Урок развития речи в 5 классе по ФГОС

  Главные задачи урока – ознакомить ребят с особенностями письма как эпистолярного жанра, имеющего свою структуру  и стилистические особенности; в  процессе закрепления материала донести до учеников мысли о том, что в письмах    по-особому раскрывается внутренний мир человека, о том, как много они значили для людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вызвать у детей чувство гордости за солдата, а также сострадания ко всем павшим в войне с фашистами.   Тип урока: урок развития речи с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Калиновская сош

Ульяновской области Радищевского района

Методическая разработка урока по ФГОС

«О письме» 5 класс





















Автор: Шарохина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы




2014 г.

Урок развития речи « О письме»

Аннотация и пояснения к уроку: письмо, на материале которого построен данный урок, адресовано Плашенковой Марии Яковлевне, уроженке Горьковской области (с. Казарино). Там же прошла вся недолгая довоенная жизнь автора писем, Плашенкова Александра Яковлевича, 1923 года рождения, рядового, героически погибшего на подступах к Кёнигсбергу. Место написания письма неизвестно. Датировано оно 25 декабря 1942 г.

К уроку разработана презентация, поэтому по ходу будет указана нумерация слайдов.

Главные задачи урока - ознакомить ребят с особенностями письма как эпистолярного жанра, имеющего свою структуру и стилистические особенности; в процессе закрепления материала донести до учеников мысли о том, что в письмах по-особому раскрывается внутренний мир человека, о том, как много они значили для людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вызвать у детей чувство гордости за солдата, а также сострадания ко всем павшим в войне с фашистами.

Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения (по степени мыслительной активности): побуждающе-репродуктивные, частично-поисковые.

Технологии: проблемное обучение, РКМЧП.

Формы организации ПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

  1. Образовательные (познавательные): познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём (уровень знания).

  2. Развивающие: развивать навыки совместного целеполагания, развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; умения самостоятельно переформулировать предложения, формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).

  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.

  4. Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии, ощущать связь времён.

Техническое оснащение, оборудование, оформление)

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Презентация «О письме»

  • Раздаточный материал: (письмо девочки к бабушке и письмо солдата к сестре), карточки с названиями элементов письма: дата, приветствие, описание настроения, погоды, времени суток, пожелание или извинение, изложение о предметах или делах, интересующих того, кому вы пишете, описание своих мыслей и чувств, переживаний или проблем, интересующие вас вопросы, просьба, прощание и подпись, постскриптум; кроссворд; таблицы с наводящими вопросами для исследования письма, карточка «Самооценка работы», карточки с ролями «Хранитель времени», «Связист», «Оратор», «Организатор работы», самостоятельная работа «Проверяю, что я усвоил».

  • Нарисованный самовар для наглядности структуры письма: вступление, основная часть, заключение.

  • Музыкальное оформление

Сценарий урока.

1.Постановка проблемы. Актуализация (МОТИВАЦИОННАЯ)

Слайд 1.

  • Ребята, что вы видите на экране? (Криптограммы)

  • Что это такое? (Способ передачи информации в древности, когда ещё не было письменности. Делается вывод о том, что у человека всегда была потребность в передаче той или иной информации).

  • Можем ли мы догадаться, что здесь написано? (Наверное, нет.) Сегодня криптограммы по-другому называют тайнописью, а их расшифровкой занимаются специалисты-криптографы).

  • Какие ещё способы передачи информации в древности вам известны? (Дым, условные цвета и знаки, рисунки)

Слайд 2

  • Но дворе 21 век! А ведь условные знаки-рисунки, как в древности, заполонили мир вокруг нас в Интернете, телефонах, планшетах… Как вы думаете, о чем идёт речь? ( О смайликах)

  • Легко ли нам догадаться о том, что они обозначают? (Не всегда)

  • Давайте попробуем! ( Дети предлагают свои варианты)

Урок развития речи в 5 классе по ФГОСУрок развития речи в 5 классе по ФГОСУрок развития речи в 5 классе по ФГОСУрок развития речи в 5 классе по ФГОС

Ого! Я обиделась. Мне весело! Мне плохо.

