- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гараева Н.Н. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Составленение характеристики
хорошо знакомого человека
Урок развития речи
Т.Х. Блинникова, учитель 2 категории школы № 114, г. Казань
Цели:
1. научить учащихся составлять характеристику знакомого человека;
2. помочь в определении важных качеств личности и изложении порядка в характеристике человека;
3. воспитать желание разобраться в характере, дать самооценку другу и себе.
Оборудование:
1. дедуктивный материал с характеристиками героев;
2. карточки с определением темпераментов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Эпиграф:
«Много великого есть на свете, но ничего нет более великого, чем человек. Человек - это книга за семью замками».
Софокл.
2. Слово учителя
В прошлом году на уроках русского языка мы учились описывать внешность человека. И это не просто описание портрета, но и описание человека за каким-либо делом, занятием. Сегодня будем учиться составлять характеристику знакомого человека качества личности, познакомимся с определением характеристики, типами темперамента.
Итак, для того, чтобы составить характеристику, нужно знать само определение - что такое характер.
Характер - это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в поведении и поступках.
Все черты характера можно разделить на две группы:
1. Выражают направленность личности (коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость, общительность и замкнутость, аккуратность и небрежность, инициативность и пассивность т.д.).
Что это за слова?
2. Это волевые черты характера, которые способны сознательно регулировать свое поведение (целенаправленность, дисциплинированность, самообладание, смелость и т.д.).
3. Беседа
Мы узнали, что такое характер, а теперь скажите, где в жизни мы сталкиваемся с характеристиками, для чего они нужны?
Эти характеристики по стилю будут одинаковые или разные, почему?
А какие стили речи вы знаете?
4. Задание
Представьте ту или иную ситуацию, попробуем разобраться, к какому стилю относится то или иное высказывание.
1. Иванов Александр, ученик VIII класса школы № 10. Учится в школе с 1 класса…
2. Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик…
3. С кем мне бывает интереснее всех? Конечно но, с Сашей, он такой выдумщик…
4. Мы считаем, что этого человека все хорошо знают. Он способен занимать пост президента. Кто он? Попробуем его охарактеризовать…
5. Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это были просто крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. Мальчиков было пятеро…
6. Через всю повесть проходит сопоставление характеров братьев Остапа и Андрия…
5. На уроках литературы мы постоянно знакомимся с героями. Великие мастера-писатели показывают нам своих героев и внешне, и внутренне, с их поступками, размышлениями. Давайте прочитаем 2-3 характеристики (Швабрин, Маша, Пугачев).
Что особенного в этих характеристиках? Каков тот или иной герой?
6. Работа над выразительными средствами языка
Карточка № 1
Лицо, худощавое, грустное, смуглое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, сияющее, умное, капризное, порозовевшее, хмурое, злое, виноватое.
Лоб, высокий, крутой, благородный, гладкий, с глубокими морщинами, покатый, узкий, открытый, гордый.
Губы: бесцветные, яркие, суровые, толстые, упрямые, тонкие, алые, пухлые, пурпурные, бантиком.
Нос: короткий, крохотный, большой, с горбинкой, прямой, курносый, острый, хищный, пуговкой, широкий, орлиный, правильный.
Глаза: карие, голубые, искрящиеся, живые, бархатные, черные, раскосые, узкие, большие, бездонные, круглые, прищуренные, бесцветные, быстрые, блестящие, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, голубовато-серые, смущенные, счастливые, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные, гневные, внимательные, добрые.
Здесь даны определения из «Словаря эпитетов русского литературного языка». Зачитаем их.
Посмотрите на доску: перед вами характеристики людей. Давайте зачитаем и вдумаемся, что обозначает каждое из названных слов. Выберите, какие можно отнести к вашему другу, сестре, брату, соседу и т.д.
7. Словарная работа
Рассмотрели и примели эти характеристики к своим близким, обосновали ту или иную черту характера.
Надо сказать, что характер складывается на основе темперамента. А темперамент - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости, проявляющихся в его отношении к окружающим, в его поведении.
Ученые выделяют 4 типа темперамента:
1. меланхолический,
2. флегматический,
3. сангвинистический,
4. холерический.
Карточка № 2
1. Холерик - человек порывистый с сильными и быстро загорающими чувствами. Они нередко вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, но не злопамятен.
2. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, эмоционально откликается на все впечатления. Его чувства отражаются и во внешнем поведении, но они не глубоки и легко сменяются.
3. Меланхолик - человек, который эмоционально откликается далеко не на все. У него большое разнообразие переживаний, но они отличаются большой силой и длительностью, хотя внешне проявляются слабо.
4. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный, спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя, чувства его почти никак не проявляются, ни могут накапливаться и давать вспышки.
8. Составление плана характеристики
Перейдем к составлению плана характеристики. Без плана трудно составить характеристику. Запишем в тетрадях план:
1. Что вы знаете о своем близком человеке (биографические данные)?
2. Описать внешность (что есть особенного, что привлекать вас в нем).
3. Какой он человек, какие способности в нем вы находите (результаты учебы, трудности, умения)?
4. Есть ли у знакомого какие-либо особенности памяти, мышления, воображения?
5. Особенности характера и темперамента.
6. Его позиция в классе, коллективе.
7. Что он ценит в людях?
8. Какие недостатки у него есть, как он борется с ними?
9. Его идеалы, на кого старается походить?
10. Его дальнейшие планы после школы (кем хочет быть).
11. Дурные и хорошие привычки.
12. Есть ли хобби, увлечения? Чем занимается в свободное время?
9. Вывод:
Что мы узнали нового?
10. Домашнее задание:
по упражнению 86 написать характеристику.
Оценки за урок.