- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на школьном педагогическом совете по теме Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном педагогическом совете по теме Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисименко О.В. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Единственный путь , ведущий к знанию- деятельность»,- говорил Б.Шоу.
« Спеши в школу как на игру .Она и есть такова»,- писал Я. Каменский. Про современную школу это можно сказать с натяжкой. Согласны? А хорошо это? Ведь именно интерес является главным стимулом деятельности ребенка, его развития и обучения.
Принято считать , что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это важно, но ведь не менее важна заинтересованность предметом, увлеченность им. Только прилежание и заинтересованность могут привести ребенка к успеху.
Каждый учитель, идя на урок, задумывается , как сделать урок интересным, ярким, запоминающимся? Каждый мечтает о том , чтобы дети работали на уроке с удовольствием, творчески. Что делаю я , чтобы добиться этого? К каждому уроку я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я готовлю наглядные пособия , подбираю раздаточный материал, таблицы , схемы. Стараюсь построить урок так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Для достижения этой цели я стараюсь проводить комплексное обучение : развиваю речь ( монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические и пунктуационные навыки.
Основной принцип моей работы- научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.
Август Аврелий говорил : « Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность , чем грозная необходимость».
Одна из важнейших задач учителя -формировать интерес к предмету. Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы, и следовательно, чтобы работа была продуктивной, я в течение урока использую различные виды деятельности.
-
Различны виды диктантов:
-словарные, выборочные ( цель - закрепление и повторение орфограмм).
-объяснительные и предупредительные ( использую при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок).
- свободные и творческие ( цель- развитие связной речи, обогащение словарного запаса).
2. Работа с текстом ( цель- формирование мыслящей, грамотной , творческой , компетентной личности ученика).
3. Карточки( цель- контроль знаний, развитие самостоятельности).
3. Тестирование (цель- подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ, используется для текущего и итогового контроля).
4. Работа с опорными схемами и таблицами (цель- повышение качества запоминания материала, используется для структуированного изучения и обобщения).
5.Рабочие тетради ( цель- повторение и закрепление , один из видов домашнего задания, позволяет существенно экономить время , особенно в старших классах).
На уроках литературы:
-
Творческие задания ( цель- развитие художественного , исследовательского , творческого мышления ).
-
Эвристический диалог ( цель- развитие логики, формирование наглядно- образного мышления ).
-
Работа с текстом ( цель- научить формулировать тему, определять проблему , идею произведения, ознокомление с средствами художественной выразительности, определять композицию, рифму, размер ( в стихах)).
-
Выразительное чтение (цель - развитие эстетического вкуса, умение понимать замысел автора).
-
Конкурсы чтецов.
Для активизации познавательной деятельности мною используются различные формы уроков:
- ур.-деловая игра, ур.- пресс- конференция , ур.-соревнование, ур.- КВН, театрализованные уроки, ур.- игры, ур.- конференции, ур.- викторины, ур.- защиты проектов(цель- организация диалога ,живой и свободной взаимосвязи между учеником и учителем; разнообразные формы уроков позволяют каждому ученику выразить свое собственное «я», включить каждого в процесс обучения.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ):
-
5 класс. « ФОНЕТИКА».(Выразительные возможности фонетического строя ).
Анализ ст. А. Прокофьева:
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красвей-
С могучей буквой «Р».
Ну, например, РОССИЯ,
РОССИЯ, например!
Наполненное светом ,
Оно горит огнем.
И гимном слово это
Гремит в стихе моем!!!
-
5 класс. «ЛЕКСИКА». (Прямое и переносное значение слова). К. Чуковский ( примеры детской речи):
Мальчика спрашивают о сестре:
-Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
-Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кровать ложится…
Или:
Стих-е Е. Серова:
Ветерок спросил, пролетая:
-Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
-
5 класс «ПРИСТАВКИ).( Анализ эпиграфа урока).
К. Чуковский : « Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
- Для выяснения значения приставок анализируются примеры:
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы. (М. Лермонтов).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось. ((М. Лермонтов).