Удивляюсь тебе! Мне грустно. Согласен (одобрение) Мне грустно.

Ну, ты даёшь! У меня всё плохо Всё хорошо! Я сейчас плачу

Урок развития речи в 5 классе по ФГОС Приходи (те) на чашку чая.

Слайд 3.

  • Где мы обычно используем смайлики? ( В СМС, при общении в Интернете)

  • В чём их недостаток ? (В неточности, в отсутствии человеческих эмоций, переживаний. Не нужно напрягать свой ум, чтобы выразить словами, например, грусть или недоумение. Отправил смайлик - и всё.)

Слайд 4.

  • Может ли раскрыть внутренний мир человека СМС? (Нет, конечно, ведь СМС - это сиюминутная мысль, короткая мысль, важная именно в данный момент.)

2. Совместное формулирование темы урока.

А что может? Отгадайте, о чём идет речь? У вас 2 подсказки.

Первая:

Слайд 5.

Порой они - открытия;

Порой они - события;

То их совсем не ждёшь,

То ждать перестаёшь.

Вторая:

Учитель исполняет первый куплет песни с пропущенным словом письмецо.

В мыслях я навещаю

Домик наш за рекой

Как живёшь ты, родная, сыну сердце открой.

К нежной, ласковой самой

__________ своё шлю

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

Догадались?

Слайд 6. О ПИСЬМЕ.

3. Актуализация (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) Совместное целеполагание.

Слайд 7. Хотите ли вы научиться писать письма?

Поставьте «плюсы» и «минусы» напротив вопросов.

Минусы и станут основными целями урока. Попробуйте их сами для себя сформулировать.

Вопросы

+

-

Знаю ли я, что такое эпистолярный жанр и в чём его особенности?

Знаю ли я правила оформления письма?

Знаю ли я, какие бывают письма?

Читал ли я письма с ВОВ?

Могу ли я по письму дать характеристику его автору?

4.«Открытие» новых знаний.

Слайд 8. В чём актуальность изучаемой сегодня темы?

Поработайте с толковыми словарями.

  • Что такое эпистолярный жанр?

  • Что такое письмо?

Слайд 9. «Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-нибудь».

  • Подберите однокоренные слова к слову письмо. А в словаре В.И.Даля можно найти слова письмовед и письмоводчик - устаревшие профессии; письмовник - книга, содержащая правила и примеры писем.

Слайд 10.

  • Какое в этом определении ключевое слово?(Текст!)

  • Что такое текст? (Текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Письмо пишется, чтобы его читали и перечитывали, а потом бережно хранили…

Слайд 11. Зачем на экране появился самовар? (это символическая подсказка, говорящая о трёхчастной композиции текста сочинения, а ведь письмо - тоже сочинение)

  • Работаем в группах. Перед вами образец письма девочки к бабушке.

26 июля.

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Я хочу, чтобы ты улыбнулась, получив моё письмо. Извини, что не писала тебе почти две недели.

За окном уже темно. Так ярко светит луна, громко поют за окном сверчки. Тепло-тепло. Мне так захотелось к тебе, на твою родную лавочку… Так захо-телось с тобой поговорить.

Ты спрашиваешь, как я провожу каникулы. Замечательно. Читаю интересную книгу, хожу с подружками на речку. По вечерам мы собираемся на спортплощадке и играем в мяч, а иногда в прятки. Правда, вчера я немного поссорилась со своей лучшей подружкой из-за ерунды. Надеюсь, что сегодня помиримся.

Бабушка моя любимая, у тебя в этом году много вишни? А сливы? Насуши нам, пожалуйста. Очень уж зимой вкусны компоты с твоими сушёными яго-дами.

