 часов)
65-66
1-2
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.
Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.
67
3
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.
68
4
Повторение по теме «Предложения с обособленными членами».
Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
69-
70
5-6
Контрольная работа по теме
«Обособленные члены предложения». Анализ контрольной работы.
Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях.
Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (11 часов)
71-
72
1-2
Обращение. Назначение обращений
Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
73
74
3-4
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.
75
5
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Знать значения вводных слов, их стилистические функции.
Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями
76
6
Вставные слова, словосочетания и предложения
Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.
Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.
77
7
Междометия в предложениях.
Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями
78
8
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанные с членами предложения.
Знать и уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
79
9
Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями, вставными конструкциями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; находить их в тексте.
80
10
Контрольная работа по теме
«Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с вставными конструкциями, обращениями. Междометия в предложении».
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии, осуществлять самоконтроль.
81
11
Анализ контрольной работы.
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
(12 часов)
82
1
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Способы передачи чужой речи.
Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.
83
2
Прямая и косвенная речь.
Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи.
Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.
84
3
Прямая речь.
Уметь: находить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам.
85
4
Диалог.
Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге.
Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.
86-88
5-7
РР Рассказ.
РР Изложение.
Знать типологические особенности текста повествовательного характера.
Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы.
89
8
Цитата и знаки препинания при ней.
Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.
Уметь опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них.
90
9
Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
91
10
Повторение по теме «Чужая речь». Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы, использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи.
92
11
Контрольная работа по теме «Чужая речь».
Уметь грамотно употреблять предложения с чужой речью.
Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог.
93
12
Анализ контрольной работы.
Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.
Повторение пройденного в 8 классе (9 часов)
94-
95
1-2
Синтаксис и морфология.
Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
96-97
3-4
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.
98-99
5-6
Синтаксис и культура речи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.
Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
100
7
Итоговая контрольная работа (изложение с элементами сочинения)
Уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, передавать услышанное, строить текст разных стилей и типов.
101
102
8-9
Синтаксис и орфография. Соблюдение основных орфографических норм.
Анализ контрольной работы.
Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах.