Разные приемы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Разные приемы и методы работы на уроках русского языка и литературы Если мы решились устремиться к  возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.                                  Ш.А.  Амонашвили                                                                  2009, 2010, 2011…Один год сменяет другой, меняются приоритеты, внедряют в жизнь новые  реформы… Нововведения не обходят стороной и школьное образование. Общество ставит новые задачи перед учителем, первой указано воспитание «духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому яз... Процесс воспитания человека, личности долог и труден, требует напряженной работы как самого учителя, так  и ученика. Необходимо организовать работу так, чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое, проявлял свою индивидуальность;интеллектуально и нравственно развивался. Данные задачи могут быть реализованы, благодаря принципам гуманной педагогики Амонашвили, целью которой и является воспитание человека.  Вот некоторые методы и  приемы, которые я использую в своей работе. 1) Разноуровневые задания  позволяют ученику не боятся ответить, дают возможность проявить себя, так как могут выбрать упражнения на сообразительность, логику. 2) Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика и этимология слов» предлагается работа со словарем Даля, почему слово «свидетель пишется с «и», а не с «е», объясните значение слов «спасибо», «здравствуйте» и др.).  Такой вид работы формирует у учащихся навык  думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю. 3) Групповая работа по тексту («Человек на часах», 6 класс, урок по поэме «Мертвые души», глава третья, 9 класс, учащиеся в группах изучают тему, например «Роль интерьера в характеристике героя», «Речевые характеристики героя», «Роль пейзажа в произведении» и др.).   4) Ролевая игра на уроках обобщения и повторения изученного материала: «Объясни соседу по парте пройденную тему, если он не понял ее», таким образом ученик может выступить в роли учителя, объясняющего тему или проверяющего пройденный материал. Данные формы работы (групповая работа и ролевая игра)   позволяют осуществлять сотрудничество  учеников, развивать коммуникативные  умения,  исследовательские способности, чувство коллективизма, личной ответственности за результат;  в процессе работы в микрогруппах  выявляются личностные качества учащихся. 5) Поиск ответа на проблемный вопрос ( «Кто Андрий –предатель или глубоко любящий человек, готовый на все?», «Тарас Бульба» Гоголя Н.В., 7 кл.,«Согласны ли вы с мнением Печорина о том, что в дружбе один раб другого?», «Герой нашего времени» Лермонтов М.Ю., 9 кл. и т.п. Эти и другие неоднозначные вопросы позволяют ребенку высказаться свое мнение,  постараться аргументировать свою точку зрения, а другие учащиеся учатся слушать и слышать своего оппонента. Думаю, что формирование таких качеств у уче... 6) Рецензирование ответов ребят самими учащимися с аргументацией своего мнения (за анализ образов литературных героев, за работу  у доски, например, на уроке по русскому языку). Такой вид работы помогает вырабатывать навык объективности, честности, беспристрастности, что также немаловажно в современном обществе. 7) Сочинение стихов «буреме» ( по предложенным рифмам), создание стихов на заданные или вольные темы 8) Мини- сочинения  на заданную тему (например, лингвистическая  сказка «Почему местоимение местоимением называется?».Такой вид работы помогает ребятам усвоить правило, запомнить не механически, а осознанно и применять его на практике). 9) Инсценирование фразеологизмов, пословиц, басен помогает развитию образного мышления, раскрывает творческие способности. 10) Составление синквейна Данный прием помогает выделять главное, лаконично его сформулировать и в то же время творить. На мой взгляд, данные приемы и методы позволяют воспитывать человека, отвечающего требованиям современного общества, готового к познанию, умеющего думать, искать ответы на поставленные вопросы, имеющего свое мнение и способного отстаивать свою позицию, а также творчески развитого, который готов творить. Такая работа приносит свои результаты: 1.      Учащиеся пишут стихи, принимают участие в  различных конкурсах. 2.  3.    Успешно справляются с написанием сочинения-рассуждения и эссе на выпускных экзаменах. 4.      Формируется сплоченный  коллектив, в котором каждый чувствует себя личностью.   Панько Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 37 г. Пензы
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разные приемы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Если мы решились устремиться к возвышенной цели - воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.

Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле - гуманной педагогикой. Ш.А. Амонашвили

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

(Уильям Артур Уорд)

2009, 2010, 2011…Один год сменяет другой, меняются приоритеты, внедряют в жизнь новые реформы… Нововведения не обходят стороной и школьное образование. Общество ставит новые задачи перед учителем, первой указано воспитание «духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому языку, к литературе и ценностям отечественной культуры», потому что важны прежде всего качества характера человека. Предметы «литература» и «русский язык», на мой взгляд, являются базовыми, т.к формируют «духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Им принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом» (указано в образовательных программах по литературе и русскому языку).

Процесс воспитания человека, личности долог и труден, требует напряженной работы как самого учителя, так и ученика. Необходимо организовать работу так, чтобы

  • ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;

  • проявлял свою индивидуальность;

  • интеллектуально и нравственно развивался.

Данные задачи могут быть реализованы, благодаря принципам гуманной педагогики Амонашвили, целью которой и является воспитание человека.

Вот некоторые методы и приемы, которые я использую в своей работе.

