Конспект урока русского языка в 7 классе Правописание омонимичных частей речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 7А классе.

Учитель: Елшина Лилия Сергеевна.

Тема: Правописание омонимичных частей речи

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Рассмотреть случаи употребления омонимичных частей речи, продолжить формировать умение определять части речи.

  2. Научиться отличать союзы от омонимичных им частей речи,

  3. Усвоить этапы применения правила.

  4. Продолжить развитие устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

- проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию омонимичных частей речи

- продолжить знакомить учащихся со способами отличия омонимичных частей речи - сформировать умение применять правило на практике.

Развивающие:

- умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности мышления, развитие устной и письменной речи,

- развитие орфографической зоркости,

- умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

- повышение интереса к учебному процессу,

- формирование активного участия в процессе обучения, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимание к родному языку,

- воспитание нравственных качеств.

Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.

Ход урока:

  1. Оргмомент - 2 мин.

  2. Постановка целей и задач на урок - 2 мин.

  3. Проверка домашнего задания - 2 мин

  4. Актуализация изученного ранее материала. - 10-12 мин.

    1. Повторим теоретические знания.

    2. Омонимия между самостоятельными частями речи:

    3. Работа с раздаточным материалом. (таблица для заполнения)

    4. Повторение практического материала по правописанию предлогов.

  5. Изучение нового материала.8-10 мин

  6. Отработка и закрепление нового материала. - 10-12 мин

  7. Наблюдение над фактами языка. - 4 мин

  8. Подведение итогов урока. Рефлексия. - 3 мин

  9. Домашнее задание - 2 мин


План-конспект урока.

  1. ОРГМОМЕНТ

  2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ НА УРОК

  3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО РАНЕЕ МАТЕРИАЛА.

    1. ПОВТОРИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог. Союз.

Лексика. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Типы омонимов:

Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.

Коса - у девушки на голове;

коса - орудие для покоса;

коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса) .

Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

порог - порок,

луг - лук,

плод - плот,

туш - тушь,

бал - балл,

косный - костный,

предать - придать,

Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.

бе́рег - берёг (точки над ё)

бе́регу - берегу́

бо́льшая - больша́я

бу́ри - бури́

зáмок - замóк

Омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

три медведя - три морковь на; к трём - мы трём

печь пироги - русская печь

лечу на самолете - лечу людей

Фактически нас сегодня интересуют именно омоформы, однако для удобства мы будем использовать термин «омонимы».

  1. ОМОНИМИЯ МЕЖДУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ:

Существительное - наречие (осенью, утром)

Прилагательное - существительное (Столовая комната - школьная столовая)

Глагол - категория состояния (цветок пахнет - пахнет свежестью)

Наречие - категория состояния (Сказал грустно - мне грустно)

Местоимение - глагол (мой дом - мой посуду)

  1. РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ. (ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ)

Конспект урока русского языка в 7 классе Правописание омонимичных частей речи

Конспект урока русского языка в 7 классе Правописание омонимичных частей речи

    1. ПОВТОРЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРАВОПИСАНИЮ ПРЕДЛОГОВ.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На доске предложения:

Мы пришли в школу, чтобы учиться .

Что бы вы мне посоветовали?

Мы тоже советуем вам отдохнуть.

Я читаю то же, что и он.

Эта дорога длиннее, зато безопаснее.

Мы любили его за то, что он был верным товарищем.

Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге.

Давай перейдем реку по тому мосту.

Обсуждение представленных примеров. Их классификация.

Учащиеся записывают пары «союз - мест+частица», записывают Алгоритм работы:

1. Союз замени союзом:

Зато = но

Тоже = также=и

Чтобы = для того, чтобы

Причём = притом = и

оттого что = потому что = так как

2.Частицы ЖЕ БЫ при местоимении переставь или отбрось

3.Местоимение можно опустить.

1. Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами.

2. Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями.

  1. ОТРАБОТКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Письменное задание с выполнением у доски.

Расставь знаки препинания и запиши правильно

Все дружно работали я то(же) не отставал.

Выполни то(же) задание.

Я не попал на выставку за(то) встретился с друзьями.

Мы пошли по(тому) же пути.

Что(бы) я делал без помощи друзей.

При(том) заявлении не найдены документы.

Так(же),как в море, над лугами дуют свежие ветры.

Выполнение задания.

1. В каких предложениях бы пишется слитно?

А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.
Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.
В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось
Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.

2. В каких предложениях же пишется слитно?

А) Я думаю так (же), как и он.
Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.
В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.
Г) Многие поступили бы так (же).

3. В каких предложениях за является предлогом?

А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.
Б) (За) тем лесом виднеется деревня.
В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?
Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.

4. В каких предложениях в является предлогом?

А) Не приехал (в) следствие болезни.
Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.
В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.
Г) Озеро образовалось в) следствие землетрясения.

  1. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ФАКТАМИ ЯЗЫКА.

Лингвистическая загадка:

Косил косой косой косой косой.

Анализ фразы, определение частей речи использованных слов.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Итог урока:

Какие части речи могут быть синонимичны между собой?

Как отличить синонимичные части речи друг от друга?

Как определить правописание омонимичных частей речи?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 52-59 теорию знать.

Подготовиться к самостоятельной работе по правописанию союзов и омонимичных им частей речи.

Письменно составить предложения с союзами и омонимичными им частями речи (см. классную работу)

© 2010-2022