Как твоё здоровье? А как поживают Барсик и Тузик? Тузик уже, наверное, подрос и стал сильнее лаять? Какая у тебя погода? Были ли дожди?

До свидания, моя дорогая бабулечка. Скоро мы к тебе приедем. Буду ждать от тебя ответ. Пиши!

Целую тебя. Твоя внучка Анютка.

PS: Завтра мы с друзьями из лагеря на школьном автобусе едем в музей. Сделаю много фотографий и всё тебе расскажу при встрече.


  • Сколько частей можно выделить в этом письме? Их названия пере-путались у вас на столе. Прикрепите их в нужной последователь-ности к самовару на доске. У вас получится структура (построение) письма.

  • «Ораторы» сделают выводы о структуре своих частей. Первая группа -вступление и заключение, вторая группа - основная часть.

Слайд 12

  • Какими бывают письма? Познакомьтесь в учебнике (с.101-102) с теоретическими сведениями.

  • Подведём итоги первого этапа урока. Проверим себя, выбрав один из видов самостоятельной работы: кроссворд или «Составление законченных предложений по теме»

Ключ:


6 п




2 о

б

р

а

щ

е

н

и

е


с



1 д

а

т

а



3 в

с

т

у

п

л

е

н

и

е

4 з

а

к

л

ю

ч

е

н

и

е

5 с

о

д

е

р

ж

а

н

и

е


и




п




т




у




м



Пустой кроссворд.


6




2




1



3

4


5

















Вопросы для кроссворда:

  1. Важная составляющая письма, которая обычно пишется в самом его начале.

  2. Этическими нормами диктуется его расположение посередине листа в начале письма.

  3. Может начинаться разнообразно: с пожелания или извинения, описания состояния или настроения, с каким пишется письмо, времени суток и т.д..

  4. Изъявление чувств преданности, почтения, прощание и подпись.

  5. Изложение о предметах, вещах и делах, интересующих адресата, переживаниях и мыслях автора.

  6. Знак, который иногда ставится после подписи в конце, когда письмо уже закончено, но о чём-то непременно нужно ещё упомянуть. (PS)

Ф.И.______________________

Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил».

Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу.

1. Письма бывают разные по своему предназначению:

А. его структуру (правила построения)

2. Чаще всего мы пишем письма своим

Б. утешаем, советуем, убеждаем, рассказываем о своих делах и проблемах

3. Мы пишем письма, чтобы

В. деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету…

4. В письмах мы чаще всего

Г. поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями

5. Особенностями эпистолярного жанра являются

Д. вопросительные и восклицательные предложения, разговорная лексика, обращения, лирический подтекст.

6.Чтобы научиться правильно писать письмо, нужно знать

Е. близким, знакомым, родным.

1

2

3

4

5

6

В

Е

Г

Б

Д

А

Слайд 13. Проверьте себя по ключу и поставьте оценки.

Слайд 14. Почему сегодня немодно писать письма?

Слайд 15.

5. Этап применения знаний (микроисследование).

«Читайте письма фронтовые - живую память горьких лет! Я их читаю как молитвы. Они несут нам Веры свет, »- так писал неизвестный поэт о фронтовых письмах. Образ бойца, писавшего письма с передовой, запечатлён на многих фотографиях военного времени, а момент получения письма дома - на известной картине Лактионова «Письмо с фронта». Слайд 16

Урок развития речи в 5 классе по ФГОСУрок развития речи в 5 классе по ФГОС

Советский солдат в Сталинграде Советский солдат пишет письмо в перерыве пишет письмо домой. между боями. Источник: visualrian.ru

Урок развития речи в 5 классе по ФГОСА.И.Лактионов «Письмо с фронта»

В годы войны они так много значили. Их ждали с нетерпением и затаённой тревогой. Одинаково дороги они были и бойцу, и тем, кто остался в тылу. Письма согревали. Они были поддержкой и радостью, долгожданной весточкой от самых дорогих и любимых.

Возвращаясь к задачам урока, мне хочется поставить перед вами проблемный вопрос, ответ на который вы сами попытаетесь найти в фронтовых письмах.

  • Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир (душа) человека?

Перед вами письмо с фронта.Слайд 17

Это своеобразное послание нам, людям из будущего, зачастую не задумывающимся о ценности мирной жизни, почти позабывшим о том, что такое письмо и как его писать. Эти письма писал с передовой Плашенков Александр Яковлевич, 1923 года рождения, рядовой, героически погибший на подступах к Кёнигсбергу. Место написания писем неизвестно. Адресованы они родной старшей сестре Мане, которая заменила ему маму, умершую ещё до войны.

Групповая работа: Слайд 18. Детям раздаются тексты письма и

таблички с наводящими вопросами. Учитель читает под музыку Ортнера «В каске земляника»

«25 декабря 1942 года. Письмо Марии Яковлевне от брата Александра. Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас. Сестра Маня, брат Миша и Лёша, всем вам посылаю свой сердечный красноармейский (пропущено слово привет). Сестра Маня, передавай по привету всем нашим сродникам и знакомым. Сестра Маня, письмо ваше получил 25 декабря, которое было писано 13 декабря. И на которое спешу дать ответ. Маня, я узнал, что дали хлеба в колхозе по 200 г. Сестра Маня, я тяте послал два письма, а от него не чаюсь получить ответ. Маня, пропиши свои налоги, какие, берут или нет мяса и картошку. Маня, у нас девок в армию взяли или нет? Маня, шлёт ли вам письма крёстная Маришка? Сейчас у нас предколхоза кто? И кто в нашей бригаде бригадиром? Сестра Маня, когда будет тот день, когда придётся с вами со всеми повидаться. Маня, если бы были крылья, хотя бы на часок прилетел домой и повидался с вами! Маня, передавай от меня пламенный привет всем моим товарищам. Первому другу Терёхину И.И. Сидоровау И, Тараскину М.Я. Сестра Маня, писать больше нечего. Я жив и здоров и того желаю и вам. Маня, пропишите, где сейчас находится Миткин И.А. Никак не могу от него получить… Буду ждать ответ, как кило конфет. Всему Плашенков. До свидания.»

Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы. 1 группа.

Наводящий вопрос

Цитата или ответ своими словами.

Вывод. Как это характеризует солдата? Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир человека?

1.Датировано ли письмо?

2.Упоминает ли солдат об обстановке на фронте?


3.Как он обращается к сестре? Сколько раз?

4. Кого ещё упоминает в письме?


5. Встречаются ли в письме просторечные слова (разговорная лексика)? Какие?



Лист с заданием для первой группы

Лист с заданием для второй группы

Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы. 2 группа.

Наводящий вопрос

Цитата или ответ своими словами.

Вывод. Как это характеризует солдата? Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир человека?

1. Чем особенно интересуется солдат? Почему?


2. Письмо написано 25 декабря, когда он получил письмо из дома, которое было написано 13 декабря. Письмо шло 12 дней. Солдат сразу же отвечает. О чём это говорит?


3.Какой элемент солдатского фольклора встречается в письме?


4.В какой фразе выражается тоска солдата по дому?

5.В письме он практически ничего не сообщает о себе, кроме одной фразы. Какой?


  • Заполните, пожалуйста, лист самооценки работы в группе, проставьте баллы от 1 до 3.

1.Я умею принимать и сохранять учебные задачи

2. Я умею читать текст и извлекать из него нужную мне информацию

3.Умею слушать и слышать товарищей

4.Умею чётко и ясно излагать своё мнение

Заполненная таблица (образец)

Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы.

Наводящий вопрос

Цитата или ответ своими словами.

Вывод

1.Датировано ли письмо?

Да.

Это знак уважения к читающим, а ещё точная дата ставилась для того, чтобы родственники точно знали, что в этот день их близкий человек был ещё жив.

2.Упоминает ли солдат об обстановке на фронте?

Нет.

Мужественный и сдержанный, не хочет, чтобы за него волновались.

3.Как он обращается к сестре? Сколько раз?

«Письмо Марии Яковлевне», Маня. 11 раз обращается к ней

Уважает старшую сестру, которая ему заменила мать, вежливый, очень её любит.

4. Кого ещё упоминает в письме?

Родственников (сродников), знакомых, крёстную, которую ласково называет Маришкой, а друзей вспоминает пофамильно.

Всех помнит, всех хочет упомянуть в письме, скучает и переживает за всех.

5. Встречаются ли в письме просторечные слова (разговорная лексика)? Какие?

Сродники

Писано

Не чаюсь

Девки

Повидаться Пропишите Тятя

Разговорная лексика - неотъемлемая особенность эпистолярного жанра. Её употребление говорит о том, что автор писем - простой деревенский парень.

6. Чем особенно интересуется солдат? Почему?

Делами в колхозе, почему на его письма не отвечает отец, где находится друг Миткин.

Автор письма хорошо знает заботы земляков, беспокоится за семью, потому что знает, что в тылу многие умирали с голоду. Показан неравно-ушным и заботливым братом, това-ищем. Очень скучает по деревне и хочет окунуться в деревенскую жизнь.

7. Письмо написано 25 декабря, когда он получил письмо из дома, которое было написано 13 декабря. Письмо шло 12 дней. Солдат сразу же отвечает. О чём это говорит?

Это говорит о том, что обстановка на фронте позволяла это сделать, либо о том, что даже в пекле войны боец находит время для письма на родину. Так дорога ему семья.

8.Какой элемент солдатского фольклора встречается в письме?

«Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас.»

«Буду ждать ответ, как кило конфет.»

Это говорит о бодром настроении бойца. А ещё - многие так писали, так было принято.

9 В какой фразе выражается тоска солдата по дому?

«Сестра Маня, когда будет тот день, когда придётся с вами со всеми повидаться. Маня, если бы были крылья, хотя бы на часок прилетел домой и повидался с вами!»

Очень тоскует, потому что соскучился по своим родным и товарищам.

10.В письме он практически ничего не сообщает о себе, кроме одной фразы. Какой?

Я жив и здоров и того желаю и вам.

Скромный.Слайд 19. Обмен полученной в ходе микроисследования информацией.

  • Чем же СМС или переписка в Интернете отличаются от письма? Во что человек вкладывает больше душевных переживаний? Почему?

(Выводы: во-первых, письмо пишется от руки. Почерк (торопливый, аккуратный, небрежный… ) многое может сказать о характере того, кто пишет или об обстановке, в которой пишется письмо, а подбор слов - о его отношении к вам; во-вторых, письмо - это текст, который пишется по особым правилам, в-третьих, в письме может раскрываться внутренний мир человека.)

Слайд 20. А теперь проверим, насколько эффективен был для вас урок. Что для этого нужно сделать? Вернуться к целям.

Вопросы

+

-

Знаю ли я, что такое эпистолярный жанр и в чём его особенности?

Знаю ли я правила оформления письма?

Знаю ли я, какие бывают письма?

Читал ли я письма с ВОВ?

Могу ли я по письму дать характеристику его автору?

Чем больше плюсиков, тем эффективнее для вас, ребята, прошёл урок.

Слайд 21.

6. Рефлексия.

Я узнал…

Я открыл для себя, что в письмах раскрывается…

Я учился рассуждать логически, когда…

Я учился делать выводы, когда…

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Было интересно работать в группе, потому что…

Теперь я …

Мне понравилось и запомнилось…

Я похвалил бы себя на уроке за…

Я похвалил бы товарища за…

  • ДЗ по выбору.

Написать письмо своему ровеснику в 1941-1945 год

Написать маме письмо-признание в любви.













© 2010-2022