Урок по русскому языку на тему Мастерская слова (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мастерская слова. 6 класс

Цель: учить подбирать слова и составлять с ними предложения, писать сочинение-мигиалюру.уметь оценивать ход деятельности и её результаты через эмоции.

Организовать деятельность детей, стимулировать и направлять её.

Оборудование: заповеди мастерской (на каждом столе), презентация.

Ход урока.

  1. Вступительное слово.

- Что такое мастерская? (Высказывания детей).

- Как вы думаете, почему я об этом спросила? Верно, мы снова будем работать в мастерской и снова будем мастерить слова. (слайд № 1) А какие, попробуйте отгадать: (слайд №2).

- Будем подбирать слова, чтобы передать свои эмоции.

- Чего мы должны добиться по окончании работы? (слайд №3).

  1. Вступительное слово.

Сегодня я рано утром вышла на улицу и увидела удивительную картину: небо было как бы разделено на 2 части: на одной занималась заря, а на другой - светил месяц. Одна сторона с зарёй была светлая, а с месяцем - ещё тёмная. Это было так красиво и удивительно. Какое чувство я испытала, как вы думаете?

- А вы удивлялись чему-либо? Каким цветом можно было бы раскрасить ваше удивление?

Первое открытие: у каждого чувства есть цвет.

  1. Разминка.

Закройте глаза, поднимите ладони кверху. Представьте, что солнечная пыль падает в ваши ладошки и превращается в солнечную муку. Из муки мы испечём лепёшки. Какие чувства вы будете испытывать? Какой запах можно почувствовать?

Второе открытие: у каждого чувства есть запах.

  1. Задание: распределить слова (слайд №4) соответственно вашим ощущениям: горячее - холодное.

Снег, веселье, радость, надменность, эгоизм, счастье, любовь, разочарование, приезд, льдинка, молоко, отъезд.

Третье открытие: у нас появляется то или иное ощущение, когда произносим слова.

5. Работа с текстом.

В речке воды убавилось. Норы бобров, вырытые на крутом берегу, могут оказаться выше уровня воды. Этого бобры не допустят. Значит, надо платину строить, воду поднимать.

Строят гвозди без гвоздя, без топора, без пилы. Лапами да зубами.

Нелегко возводить плотину. Трудятся все: и старые, и малые. Одни ветки отгрызают. Другие деревья валят. Смотришь на них и диву даёшься… Сколько смекалки. Какая точность…

Натаскают брёвнышек, прутьев, жердей. Наставят их - где торчком, где вбок - плотина растёт, лостигая огромных размеров - шагов двести в длину. И широкая илом речным обмазанная. А прочности позавидуешь. Случалось, что лошадь проходила и не проваливалась.

Зорко следят бобры за плотиной. Если заметят, что вода где-то просачивается, то тут же илом это место замажут.

Н. Леденцов.

- Прочитайте текст.

- Как описывает автор работу бобров? Как-то выражает свои чувства или описывает бестрастно?

- Какие действия бобров вызвали эти чувства? Кто может выполнять эти действия? (Действия представлены как выполняемые человеком).

- Я буду называть чувства, возникающие у автора, когда он наблюдал за работой бобров, а вы докажите это словами текста.

1). Сочувствие («нелегко возводить плотину…»).

2). Удивление («смотришь и диву даёшься…»).

3). Восхищение («сколько смекалки…»).

4). Одобрение («зорко следят…»).

5). Уважение к результатам труда («прочности позавидуешь…»).

6. Анализ текста. (слайд 5)

1. Доказать, что это текст

2. Назвать тип речи, стиль, в котором написан текст.

3. Пунктуационный разбор предложения. Натаскают брёвнышек, прутьев, жердей.

4. Объяснить орфограммы: оказаться, стоят, смотришь, проходила, (не) проваливалась.

5. Разобрать по членам предложения. Зорко следят бобры за плотиной.

7. Написание сочинения -миниатюры.

- Мы закончили работу с авторским текстом. А сейчас вы будете сами авторами и напишете сочинение-миниатюру, выбрав одну из данных тем.

- Чем отличается сочинение-миниатюра?

Помощником будет небольшой перечень эмоциональных состояний, которые получили выражение в речи человека (слайд 6):

Темы:

  1. Надо уметь не мешать друг другу.

  2. Сказку надо рассказать ночью.

  3. Лесные запахи.

  4. С пасмурного неба летела одинокая снежинка.

  5. Все люди ошибаются.

  6. Рядом с тобой человек.

  7. Елопая лапа за морозным окном.

  8. Книга-волшебница.

4 открытие: оказывается, каждое эмоциональное состояние испытывает человек в зависимости от причин его вызвавших. Человек может испытывать радость при встрече с другом, в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.

8. Подведём итог. Качественно ли работала наша мастерская? (Высказывания детей). Все ли цели мы достигли?


© 2010-2022