1) Разноуровневые задания- карточки по русскому языку и литературе (учащиеся имеют возможность выбрать задание, в соответствии со своими знаниями, желаниями, такие задания позволяют ученику не боятся ответь, дают возможность проявить себя, так как могут выбрать упражнения на сообразительность, логику.

2) Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика и этимология слов» предлагается работа со словарем Даля, почему слово «свидетель пишется с «и», а не с «е», объясните значение слов «спасибо», «здравствуйте» и др.). Такой вид работы формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю, а не к ресурсам сети Интернет.

3) Групповая работа по тексту («Человек на часах», 6 класс, урок по поэме «Мертвые души», глава третья, 9 класс, учащиеся в группах изучают тему, например «Роль интерьера в характеристике героя», «Речевые характеристики героя», «Роль пейзажа в произведении» и др.).

4) Ролевая игра на уроках обобщения и повторения изученного материала: «Объясни соседу по парте пройденную тему, если он не понял ее», таким образом ученик может выступить в роли учителя, объясняющего тему или проверяющего пройденный материал.

Данные формы работы (групповая работа и ролевая игра) позволяют осуществлять сотрудничество учеников, развивать коммуникативные умения, исследовательские способности, чувство коллективизма, личной ответственности за результат; в процессе работы в микрогруппах выявляются личностные качества учащихся.

5) Поиск ответа на проблемный вопрос ( «Кто Андрий -предатель или глубоко любящий человек, готовый на все?», «Тарас Бульба» Гоголя Н.В., 7 кл., «Правильно ли поступила Лидия Михайловна, сыграв со своим учеником в игру «замеряшки» на деньги?», «Уроки французского» Распутина В., 6 кл., «Согласны ли вы с мнением Печорина о том, что в дружбе один раб другого?», «Герой нашего времени» Лермонтов М.Ю., 9 кл. и т.п. Эти и другие неоднозначные вопросы позволяют ребенку высказаться, выразить свое мнение, может быть отличное от мнения большинства, постараться аргументировать свою точку зрения, а другие учащиеся учатся слушать и слышать своего оппонента. Думаю, что формирование таких качеств у учеников очень необходимо в наше время. Люди, умеющие отстаивать свою позицию, востребованы в обществе.

6) Рецензирование ответов ребят самими учащимися с аргументацией своего мнения (за анализ образов литературных героев, за работу у доски, например, на уроке по русскому языку). Такой вид работы помогает вырабатывать навык объективности, честности, беспристрастности, что также немаловажно в современном обществе.

7) Сочинение стихов «буреме» ( по предложенным рифмам), создание стихов на заданные или вольные темы, (у Водянова Игоря, ученика 6 класса, в сентябре 2011 года родилось стихотворение на перемене, своеобразные мысли вслух:

Деревья красиво осенью горят,

О, как цвета природные прекрасны!

А на ветках птицы кричат,

Они не желают морозной зимы.

Им в далекие страны надо лететь,

Пока холода не наступили, надо успеть

Добраться до южной страны

Через моря и океаны.

Но мы, я уверен, встретим их весной,

А пока пойдем домой,

Будем ждать прихода матушки-зимы

И периода веселья детворы.

Конечно, стихотворение не отличается оригинальностью, но я заметила желание ребенка зарифмовать слова, он ищет интересные образы, основанные на переносном значении слова, то есть пытается творить даже на перемене.

8) Мини- сочинения на заданную тему (например, лингвистическая сказка «Почему местоимение местоимением называется?», про приставки пре- и при-, если ребята разрешают озвучить работы, то зачитываю их произведения на уроке).Такой вид работы помогает ребятам усвоить правило, запомнить не механически, а осознанно и применять его на практике).

9) Инсценирование фразеологизмов, пословиц, басен помогает развитию образного мышления, раскрывает творческие способности (кто-то берет на себя роль постановщика, кто-то выбирает роль художника-оформителя, часто бывает так, что в театральную работу включаются скромные ребята, в сценке они перестают стесняться, бояться публики, раскрепощаются, то есть они своеобразно раскрываются).

10) Составление синквейна Данный прием помогает выделять главное, лаконично его сформулировать и в то же время творить, приведу пример синквейна, созданного на первом уроке русского языка в 6 классе по теме «Русский язык - один из развитых языков мира»:

Русский язык

Выразительный, богатый,

Обогащается, развивается,

Он прошлое, настоящее, будущее народа,

Наше достояние и клад!

На мой взгляд, данные приемы и методы позволяют воспитывать человека, отвечающего требованиям современного общества, готового к познанию, умеющего думать, искать ответы на поставленные вопросы, имеющего свое мнение и способного отстаивать свою позицию, а также творчески развитого, который готов творить.

Такая работа приносит свои результаты:

  1. Учащиеся пишут стихи, принимают участие в различных конкурсах, произведения опубликованы в сборниках (2005-2010гг.).

  2. Принимают участие в общешкольных праздниках в роли ведущих и участников мероприятия, многие входят в состав творческой группы по созданию школьной газеты.

  3. Успешно справляются с написанием сочинения-рассуждения и эссе на выпускных экзаменах.

  4. Формируется сплоченный коллектив, в котором каждый чувствует себя личностью.

Панько Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 37 г. Пензы

4

© 2010-2022