Элективный курс Стилистика русского языка в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ













Образовательный продукт
учителя русского языка и литературы ГОУ «СОШ-И №3»
Малакшиновой О.А.

«Программа элективного курса по стилистике русского языка в 9 классе»
























г. Улан-Удэ

2010 г.

Программа элективного курса «Стилистика русского языка.9 класс»

Пояснительная записка

Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению в 9 , а также в 11 классах, так как результаты ЕГЭ в 9 и 11 классах свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения в 9 и выполнение части С ЕГЭ в 11 классах.

Новизна программы:


  • В выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

  • в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа текста;

  • в представлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, выбранных с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников;

  • в акцентировании внимания рецензированию, редактированию текстов;

  • в систематизировании занятий для постепенного накопления следующих умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;

  • в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Всё, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы состоит в овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевой культуры, формировании умений применять полученные знания на практике, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания, практические работы.

С первого занятия учащиеся чётко представляют конечный результат: перед ними чётко сформулированы цели курса.

Разработанный материал можно использовать на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ, для проведения элективного курса в 9 классах, а также использовать для курсов по выбору в 8-9 классах.

Цели данной программы:


  • научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

  • подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

  • оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

  • способствовать интеллектуальному развитию ученика;

  • воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.







Цели и задачи образовательной области и учебного курса.

Теоретические:


  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:


  • совершенствование коммуникативных умений;

  • поддерживать беседу и вести спор;

  • адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, определять авторскую позицию;

  • логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание;

  • совершенствовать и редактировать текст;

  • применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:


  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

  • воспитывать внимательного читателя, учит размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Принципы, на которых базируется программа:


  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

  • научность, связь теории и практики;

  • наглядность;

  • систематичность и последовательность;

  • прочность полученных знаний;

  • активность и сознательность обучения;

  • базирование на межпредметных связях с литературой, историей, риторикой.

Применяемые технологии:


  • технологии исследовательской деятельности учащихся;

  • технологии проблемного обучения.

  • ИКТ-технологии

  • личностно-ориентированное развивающее обучение

  • здоровьесберегающие технологии

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • способен работать над разнообразной информацией;

  • может корректно выразить своё мнение по самым различным проблемам;

  • умеет аргументированно доказать собственную точку зрения;

  • может анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.













Учебно-тематический план по элективному курсу «Стилистика русского языка». (9 класс)


п/п

Название тем курса

ЗУН

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля


Раздел I. «Стилистика и культура речи». (10 часов).

1

Что есть стилистика? Стилистика - древняя и молодая наука. История создания термина стиль. Основные разделы стилистики.

Дать понятие о стилистике. Знать основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика, функциональная стилистика, стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения: грамматическая форма, виды речевой деятельности, литературный жанр.

1

Лекция. Беседа

Устный опрос.

2

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Формирование знаний о грамматической, функциональной и стилистике текста.

1

Практикум. Обсуждение и редактирование лучших рефератов.

Реферат.

3.

Практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм конструкций.

Дать понятие о практической стилистике, о ее тенденциях.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический и художественный анализ текста).

1

Практикум. (Урок можно проводить в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»). Распределение ролей, разыгрывание сценок. Выполнение заданий повышенной трудности.

Словарная работа (современный лексикон).

4-7.

Изучение функциональной стилистики, т.е. стилей русского языка: научного, официально-делового, публицистического и разговорного.

Формирование умений дифференцировать признаки научного, официально-делового и других стилей русского языка.

3

Лекция, беседа

Самостоятельная работа, анализ текста.

8.

Комплексный анализ текста

Формирование умений анализировать текст.

1

Беседа

Анализ текста.

9.

Контрольная работа

1

Тест.

10.

Что такое культура речи?

Дать понятие о культуре речи, о ее составных частях. Знать условия, необходимые для речевого общения.

Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка, степень владения языком, правильность речи, разнообразие речи, стилизация.

1

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.

Словарная работа. Взаимопроверка.




Раздел II. «Стилистика и риторика». (3 ч.)

11.

О древней науке риторике

Дать понятие о науке «риторика». Знакомство с риторикой Древней Греции и Рима. Знать виды речи, функции ораторской речи. Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы, общие требования к речи. «Роды речей». «Рассуждающая речь.«Показующая речь». «Судебная речь».

1

Устное выступление-защита.

Защита рефератов-проектов «Что такое риторика?».

Редактирование рефератов-проектов. Оценка проектов.

12.

Книжнославянская письменная традиция.

Дать понятие о русском письменном двуязычии, размежевании в пределах единого письменно-литературного языка.

Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие), книжнославянский и письменно обработанный народно-литературные языки.

1

Устные выступления учащихся. Работа со словарем.

Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов М. В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

13.

Три стиля в российском языке.

Знать об истоках возникновения теории «трех стилей», о развитии теории «трех стилей» на Руси, познакомить со стилистическими теориями Ф. Прокоповича, М.В.Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г.Р.Державина.

Ключевые слова: «роды речений» и «три штиля».

1

Лекция.

Исследование текстов.

Выводы, сделанные в ходе исследования текстов.


Раздел III. «Стилистика и лексика».(13ч.)

14-15.

Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы и жаргонные слова).

Знать о разновидностях языка. Дать понятие о структурно-языковых отношениях диалогизмов, о просторечной речи, о словах, использующихся в профессиональной сфере и жаргонизмах.

2

Лекция. Беседа.

Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутных автобусах, на стенах и т.д.)

Сочинение-описание предмета, действия в разных стилях.

16.

Контрольная работа.

1

17.

Активная и пассивная лексика литературного языка. Неологизмы. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)

Дать понятие об активной и пассивной лексике литературного языка. Ключевые слова: неологизмы, историзмы и архаизмы.

1

Лекция. Беседа.

Словарная работа.

18-21.

Богатство и выразительность слов русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Оксюморон. Средства художественной выразительности: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, ирония, гипербола, литота, олицетворение, синекдоха, аллегория, символ, перифраза.

Дать понятие о выразительных средствах языка, о сходствах и различиях звуковой формы слов, о полном и неполном совпадении в звуковом облике разных слов и форм.

4

Лекция с элементами беседы. Работа со словарем.

Анализ поэтических текстов.

Самостоятельная работа, анализ текста,

Тест.

22-25.

Фигуры речи. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Умолчание. Риторическое обращение.

Формирование умений находить в тексте фигуры речи.

4

Лекция. Анализ текстов.

Практическая работа.

26.

Контрольная работа

1

Тест

Тест


Раздел IV. «Стилистика текста». (8 ч.)

27.

Что есть текст? Лингвистические классификации текстов.

Дать понятие о лингвистических классификациях текстов. Знать признаки текста.

1

Лекция. Беседа.

Сообщение на тему «Текст - единица общения» или сообщение о шести лингвистических классификациях текстов.

28.

Я, ТЫ, ОН (композиционно- синтаксические типы речи)

Формирование умений разграничивать композиционно-синтаксические типы речи.

1

Лекция с элементами беседы.

Практическая работа: составление текстов, где одно и то же событие описано от 1, 2 и 3-го лица.

29.

Практическая работа. Анализ текста.

1

30.

Монолог. Диалог. Полилог.

Дать понятие о монологе, диалоге и полилоге. Знать виды монологов и диалогов, их роль. Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, бытовой диалог, реплика диалога, оппонент, устный диалог.

1

Лекция.

Реферат на тему «Фигуры речи как средство диалогизации монологической речи».

31-33.

Функционально-смысловые типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Дать понятие о функционально-смысловах типах речи. Формирование умений разграничивать типы речи, находить в тексте фрагменты определенного типа, строить тексты определенного типа.

3

Лекция. Анализ текстов.

Практическая работа:

составление текстов по типу рассуждения, описания и повествования.

34.

Итоговая контрольная работа

1

1

Тест


Итого 34 часов за год.

Литература

  1. Гольдин. В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1997.

  3. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. 11-е изд. - М., 1975.

  4. Розенталь. Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М. АСТ-ЛТД, 1998.

  5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.- М.: Дрофа, 2002.

  6. Словарь синонимов: справочное пособие / под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Наука, 1975.

  7. «Обучение сочинениям. Развитие речи 5-11кл». Диск. Изд-во «Учитель»

  8. Аудиокурс «Культура речи. Как правильно и грамотно говорить по-русски», Изд-во «Учитель»

  9. 1 С: Репетитор. Русский язык. 2002 г. Изд-во «1 С»

  1. . Уроки Русский язык Кирилла и Мефодия 9 кл. CD DVDbox, ООО «Кирилл и Мефодий».


© 2010-2022