Таким образом, решается главная задача урока- развитие
языкового чутья, познавательной активности .
-
5 класс. « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». Задание : Соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить , где союзы соединяют однородные члены , а где- части сложного предложения.
Мала пчела Да стоять не велит
Обычай бычий А дров не видал
Лесом шел Да струны тонки
Мороз не велик А загрызет
Ехал в Казань А ум телячий
Гусли звонки А оба черны
Совесть без зубов Да и та работает
Чугун чугуна дразнит А попал в Рязань.
-
9 класс «БСП».( Цель- отработка умений ставить двоеточие в БСП). Использую примеры из художественной литературы:
« Прием его был очень прост он начисто отгрыз ей хвост».
« Обычай мой с волками иначе не делать мировой , как снявши шкуру с них долой!» ( И. Крылов).
« У советских собственная гордость на буржуев смотреть свысока».
«Обыкновенно мы говорим все дороги приводят в Рим».( В. Маяковский).
ПРИМЕРЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ:
-
Лингвистические угадайки( угадывание слов по толкованию или общему признаку, расшифровка пословиц ,поговорок, фразеологизмов по отдельным признакам).
-
Игры-задачи : « Я задумала слово…», « Вопрос- ответ…».
Например:
- Угадай слово по описанию : «глаз» автомобиля, « Свежезамороженный дождь», « архитектурное строение пчел», родной или крестный, шляпка на ножке, собачья радость, орел , а не птица( город), не носки и не чулки( колготки).
- Какие пословицы и поговорки , скороговорки зашифрованы?
Не воробей…, На дворе…, на траве…,продукт, который маслом не испортишь…,она пуще неволи… и т.д.
-
Создание проблемной ситуации.
«РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ». Проспрягайте глаголы, как изменяется слово «хотеть»?
Пою говорю хочу
Поешь говоришь хочешь
Поет-поют говоришь-говорят хочешь- хотят
По какому принципу изменяется глагол « Хотеть» ? 1 или 2 спряжение?
-
Вопросы занимательного характера ( в основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или « детские» вопросы:
« Почему , когда смотришь на сцену в бинокль , лучше видишь и понимаешь?»
« Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кУзнецу за жену кузнеца?»
« В каком городе живет дядька , если в огороде бузина?»
«Чего не следует сыпать на рану?»
Помимо коллективной работы учащихся на уроке я использую самостоятельную. Она имеет место на всех этапах урока : объяснение нового материала, закрепления, повторения, домашнего задания. Например:
-
Составить словарный диктант по теме.
-
Подготовить опрос по теме.
-
Презентации.
4.Составить план параграфа или конспект.
5. Написать предисловие к произведению , нарисовать обложку, составить сборник лучших стихов автора.
6.Подобрать текст для анализа.
7. Найти высказывания известных людей по проблеме.
Для активизации познавательной деятельности я использую нетрадиционные формы домашнего задания . Они имеют огромное значение для раскрытия творческого потенциала, позволяют наиболее эффективно закреплять знания, полученные на уроке , с одной стороны, и проявить самостоятельность, с другой.
Типы домашнего задания:
-
Творческая работа.
-
Лингвистическое исследование текста.
-
Подготовка иллюстраций.
-
Рисование обложек.
-
Написание рецензий.
-
Художественное чтение.
-
Выразительное чтение по ролям.
-
Инсценировки.
-
Создание литературных произведений различных жанров.
-
Дописать финал произведения, историю героя.
-
Подготовить словарный диктант.
-
Составить вопросы к зачету по теме.
-
Составить конспект, опорную таблицу.
-
Составить кроссворд.
-
Письмо по памяти и др.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ- ЭТО ВОВСЕ НЕ УЧЕНИЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ. ВСЕ ЗНАЮТ: У КОГО БОЛЬШЕ СПОСОБНОСТЕЙ , У ТОГО ОБЫЧНО ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ. НО ЕСТЬ И ОБРАТНОЕ ПРАВИЛО: У КОГО БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА, У ТОГО БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЮТСЯ СПОСОБНОСТИ. ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС- ВОТ НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА.