Урок по рассказу И. С. Тургенева Бежин луг

Данная разработка урока посвящена рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг".         В ней рассматривается ряд вопросов: картины природы, описание и сравнивание пейзажей у Гоголя и Тургенева- делается вывод: Тургенев связывает мир человека и мир природы,  проделана речевая характеристика героев, в частности, двух мальчиков: Павлуши и Ильюши. Также идёт наблюдение за авторской позицией ( показано любовное отношение автора к тому миру подростков. в который он случайно попал и о котором рассказал. Тургене...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:И.С.Тургенев «Бежин луг»

Цель урока: познакомить учащихся с главой «Рассказы мальчиков»;

дать сравнительную характеристику мальчишек, выявить роль пейзажа в повествовании; развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; воспитывать у учащихся интерес к жизни деревенских мальчишек.

Ход урока.

I. Реализация домашнего задания.

- Сколько описаний природы в рассказе?

Ученики отвечают и потом пересказывают сцены пейзажных зарисовок.

- Чем отличается описание степи у Тургенева и Гоголя?

( варианты могут быть разными- но один из основных моментов- очеловечивание, поэтизация природы, пропускание её через фильтр человеческого сознания у Тургенева и реалистичная красота природы у Гоголя).

Тургенев связывает мир человека и мир природы.

II. Речевая характеристика мальчишек.

- Прочитайте описание мальчиков.

а) Какое отношение к мальчикам вызывает автор у вас?

б)Как вы думаете, с какой целью написал автор этот рассказ?

Приступаем к созданию речевой характеристики мальчиков: Павлуши и Ильюши. ( при этом можно взять по абзацу или даже по одной фразе, которая покажется ученикам более характерной для речи каждого мальчика).

- Давайте рассмотрим рассказ о солнечном затмении. Что мы видим, сравнивая две версии повествования?

( Мы видим прежде всего различие характеров рассказчиков. Перед нами два типа отношения к тому, что наблюдает человек. Стремительное, чуть насмешливое описание Павлушей своего и чужого страха и увлечённое патетическое повествование Ильюши).

- Какие рассказы мальчиков вас заинтересовали и кто из них лучший рассказчик? ( мнения, конечно, разделяются)

- Давайте рассмотрим один фрагмент более детально. Итак, перед нами два рассказа об одном и том же таинственном Тришке.

Павлуша

Ильюша

«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят»

«А ты не знаешь? - с жаром подхватил Ильюша. - Ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка - эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет - так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, - он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется - они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский… ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивительный, лукавый человек».

- Сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

Прежде всего замечается объём высказываний: павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов. Которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский приём.

Затем обратим внимание на знаки: у Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания. Но всё это есть в речи Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий- они предполагают, что в это время его речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

С самого начала обсуждения выясняется, что одному смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Другой же в совершенном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы ещё раз пережить страшное воспоминание.

Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует - он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Можно сначала сравнить структуру фраз, затем поработать со словариками слов каждого мальчика. Оба они говорят так, как принято в деревне: в их речи есть диалектные слова. Составив словарики, мы увидим отсутствие повторов в речи Павлуши и насыщенность ими речи Ильюши.

Мы можем убедиться в важности повторения, например, слова «удивительный» в рассказе Ильюши. Он же ещё дважды называет Тришку «лукавым человеком». В речи же Павлуши Тришка не удостоился никакого определения.

Показать важность повторов для речи ильюши можно даже при помощи одной фразы: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!»

Пусть ученики подумают, какова суть этого повтора.

Домашнее задание.

Сделать речевую характеристику остальных мальчиков.


© 2010-2022